Анализ положения дел в отрасли. Бизнес-планирование является наиболее прогрессивной формой планирования

Бизнес-планирование

Бизнес-планирование является наиболее прогрессивной формой планирования. Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от понимания состояния дел в данный момент, четкого представления того, что бизнес намерен достичь, и планирования процесса перехода из одного состояния в другое.

В понятие «бизнес-планирование» входит определение целей и путей их достижения. В мировой практике планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям как сбыт, финансы, производство и закупки.

Руководство любого предприятия все время ощущает необходимость изменений, выбора. Оно должно осуществить выбор оптимальной цены реализации, величины объема продукции, принимать решения в области кредитной, инновационной, инвестиционной политики и многое другое. Чтобы обеспечить возможность принятия технически, организационно, экономически обоснованных решений, на предприятии производятся и анализируются расчеты альтернативных предложений и описываются ожидаемые результаты экономической деятельности. Бизнес-планирование непрерывный процесс, результатом которого является разработка бизнес-плана.

Ценность бизнес-плана заключается в следующем:

· он даёт возможность определить жизнеспособность предприятия в условиях рынка;

· содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;

· служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Процесс составления бизнес-плана вынуждает предпринимателей критически оценивать собственные силы, поскольку при этом приходится отвечать на вопросы: Получится ли? На кого рассчитан выпускаемый продукт или услуга? Найдут ли они своего покупателя? Сможет ли предприятие защитить свои права на новинку или конкурентам ничего не стоит её скопировать? С кем придётся конкурировать?

Бизнес-план может носить характер текущего (один год) или перспективного (3-5 лет и более).

Бизнес-планы по своему назначению могут быть инвестиционными, если для реализации поставленных целей требуется первоначальное вложение капитала, могут быть и бизнес-планами развития, которые чаще приобретают форму тактического плана, заменяя последний. Его главная цель – оценка инноваций: изменение технологических процессов; поиск новых рынков сбыта; освоение новых видов деятельности и т. д. В этом случае объектом планирования является не только нововведение, но и вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия, и структура бизнес-плана практически дублирует структуру тактического плана.

Для составления бизнес-плана необходимо собрать обширную информацию, и в первую очередь информацию об объёме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия. Эта информация ещё до составления плана позволит оценить жизнеспособность самой концепции развития бизнеса предприятия.

Необходимо также чётко определить цели и задачи предприятия, поскольку, имея перед собой ясную цель, гораздо легче понять, что и как нужно делать.

Для составления бизнес-плана необходимы:

Информация о спросе (о потенциальных размерах рынка, о фирмах-конкурентах, о торговой наценке, о рыночных трендах и перспективах роста).

Производственная информация:

* необходимо установить перечень всех операций технологического процесса и выяснить, не выгоднее ли будет часть из этих операций передать субподрядчикам;

* потребность в сырье и материалах, установить конкретных поставщиков, в том числе альтернативных, их адреса и ориентировочные цены;

* потребность в оборудовании, решить вопрос о возможностях лизинга;

* трудовые ресурсы;

* помещения;

* накладные расходы.

Большая часть вышеперечисленной информации должна быть непосредственно отражена в бизнес-плане.

3. Финансовая информация. Финансовые аспекты деятельности предприятия позволяют оценить объём собственных финансов для покрытия расходов и иметь информацию о том, сколько, каких и откуда можно привлечь заёмных средств.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров предприятия и сферы его действия. Состав бизнес-плана будет зависеть также от размеров предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив развития предприятия.

В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.

Описательная часть бизнес-плана, как правило, состоит из следующих основных разделов:

- резюме проекта;

- анализ положения дел в отрасли;

- характеристика организации и стратегия ее развития;

- план маркетинга;

- производственный план;

- организационный план;

- финансовый план.

Рассмотрим содержание основных разделов бизнес-плана.

Резюме проекта

Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его содержание должно в сжатой и доступной форме, до 2-3 страниц, изложить суть бизнес-плана. Это реклама проекта, а потому она должна содержать доказательства его успешности и выгодности.

Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда и т. п.), то указать их.

Анализ положения дел в отрасли

В этом разделе описываются основные направления и цели деятельности будущего проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли. Следует указать на характер отрасли – развивающаяся, стабильная или стагнирующая. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание состояния организации и той отрасли индустрии, в которой оно будет работать и конкурировать, так как одним из критериев на победу в конкурентной борьбе является ситуация на рынке продукции этого класса.

В бизнес-плане рекомендуется дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о тенденциях развития. Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конкурентов, указать их сильные и слабые стороны. Необходимо также изучить все прогнозы по данной отрасли и в результате ответить на вопрос, на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги организации.

Наши рекомендации