Бюджетная система РФ, состав

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях, периодических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, бюджетов национаотно-государственного и административно-территориальных образований, а также местных бюджетов.

Бюджетная система состоит из бюджетов след.уровней:

1 уровень формирует Федеральный бюджет и бюджеты гос.внебюджетных фондов

2 уровень формирует бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных гос. внебюджетных фондов. Бюджеты субъектов РФ, т.е. региональные бюджеты, включают бюджеты республик, областей, краев, автономных областей, а также бюджеты городов фед.значения,т.е. Москвы и Санкт-Петербурга.

3 уровень включает местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов фед.значения(Москвы , Санкт-Петербурга), бюджеты городских и скльских поселений.

При этом выделяют местные бюджеты 2 уровней(типов): муниципальных районов(городских округов) и бюджеты поселений. Бюджет мун.образования-это форма распределения и использования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для испонения расходных обязательств соответствующего муниц.образования.

Бюджет муниципального районо и свод бюджетов городских и сельских поселекий, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Бюджет субъектов Рф, т.е.региональный бюджет это форма образований и расходования денежных средств на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответстующего субъекта РФ.

Бюджет субъектов РФ и свод бюджетов муниц.образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъектов РФ.

Федеральный бюджет- это форма образования и расходования денежных средств на финансовый год для исполнения расходных обязательств РФ.

Федеральный бюджет и свод бюджетов субъектов РФ образуют консолидированный бюджет РФ.

38. Субъекты бюджетных отношений и особенности их компетенции.

1. Государтсво

2. Представительные исполнительные органы гос.власти

3. Гос. и муниц. организации

4. Граждане

Характерной чертой правосубъектности почти всех субъектов бюджетного права (кроме бюджетных учреждений) является то, что она выражается в их компетенции, т.е. определенной системе правомочий, где права субъектов являются одновременно и их обязанностями1.
В бюджетном праве доминирующими субъектами являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Это связано с тем, что развитие отношений, составляющих предмет бюджетного права, осуществляется главным образом за счет реализации суверенных прав государства, а также прав, принадлежащих муниципальным образованиям. Так, к суверенным правам Российской Федерации (в целом) относятся право на собственный бюджет, право на зачисление доходов в бюджет, право на рассмотрение и утверждение бюджета и др. Соответственно развитие бюджетных отношений, к примеру, по поводу рассмотрения и утверждения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ осуществляется через реализацию бюджетной компетенции (правосубъектности) Российской Федерации и субъектов РФ, а не уполномоченных ими органов.
Органы государственной власти и местного самоуправления являются самостоятельными субъектами бюджетного права, ибо обладают бюджетной компетенцией. Они выступают в качестве уполномоченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере бюджета, они находятся в постоянно длящихся отношениях с государством, где уполномочены выражать государственную волю в установленных им пределах.

К третьей группе субъектов бюджетных отношений относятся: государственные и муниципальные предприятия; государственные и муниципальные учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.Юридические лица являются субъектами бюджетного потому, что участвуют в бюджетном процессе, а также получают финансовые ресурсы из бюджета. Физические лица таже относятся к субъектам бюджетного права, поскольку они являются получателями бюджетных средств.

Виды и содержание бюджетного контроля

Бюджетный контроль выступает в 2 формах в зависимости от органов его осуществляющих:

1) Парламентский контроль осуществляет Совет Федерации и Гос.Дума. Созданная Счетная палата проводит проверки в министерствах, ведомствах, на предприятиях, проверки вопросов, связанных с формированием и использованием доходной и расходной чисти ФБ.Ежеквартально Сччетная палата представляет отчет в Совет Федерации и Гос.Думу о ходе исполнения бюджетного процесса и дает ежегодное заключение по отчету правительства об исполнении бюджета.

2) Административный контроль осуществляет Министерство финансов РФ, Федеральная служба казначейства, фин.органы гос.власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также главные распорядители и распределители бюджетных средств. Казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль использования бюджетных средств. Министерство финансов осуществляет внутренний аудит главных распорядителей и получателей бюджетных средств, а также может осуществлять аудит бюджетов субъектов РФ и местных субъектов.Финансовые органы субъектов РФ осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распределителей и получателей бюджетных средств, а также других участников бюджетных средств.

Бюджетные правоотношения

Бюджетное право- совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, бюджетный процесс, компетенцию органов власти в бюджетном процессе.

Норма бюджетного права- установленные государством правила поведения в бюджетных отношениях, закрепляющие права и обязанности участников.

В зависимости от способа воздействия различают 3 вида норм:1) обязывающие нормы, требующие выполнение определенных действий,2) запрещающие нормы, требующие запрещение определенных действий, 3)уполномачивающие нормы устанавливают права участников на совершение опред.действий.

Нормы рос.бюджетного права устанавливают бюджетное устройство, состав бюджетной системы, компетенцию каждого звена бюджетной системы, перечень расходов и доходов каждого звена.

Бюджетный процесс осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т.е урегулируемыми нормами права, отщественными отношениями между отдельными субъектами бюджетных правоотношений.

Субъекты бюджетных правоотношений: государство, представительные испольнительные органы власти, гос.и муниц. организации, граждане.

Источники бюджетного права: Конституция РФ, нормы и принципы международного права, решение конституционного суда, бюджетное законодательство, подзаконные нормативно-правовые акты.


Наши рекомендации