Виды налогов и методы их уплаты

Существуют несколько критериев классификации налогов :

1) по плательщикам - это налоги, уплачиваемые:

- физическими лицами;

- юридическими лицами;

- физическими и юридическими лицами.

2) по объектам обложения - это налоги на:

- доходы;

- имущество;

- реализацию товаров (работ, услуг);

- определенные виды расходов;

- на совершение определенных операций;

- налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятельности.

3) по перелагаемости налогового бремени налоги бывают:

- прямые;

- косвенные;

- пошлины и сборы.

4) по компетенции властей:

- федеральные;

- региональные;

- местные.

5) по адресности зачисления налоги бывают:

- закрепленные (на длительный период за определенным бюджетом);

- регулирующие, которые распределяются между бюджетами по нормативам отчислением, устанавливаемым ежегодно.

6) по целевой направленности:

- общие, не предназначенные для финансирования конкретного расхода;

- целевые.

7) периодические и разовые (например, таможенные пошлины).

К прямым налогам относят налоги на доходы и на имущество. Они подразделяются на реальные и личные прямые налоги. Реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными - совокупность доходов или имущество налогоплательщика. К прямым реальным налогам относятся земельный налог, а также подомовой налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, на ценные бумаги (этих налогов нет в налоговой системе РФ, но они есть в налоговых системах других стран). К прямым личным доходам относят налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на дарение.

Прямые налоги построены на основании явлений постоянного характера и поэтому заранее определимы. Косвенные налоги исходят из переменчивых явлений, например, из отдельных сделок, покупок. К косвенным относят акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины (эти налоги и сборы есть в нашей стране), а также налог с оборота, налог с продаж (этих налогов нет в налоговой системе РФ, но есть в налоговых системах других стран).

Пошлины и сборы бывают на обращение имущество, на акты гражданского состояния, судебные, нотариальные, гербовые, прочие.

При классификации налогов по компетенции властей:

- к федеральным относятся налоги, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ;

- региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (краев, областей). Основы региональных налогов (субъекты, объекты, налоговая база и т.п.) установлены на федеральном уровне, а региональные органы власти могут установить свои региональные льготы, могут снизить налоговую ставку, а также определяют форму налоговой декларации, порядок и сроки уплаты налога и сдачи налоговой отчетности.

- местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными актами органов муниципальных образований и действуют на их территории. Основы местных налогов установлены на федеральном уровне, а местные органы власти правомочны в расширении списка льгот, снижения налоговой ставки, установления порядка и сроков уплаты местных налогов и сдачи отчетности по местным налогам.

ТЕМА 3. НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Понятие налогового права

Принципы налогового права

Налоговое законодательство

Понятие налогового права

Налоговое право – система финансово-правовых норм (общеобяза­тельных правил поведения), регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов, а также налоговому контролю и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Распределение и использование бюджет­ных средств лежит уже за рамками налоговых отношений.

Существуют общие и особенные нормы налогового права.

Общие нормы имеют значение для всех налогов, характеризуют основ­ные положения налогообложения, содержатся в I части Налогового кодекса РФ.

Особенные нормы налогового права регулируют порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов (во II части НК РФ).

Предмет налогового права — отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу ус­тановления, введения и взимания налогов. Эти отношения всегда свя­заны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в государственную казну.

Метод налогового права — совокупность и сочетание приемов, спосо­бов воздействия на общественные отношения по вопросам налогообложе­ния.

Налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, т. е. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами налогового права. Согласно ст. 2 Кодекса к отношениям, которые ре­гулируются законодательством о налогах и сборах, относятся:

• отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сбо­ров;

• отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

• отношения, возникающие в процессе привлечения к ответствен­ности за совершение налогового правонарушения.

Этот перечень отношений является исчерпывающим. Поэтому на­логовые отношения не могут регулироваться:

а) нормативно-правовыми актами, которые не входят в понятие «за­конодательство о налогах и сборах» (в частности, решениями Пра­вительства РФ и иных органов исполнительной власти и местного самоуправления);

б) нормативно-правовыми актами других отраслей права: граждан­ского, финансового, бюджетного, семейного и др.

Субъекты налоговых правоотношений — государственные налого­вые органы, налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые представители (агенты).

Налоговыми органами в настоящее время являются Федеральная на­логовая служба и ее подразделения. Отдельными полномочиями в части взимания таможенных платежей наделяются таможенные органы.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение — обязательный безвозмездный взнос, налог, сбор, размер которого определяется установленными на­логовым законодательством правилами. Объект налогового правоот­ношения и объект налогообложения — связанные, но не идентичные понятия.

Содержание налогового правоотношения — совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, которые преду­смотрены действующим законодательством о налогах и сборах на всех уровнях (федеральном, региональном и местном).

Принципы налогового права

Можно сформулировать шесть основных юридических принципов налогообложения.

1. Равное налоговое бремя (нейтральность) — предусматривает все­общность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом. Налоги и сборы не могут различно применять­ся исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональ­ных и иных различий между налогоплательщиками. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уп­лате налога исходя из принципа справедливости.

2. Установление налогов законами - конституционный принцип, означающий, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются и отменяются толь­ко Налоговым кодексом.

3. Отрицание обратной силы налоговых законов — общеотрасле­вой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

4.Приоритет налогового закона над неналоговыми законами — явля­ется специальным признаком и означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нор­мам налогового законодательства. В случае коллизии норм конституционное право имеет приоритет перед налоговым, при взаимодействии с другими отраслями права применяются положения именно налогового законодательства.

5.Наличие всех элементов налога в налоговом законе — отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом.

6.Сочетание интересов государства и обязанных субъектов — прису­ще любой системе налогового законодательства и предполагает неравен­ство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуп­равления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона. Это неравенство прояв­ляется в неравноправном положении плательщика налогов при взыска­нии недоимок и штрафов, а также возврате переплаченных налогов.

Наши рекомендации