Понятие, задачи и виды аудита

Основными нормативными документами, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, является Федеральный закон от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Федеральный закон от 01.12.2007г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесен ряд изменений в законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности. Основные цели этих изменений - переход к применению в России международных стандартов аудита и уточнение норм Федерального закона "Об аудиторской деятельности" по результатам анализа правоприменительной практики, а также в связи с последними изменениями в российском законодательстве.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

С целью более точного определения характера услуг, относящихся к аудиторской деятельности, ФЗ №403 установлено, что любая проверка, проведенная в соответствии с требованиями и в порядке, установленными стандартами аудиторской деятельности, является такой деятельностью и, следовательно, может вестись исключительно аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

В качестве предмета аудита были определены два вида финансовой информации:

1) бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная Федеральным законом "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами,

2) аналогичная по составу отчетность, предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами (например, консолидированная финансовая отчетность, предусмотренная Федеральным законом "О консолидированной финансовой отчетности").

В дополнение к этому предметом аудита определены:

часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (один отчет, статья или группа статей, др.);

любая иная финансовая информация (перспективная финансовая информация, налоговая отчетность, надзорная финансовая отчетность, др.).

Последнее означает, что аудиторской услугой, т.е. услугой, которую могут оказывать только аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, является не только проведение аудита бухгалтерской (финансовой) и аналогичной ей отчетности, но также проведение аудита любой иной финансовой информации. Официальным документом о достоверности такой информации является исключительно заключение аудиторской организации (индивидуального аудитора).

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является.

Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Основная цель аудита – выражение мнения о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Задачами аудита являются:

1 проверка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

2 правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

3 выявление резервов роста финансовых ресурсов организации;

4 соблюдение действующего законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения;

5 констатация достоверности или недостоверности бухгалтерской отчетности.

Объектами аудита являются осуществляемые хозяйственные процессы, которые в совокупности составляют хозяйственную деятельность субъекта, которая проверяется.

Субъектом внешнего аудита являются юридические лица (аудиторские фирмы) или физические лица (аудиторы).

Субъектом внутреннего аудита является служба внутреннего контроля или аудита предприятия, банка или другой организации.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

независимость;

честность;

объективность;

профессиональная компетентность и добросовестность;

конфиденциальность;

профессиональное поведение.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений.

Переченьсопутствующих аудиту услугустанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности (ФПСАД №24).

К сопутствующим аудиту услугам относятся:

а) обзорная проверка бухгалтерской финансовой отчетности (ФПСАД №33);

б) выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации (ФПСАД №30);

в) компиляция финансовой информации (ФПСАД №31).

В основу разграничения аудита и сопутствующих услуг положено понятие об уровне уверенности. Уверенность рассматривается как убежденность аудитора в отношении надежности предпосылок составления бухгалтерской финансовой отчетности, представленной стороной, составляющей отчетность, и предназначенной для использования предполагаемыми пользователями. Для обеспечения такой уверенности аудитор оценивает доказательства, собранные в результате проведенных процедур, и делает выводы об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Степень достигнутой убежденности и, следовательно, уровень уверенности, который может быть предоставлен, определяются на основе результатов выполненных процедур.

При проведении аудита аудитор обеспечивает разумный, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом аудита, не содержит существенных искажений. В аудиторском заключении это выражается в форме позитивной разумной уверенности.

Целью обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности является предоставление аудитору возможности определить на основе процедур, которые предоставляют не все доказательства, требующиеся для аудита, не привлекло ли внимание аудитора что-либо, что заставило бы его предположить, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не была составлена во всех существенных отношениях в соответствии с установленными требованиями к ее составлению. Обзорная проверка включает в себя в основном запросы и аналитические процедуры, направленные на общую проверку надежности предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, за которые отвечает сторона, составляющая отчетность, и предназначенные для использования предполагаемыми пользователями.

Исполнитель и хозяйствующий субъект должны согласовать условия обзорной проверки и отразить их в договоре оказания услуг по обзорной проверке. Исполнитель должен основываться на профессиональном суждении при определении характера, временных рамок и объема процедур обзорной проверки. Процедуры, используемые при проведении обзорной проверки, могут включать:

а) получение исполнителем представления о деятельности хозяйствующего субъекта и отрасли экономики, в которой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность;

б) запросы в отношении учетной политики хозяйствующего субъекта;

в) запросы в отношении порядка отражения в учете, классификации и обобщения операций, группировки информации для отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности и ее раскрытия;

г) запросы в отношении всех существенных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

д) аналитические процедуры, разработанные с целью выявления соотношений и отдельных статей, которые представляются необычными. При выполнении данных процедур исполнитель должен особо рассмотреть обстоятельства, обусловившие необходимость внесения корректировок в информацию предыдущих периодов. Данные процедуры включают сравнение финансовой (бухгалтерской) отчетности текущего и предыдущих периодов, сравнение финансовой (бухгалтерской) отчетности с предполагаемыми результатами и финансовым состоянием, изучение соотношений различных показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые должны соответствовать прогнозируемым показателям, характерным для данного хозяйствующего субъекта и (или) для отрасли в целом;

е) запросы в отношении решений, принятых на общих собраниях акционеров (участников), заседаниях совета директоров (наблюдательного совета), и прочих решений, которые могли оказать влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

ж) изучение финансовой (бухгалтерской) отчетности с учетом ставшей известной исполнителю информации о соответствии финансовой (бухгалтерской) отчетности правилам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

з) получение заключений других аудиторов или исполнителей, которые проводили соответственно аудит или обзорную проверку финансовой информации, представленной одним или несколькими компонентами и включенной в финансовую (бухгалтерскую) отчетность хозяйствующего субъекта;

и) запросы сотрудникам хозяйствующего субъекта, которые отвечают за составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в отношении, например, того, все ли операции были отражены в учете, составлена ли финансовая (бухгалтерская) отчетность в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, имели ли место изменения в деятельности хозяйствующего субъекта или в его учетной политике, в чем они заключались, а также запросы по вопросам, возникшим в ходе обзорной проверки, и получение в случае необходимости от руководства хозяйствующего субъекта заявлений и разъяснений в письменной форме.

Примерный перечень процедур, которые могут быть проведены в ходе обзорной проверки, приведен в приложении к стандарту.

При проведении обзорной проверки аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений. В заключении по результатам обзорной проверки это выражается в форме негативной уверенности.

Согласованные процедуры могут выполняться аудитором в отношении отдельных показателей финансовой информации (например, дебиторской или кредиторской задолженности, объема продаж и прибыли подразделений лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг), одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.

Цель выполнения согласованных процедур в отношении финансовой информации заключается в проведении аудитором процедур аудиторского характера, которые были согласованы между аудитором, лицом, заключившим договор оказания сопутствующих аудиту услуг, и третьим лицом, а также в предоставлении отчета о фактах, отмеченных при выполнении согласованных процедур в отношении финансовой информации.

При проведении согласованных процедур аудитор предоставляет только отчет об отмеченных фактах без обеспечения уверенности. Вместо этого представителям хозяйствующего субъекта или пользователям отчета предоставляется возможность самим оценить проведенные процедуры и факты, приведенные в отчете, и сделать собственные выводы по данным работы аудитора.

Компиляция финансовой информации - сбор, классификация и обобщение финансовой информации, а также возможная ее трансформация, т.е. преобразование форм финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в иные формы финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Целью компиляции финансовой информации для аудитора является использование экспертных знаний в области бухгалтерского учета, а не экспертных знаний в области аудита, для сбора, классификации и обобщения финансовой информации. Обычно это предполагает приведение подробных сведений в удобную для понимания и управления форму без проверки предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, лежащих в основе этой информации. Выполняемые процедуры не предназначены для выражения мнения и не позволяют аудитору выразить мнение о достоверности финансовой информации. Задание по компиляции финансовой информации обычно включает составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, но может также включать сбор, классификацию и обобщение иной финансовой информации.

При проведении компиляции финансовой информации пользователи компилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе аудитора, обладающего должной квалификацией в области ведения учета и составления отчетности, но в отчете аудитором не выражается никакой уверенности.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

В соответствии с ФЗ № 403 аудиторская организация (индивидуальный аудитор) может осуществлять управленческое консультирование при соблюдении всех следующих условий:

- данное консультирование связано с финансово-хозяйственной деятельностью организации (в том числе по вопросам реорганизации и приватизации);

- данное консультирование связано с аудиторской деятельностью;

- данное консультирование не порождает для аудиторской организации (индивидуального аудитора) конфликт интересов либо риск возникновения такого конфликта.

С целью совершенствования перечня допустимых неаудиторских услуг из него исключены: анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей; экономическое консультирование; финансовое консультирование.

В России применяется следующая система стандартов аудиторской деятельности:

1 Федеральные стандарты

2 Внутренние стандарты аудиторской деятельности СРОА

3 Внутренние (внутрифирменные) стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД):

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

ФПСАД утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г. № 696 в количестве 34 (стандарты второго поколения), также 9 ФСАД утверждены в 2010-2011г. (стандарты третьего поколения)

В соответствии с ФЗ № 403 в качестве стандартов аудиторской деятельности в России будут применяться МСА, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.

МСА будут применяться на территории Российской Федерации после признания их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По мере признания МСА станут обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) и утратят силу федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Минфином России, и правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством Российской Федерации.

МСА подлежат применению, начиная с года, следующего за годом, в котором они будут признаны в России. Переход к применению МСА в России должен быть осуществлен в следующие сроки:

не позднее 1 октября 2015 г. Правительство Российской Федерации должно установить порядок признания МСА;

не позднее двух лет со дня вступления в силу этого порядка МСА должны быть признаны в России;

признанные МСА должны применяться при оказании аудиторских услуг, начиная с года, следующего за годом их признания.

Классификация видов аудита строится на основе различных критериев.

По объектам аудита выделяют банковский, страховой, инвестиционный, общий аудит.

По назначению выделяют финансовый аудит, аудит на соответствие, управленческий (операционный) аудит.

По времени осуществления выделяют первоначальный и периодический аудит.

По организационным формам выделяют:

- внутренний аудит представляет собой независимую деятельность по проверке и оценке работы организации в интересах ее собственников и руководителей. Проводится аудиторами, работающими непосредственно в данной организации.

- внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами для объективной оценки положения дел в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности аудируемого экономического субъекта.

По отношению к требованиям законодательства выделяют:

- инициативный аудит проводится по инициативе руководителей, собственников, акционеров, учредителей экономического субъекта в любое время и в любых объемах;

- обязательный аудит проводится ежегодно в обязательном порядке в отношении экономического субъекта, соответствующего установленным законодательством РФ критериям.

В соответствии с ФЗ № 307 обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Расходы на проведение аудита отражаются на счетах затрат, включаются в состав расходов от основной деятельности и учитываются при расчете налога на прибыль. Данная операция подтверждается следующими документами: договор о проведении аудиторской проверки, акт на выполненные работы, счет-фактура, аудиторское заключение.

Дт 20, 26, 44 Кт 76

Дт 19 Кт 76

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

Планирование аудиторской деятельности регулируется ФПСАД № 3 «Планирование аудита». Применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него дополнительные вопросы согласно ФПСАД № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица».

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование аудита включает следующие основные этапы:

1 предварительный;

2 подготовки и составления общего плана аудита;

3 подготовки и составления программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен получить информацию:

- о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране в целом и ее отраслевые особенности;

- о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями;

- об организационно-управленческой структуре экономического субъекта;

- о видах деятельности;

- о структуре капитала и курсе акций;

- о технологических особенностях;

- об уровне рентабельности;

- об основных контрагентах экономического субъекта;

- о порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта;

- о существовании дочерних и зависимых организаций;

- о системе внутреннего контроля;

- о принципах формирования оплаты труда персонала.

Основными источниками информации об экономическом субъекте служат:

- устав экономического субъекта;

- документы о регистрации экономического субъекта;

- протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собраний акционеров и т.п.;

- документы, регламентирующие учетную политику;

- бухгалтерская и статистическая отчетность;

- документы планирования деятельности экономического субъекта;

- контракты, договора, соглашения экономического субъекта;

-отчеты аудиторов, консультантов;

- внутрифирменные инструкции;

- материалы налоговых проверок;

- материалы судебных и арбитражных исков;

- документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта;

- сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;

- информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. Считая проведение аудита возможным, аудиторская организация готовит письмо о проведении аудита и отсылает его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и с экономическим субъектом заключается договор оказания аудиторских услуг. Пример письма и содержание договора приведено в ФПСАД № 12 «Согласование условий проведения аудита».

На 2 этапе планирования аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе: (ФПСАД № 8,19,23)

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

(ФПСАД №8,5, ФСАД №6/2010)

учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

(ФПСАД №8,4,21, ФСАД №5/2010)

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

установление уровней существенности для аудита;

возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

(ФПСАД №4,29)

относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе: (ФПСАД №28,32)

привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

привлечение экспертов;

количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе: (ФПСАД №11,9,12,22)

возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

На 3 этапе планирования аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Содержание общего плана аудита и программы проверки может представлено в виде таблицы 1,2.

Таблица 1 – Общий план аудита

Проверяемая организация

Период аудита

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечания
       
       
       

Руководитель аудиторской организации

Руководитель аудиторской группы

Таблица 2 – Программа проверки

Проверяемая организация

Период проверки

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

Перечень аудиторских процедур по разделам аудита Период проведения Исполнитель Рабочие документы аудитора Примечания
         
         
         

Руководитель аудиторской организации

Руководитель аудиторской группы

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Наши рекомендации