Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые агенты

Система налогов и сборов в РФ. Общие положения о налогах и сборах

Законодательство о налогах и сборах не содержит определения системы налогов и сборов. Анализ главы 2 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) позволяет сделать вывод, что под системой налогов и сборов законодатель подразумевает совокупность налогов и сборов, установление и взимание которых допустимы на территории РФ.

Согласно статьи 2 НК РФ, законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Пунктом 2 статьи 4 НК РФ предусмотрено: Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (Федеральная налоговая служба РФ, ФНС РФ), его территориальные органы (ИФНС), а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы РФ не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Согласно статьи 3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Согласно пункта 1 статьи 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:

  • Обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;
  • Индивидуальная безвозмездность платежа;
  • Денежная форма налога;
  • Отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;
  • Целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно пункта 2 статьи 8 НК РФ, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Согласно пункта 2 статьи 17 НК РФ, «факультативным» (не обязательным элементом налогообложения) являются налоговые льготы и основания для их использования, также устанавливаемые актом законодательства о налогах и сборах.

Объект налогообложения Реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений статьи 38 НК РФ.
Налоговая база Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (статья 53 НК РФ)
Налоговая ставка Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (статья 53 НК РФ). Можно выделить следующие виды ставок: 1) Твердые ставки (специфические ставки) устанавливаются в абсолютных величинах к налоговой базе; 2) Пропорциональные ставки (адвалорные ставки) устанавливаются в едином проценте от налоговой базы; 3) Комбинированные ставки (смешанные ставки) объединяют два вышеназванных способа определения ставок и представляют собой единство двух частей: специфическую - абсолютную величину налоговых начислений и адвалорную - процент от налоговой базы
Налоговый период Каждый налог имеет самостоятельный налоговый период, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Как правило, налоговым периодом признается год.
Порядок исчисления налога Статья 52 НК РФ предусматривает возможность использования трех способов исчисления налога: налогоплательщиком самостоятельно; налоговым агентом; налоговым органом.
Порядок исчисления налога Порядок уплаты налога определяет механизм перечисления денежных средств в виде налогового платежа. Законодатель должен определить следующие особенности определения порядка уплаты: - уплата налога производится единовременно или по частям; - уплата налога производится самим налогоплательщиком или налоговым агентом.

Пунктом 5 статьи 3 НК РФ установлено: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

Система налогов и сборов РФ представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов и представлена тремя уровнями, которые отражают федеративное устройство РФ. Пунктом 1 статьи 12 НК РФ определено, в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

Федеральные (статья 13 НК РФ) Налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (пункт 2 статьи 12 НК РФ) 1)Налог на добавленную стоимость (НДС); 2)Акцизы; 3)Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); 4)Налог на прибыль организаций; 5)Налог на добычу полезных ископаемых; 6)Водный налог; 7)Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8)Государственная пошлина
Региональные (статья 14 НК РФ) Налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. (пункт 3 статьи 12 НК РФ) 1)Налог на имущество организаций; 2)Налог на игорный бизнес; 3)Транспортный налог
Местные (статья 15 НК РФ) Налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. (пункт 4 статьи 12 НК РФ) 1)Земельный налог; 2)Налог на имущество физических лиц

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13, 14, 15 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 НК РФ, к специальным налоговым режимам относятся:

1)Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН);

2)Упрощенная система налогообложения (УСНО);

3)Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

4)Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Изменения в НК РФ вносятся путем принятия соответствующих федеральных законов. Статья 5 НК РФ устанавливает ограничения: акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее, чем:

  • по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и
  • не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

Например:

20.12.2010г. официально опубликован закон, вносящий изменения в главу 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» в части повышения ставки налога с 13% до 35%. Закон не может вступить в силу ранее 01.01.2012г., поскольку налоговым периодом для этого налога является год.

Так, чтобы ставка налога была повышена с 01.01.2011г., соответствующий закон должен быть опубликован до 30.11.2010г.

Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые агенты

Согласно статье 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Пунктом 2 статьи 11 НК РФ установлено:

организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ;

физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

Статьей 21 НК РФ установлены права налогоплательщиков (плательщиков сборов):

1) Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ, налоговые льготы это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Поскольку использование налоговых льгот - это право, а не обязанность налогоплательщиков, то они по своему усмотрению могут воспользоваться этим правом, а могут и отказаться от него.

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

Согласно статье 64 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

Содержание понятия налоговой тайны раскрывается в статье 102 НК РФ.

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 НК РФ, права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Обязанности налоговых и иных уполномоченных органов и их должностных лиц содержатся в статье 32, 33, 34, 83, 84, 88, 89, 100, 101, 102 НК РФ. Среди них можно выделить следующие:

1) обязанность соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) обязанность руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

4) обязанность соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

5) обязанность осуществлять проверку плательщиков налогов и сборов при строгом соблюдении прав плательщиков;

6) обязанность направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

7) обязанность по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

8) обязанность корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами, в том числе:

  • Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность:

за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (статья 169 УК РФ);

незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (статья 183 УК РФ);

отказ в предоставлении информации, в том числе упомянутой в статье 21, 22 НК РФ (статья 140 УК РФ);

злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ);

превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);

халатность (статья 293 УК РФ);

незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (статья 312 УК РФ);

неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (статья 315 УК РФ);

  • Гражданским кодексом РФ:

ответственность за вред, причиненный плательщикам налогов и сборов государственными органами (в том числе налоговыми), а также их должностными лицами (статья 16, 1069 ГК РФ);

компенсация морального вреда, причиненного физическим лицам - плательщикам налогов и сборов (статья 151, 1099 - 1101 ГК РФ);

  • Кодексом об административных правонарушениях:

должностные лица отвечают за неисполнение своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ);

Статья 23 НК РФ установлены обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов):

1) уплачивать законно установленные налоги;

Налог считается установленным при соблюдении всех условий, в соответствии со статьей 17 НК РФ.

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

Налогоплательщики подлежат учету в налоговых органах в целях проведения эффективного налогового контроля. Порядок постановки на учет регулируется статьей 83, 84 НК РФ.

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства ИП, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными законом «О бухгалтерском учете»;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и ИП), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, согласно пункта 2 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, обязаны сообщать в налоговый орган:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. ИП сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

  • в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
  • в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории РФ, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

  • в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);
  • в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Так, на налоговых агентов возложены обязанности по исчислению, удержанию из средств налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему только налогов. В отношении сборов налоговые агенты не несут вышеперечисленных обязанностей.

Например, налоговым агентом будет являться работодатель, который, в соответствии с главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц», обязан при выплате заработной платы работнику исчислить, удержать и перечислить в бюджетную систему РФ сумму НДФЛ за своего работника.

Основные обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию, перечислению налогов в бюджетную систему РФ дополнены другими обязанностями, перечень которых содержится в пункте 3 статьи 24 НК РФ и является исчерпывающим:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах (подпункт 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ)

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику (подпункт 3 пункта 3 статьи 24 НК РФ)

4) обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего учета документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (подпункт 4 пункта 3 статьи 24 НК РФ)

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (подпункт 5 пункта 3 статьи 24 НК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 24 НК РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым агентом возложенных на него обязанностей к нему применяются меры ответственности в соответствии с законодательством РФ:

статья 120 НК РФ - за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения;

статья 123 НК РФ - за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

статья 125 НК РФ - за несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

статья 126 НК РФ - за нарушение установленного срока представления в налоговые органы документов и (или) иных сведений;

статья 129.1 НК РФ - за неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

Общие положения о налогообложении юридических лиц. Акцизы. Транспортный налог

В соответствии со статьей 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Пунктом 1 статьи 23 НК РФ установлено: налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

При этом, в соответствии со статьей 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

По общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (пункт 1статьи 40 НК РФ).

Проверять правильность применения цен налоговые органы вправе лишь в случаях, предусмотренных в пункте 2 статьи 40 НК РФ:

1) по сделкам между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) по сделкам, в которых цены отклоняются более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных в законодательстве о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 НК РФ).

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сборов с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, которые предусматривают уплату данного налога или сбора.

Основания прекращения обязанности по уплате налога или сбора:

1) уплата налога или сбора налогоплательщиком или плательщиком сборов;

2) смерть или признание умершим налогоплательщика - физического лица, ликвидация налогоплательщика - юридического лица;

3) возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. К таким обстоятельствам можно отнести, например, случаи отмены налога или сбора, предусмотренные в ст. 5 НК РФ, или случаи признания налога или сбора не соответствующим НК РФ.

Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) состоит в совершении налогоплательщиком (плательщиком сбора) действий по исчислению налога (сбора) и перечислению его суммы в бюджет соответствующего уровня. В основе данной деятельности лежат следующие принципы:

самостоятельность уплаты налога или сбора;

обязательность уплаты налога или сбора;

реальность уплаты налога или сбора;

исполнение обязанности по уплате налога и сбора надлежащим образом;

исполнение обязанности по уплате налога или сбора под контролем налоговых органов.

Согласно статье 13 НК РФ, акцизы относятся к федеральным налогам и сборам. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 НК РФ, федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Налогоплательщики В соответствии со статьей 179 НК РФ, налогоплательщиками акциза признаются: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле. Указанные лица признаются налогоплательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ. Особенности исполнения обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) определены статьей 180 НК РФ.
Подакцизные товары Исчерпывающий перечень подакцизных товаров приведен в статье 181 НК РФ: 1) спирт этиловый из всех видов сырья; 1.1) спирт коньячный; 2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9% 3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%; 4) табачная продукция; 5) автомобили легковые; 6) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.); 7) автомобильный бензин; 8) дизельное топливо; 9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; 10) прямогонный бензин. Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция: лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории РФ, разлитые в емкости не более 100 мл; парфюмерно-косметическая продукция разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80% включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно; подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти; виноматериалы
Объект налогообложения Операции, признаваемые объектом налогообложения акцизом, перечислены в статье 182 НК РФ. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), установлены статьей 183 НК РФ. Перечисленные в статье 183 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне. Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ определены статьей 184 НК РФ. Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Таможенного союза установлены статьей 185 НК РФ. Особенности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров Таможенного союза определены статьей 186 НК РФ.
Налоговая база Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров раскрыто в статьей 187 НК РФ. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется: 1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения); 2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки; 3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда; 4) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок. Расчетная стоимость табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, определяется в соответствии со статьей 187.1 НК РФ. При определении налоговой базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту РФ по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату реализации подакцизных товаров. Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров. Налоговая база при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, определяется как объем полученного денатурированного этилового спирта в натуральном выражении. Налоговая база при получении прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, определяется как объем полученного прямогонного бензина в натуральном выражении. Особенности определения налоговой базы при совершении операций с подакцизными товарами с использованием различных налоговых ставок определены статьей 190 НК РФ. Налоговая база при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, определяется в соответствии со статьей 191 НК РФ.
Налоговый период Согласно статьей 192 НК РФ, налоговым периодом признается календарный месяц
Налоговая ставка Налогообложение подакцизных товаров (за исключением спирта коньячного, а также спирта этилового из всех видов сырья, в том числе этилового спирта-сырца из всех видов сырья) осуществляется по налоговым ставкам, установленным статьей 193 НК РФ. Налогообложение спирта этилового из всех видов сырья (в том числе этилового спирта-сырца из всех видов сырья), а также спирта коньячного с 01.01.2011г. по 31.07.2011г. включительно осуществляется по налоговой ставке в размере 34 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. Налогообложение спирта этилового из всех видов сырья (в том числе этилового спирта-сырца из всех видов сырья), а также спирта коньячного с 01.08.2011г. по 31.12.2011г. включительно, с 01.01.2012г. по 31.12.2012г. включительно, с 01.01.2013г. по 31.12.2013г. включительно осуществляется по налоговым ставкам, установленным абзацем 3 статьи 193 НК РФ.
Порядок исчисления акциза В соответствии со статьей 194 НК РФ, сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров. Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, предусмотренного пунктом 1 статьи 190 НК РФ, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.
Порядок и сроки уплаты акциза Согласно статье 204 НК РФ, уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров. При получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При получении прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Согласно статье 14 НК РФ, транспортный налог относятся к региональным налогам и сборам. В соответствии с пунктом 3 статьи 12 НК РФ, региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

На территории Пермского края транспортный налог установлен главой 28 НК РФ и Законом Пермской области от 30.08.2001г. №1685-296 «О налогообложении в Пермском крае» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2011г.).

Налогоплательщики Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Объект налогообложения В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Статьей 358 НК РФ определены категории транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения.
Налоговая база Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству: 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; 2) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы; 3) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; 4) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 статьи 359 НК РФ, как единица транспортного средства.
Налоговый период Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
Налоговая ставка Налоговые ставки транспортного налога на 2011г. установлены статьей 22 Закона Пермской области от 30.08.2001г. №1685-296 (в редакции Закона Пермского края от 24.11.2009г. №541-ПК) в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Например:
Наименование объекта налогообложени Налоговая ставка, рублей
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25
свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно 30
свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включител но 50
свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) включительно 58
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 58

Наши рекомендации