Аудит движения и выбытия НМА

Нормативная база: ПБУ 14/2007, 9/99, 10/99

Информационная база: ж/о по сч. 01,02, 91; акты приёмки-передачи; акты на списание; инвентарные карточки по выбывшим объектам.

Программа проверки

1. Проверяется, имело ли место выбытие объектов ОС в отчётном периоде.

2. Проверяется направление выбытия и наличие документов, подтверждающих данное выбытие.

Причина выбытия - Необходимые документы

1) Окончание СПИ - 1) Акт на списание ОС; 2) Инвентарная карточка, подтверждающая окончание СПИ

2) Невозможность дальнейшей эксплуатации ОС - 1) Акт на списание ОС; 2) Документы, подтверждающие причины списания; 3) Инвентарная карточка; 4) Выписка сумм начисленной амортизации

3) Переданы безвозмездно - 1) Договор безвозмездной передачи; 2) Обоснование безвозмездной передачи с указанием сторон сделки; 3) Акт приёмки-передачи; 4) Счёт-фактура с НДС

4) Реализация ОС на сторону - 1) Акт приёмки-передачи; 2) Договор купли-продажи (мены); 3) Инвентарная карточка; 4) Счёт-фактура с НДС; 5) Обоснование цены

5) Передача ОС в УК других организаций - 1) Копия устава; 2) Учредительный договор о внесении вклада; 3) Документы, подтверждающие согласование цены объекта; 4) Акт приёмки-передачи; 5) Документы, подтверждающие восстановление НДС (Д68 К19 сторно на сумму 18% от остаточной стоимости)

3. Проверяется правильность оформления актов на списание: Акт должен быть оформлен на бланке установленной формы; К акту прикладываются документы, подтверждающие причину списания и виновника; Акт подписывается членами комиссии по ликвидации и списанию объектов ОС, подтверждённым приказом по п/п. В комиссии должны быть компетентные службы; К акту прикладываются документы, подтверждающие оприходование материалов, полученных от разборки объекта ОС при его ликвидации (драгметаллы, запчасти, металлолом, дрова); Акт утверждается руководителем с указанием даты утверждения.

4. Проверяется правильность отражения результатов выбытия в БУ: А) Своевременность отражения выбытия; Б) Реализация и безвозмездная передача облагается НДС; В) Выбытие должно быть отражено через 91 счёт; Г) Правильность исчисления налога на имущество; Д) Финансовый результат от сделки отражается в ф№2 развёрнуто.

5. Проверяется правильность осуществления восстановления НДС. Восстановление НДС осуществляется в следующих случаях: 1) При передаче имущества как вклад в УК; 2)При передаче имущества при реорганизации юридических лиц; 3) При переходе на другие налоговые режимы; 4) Проблемно восстановление НДС в случае хищения объектов ОС.

6. Проверяется правильность отражения убытков от реализации и иного выбытия в БУ и НУ. В целях НО по налогу на прибыль, ст. 286 НК, принимается только убыток от реализации объектов ОС, который включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между СПИ и фактическим сроком эксплуатации до момента реализации.

Если убыток списан не сразу, то порядок списания должен быть отраж1н в налоговом регистре.

Аудит поступления ТМЦ

Нормативные документы: ПБУ 5/01; ПБУ 10/99; НК, гл. 21,25; Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств, достоверности показателей МПЗ в БУ (Утвреждены Минфином 23.04.04)

Информационная база: договор на поставку; счёта-фактуры поставщиков; журнал ордер №10 по счетам 60, 76 (иногда); оборотные ведомости по складам и МОЛ; Первичные документы по движения ТМЦ.

Программа проверки:

1. Проверяется правильность отнесения активов к МПЗ. В учётной политике должен быть отражён вариант учёта ценностей стоимостью менее 20 000руб.

2. Проверяется оценка системы внутреннего контроля в отношении ТМЦ (тест).

Вопросы: 1) Наличие обособленных складских помещений; 2) Закрепление МОЛ за объектами хранения; 3) Наличие договоров о материальной ответственности; 4) Утверждение образцов подписей лиц, ответственных за отпуск ценностей; 5) Наличие структурных подразделений, ответственных за приобретение, хранение и доставку ТМЦ; 6) Выполнение действующего порядка инвентаризации ТМЦ; 7) Правильность и своевременность отражения в БУ результатов инвентаризации ТМЦ; 8) Соответствие первичных документов требованиям ГосКомСтата; 9) Ведение складского учёта в автоматизированном режиме; 10) Наличие актов на списание ТМЦ; 10) Контроль складского учёта со стороны бухгалтерии.

По результатам теста делаются выводы о возможности выборочной, либо необходимости сплошной проверки.

3. Выясняют принятый на п/п порядок учёта поступающих ценностей: по счетам и субсчетам; по направлениям деятельности; применение учётных цен (сч. 15, 16); наличие учёта ТМЦ на забалансовых счетах.

4. Проверяется правильность применения оценки поступивших ТМЦ в соответствии с ПБУ 5/01.

В соответствии с ПБУ 5/01, к фактическим затратам на приобретение относятся: сумма, уплачиваемая по договору; информационные, консультационные услуги, связанные с приобретением; проценты за коммерческий кредит; начисленные % по заёмным средствам до принятия ценностей к учёту; затраты по доведению запасов до состояния, пригодного к использованию; таможенные пошлины, невозмещаемые налоги; затраты по заготовке и доставке; затраты по содержанию складского подразделения; расходы по страхованию МПЗ.

5. Проверяется правильность фактической стоимости запасов при их самостоятельном создании: Д10 К40. В состав затрат включаются прямые и косвенные расходы, связанные с изготовлением данных запасов. Если данные запасы затем отпускаются в производство, не должны включаться 26 счёт, прибыль и НДС.

6. Проверяется стоимость безвозмездно полученных ТМЦ

7. Проверяется правильность отражения ТЗР. Обычно п/п выделяют ТЗР, если их удельный вес имеет существенное значение (обычно это более 51%). Аудитор проверяет правильность расчёта списания ТЗР.

8. При необходимости аудитор проверяет правильность учёта тары в соответствии с нормативными документами.

9. Проверяется правильность отражения МПЗ, находящихся в пути. Если право собственности на запасы перешло, это необходимо показать на 10 счёте. Если не перешло – их в балансе и не будет.

45. Аудит материальных затрат в с/с продукции

Нормативные документы: ПБУ 5/01; ПБУ 10/99; НК, гл. 21,25; Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств, достоверности показателей МПЗ в БУ (Утвреждены Минфином 23.04.04)

Информационная база: ж/о 10, 10/ТЗР; акты на списание материалов; нормы расхода материалов; оборотные ведомости по МОЛ и местам хранения материалов

Программа проверки:

1. По учётной политике выясняют принятый способ списания материалов в производство (с/с ед., средняя ст, ФИФО). В учётной политике могут быть применены разные способы, но для разных групп материалов.

2. Проверяется наличие первичных документов на списание материальных ценностей и их соответствие альбому унифицированных форм и заполнение всех реквизитов по документации, обращая внимание на соотв-е на первич. док-х образцах.

3. Выборочно осуществляется проверка правильности списании мат-в в пр-во, согл-о способу, указанному в учет. пол-ке. Если выбороч. пров-ка не выявл-т существен. откл-й, то делается вывод о прав-ти формир-я себест-ти. Если выявл-ся существен. откл-я, то выборка углубл-ся.

4. Отдельно выделяется проверка обоснованности норм расхода. Нормы расходы должны быть утверждены распорядительными документами со ссылкой на отраслевые или иные нормы. В случае существен-х колебаний расхода направл-ся запрос ответствен. лицу или осущ-ся контрольн. запуск сырья.

5. Проверяется правильность отражения материальных затрат, включённых в с/с в отчётности п/п (форма №5, статистическая форма №5-з – затраты п/п).

6. Проверяется правильность включения МЗ в целях налогообложения прибыли (ст. 254 НК). К материальным расходам относят затраты, идентичные в БУ (ст. 318 НК).

Материальные расходы могут быть включены в состав прямых, либо косвенных расходов.

МР распределяются между ГП на складе и остатками НЗП следующим образом:

А) для налогоплательщиков, производство которых связано с переработкой и обработкой сырья – по доле сырья в количественном выражении за минусом технологических потерь.

Б) для налогоплательщиков, производство которых связано с выполнением работ или оказанием услуг, распределение идёт пропорционально доле незавершённых или не принятых заказов в общем объёме заказов за месяц.

В) Для прочих налогоплательщиков – пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной или сметной) стоимости продукции.

7. Проверяется правильность отражения возвратных отходов при формировании с/с продукции.

Аудит реализации МПЗ

Нормативные документы: ПБУ 5/01; ПБУ 10/99; НК, гл. 21,25

Информационная база: ж/о 10,91; счета-фактуры по реализации запасов; книга продаж; карточка складского учёта; налоговые декларации по НДС

Программа проверки:

1. Выявляется наличие операций по реализации МПЗ (Д91 К10 и др. сомнител. проводки).

2. Аудитор собирает доказательства, подтверждающие правильность отражения в БУ операций по реализации.

Д62 К91 – реализация ценностей, не предусмотренных для продажи; Д91 К68; Д91 К10 (по тому способу списания, который предусмотрен в учётной политике); Д91 К99; Д91 К76 – дополнительные расходы по реализации.

Если реализуются МПЗ, не используемые в производстве, реализация может быть отражена через счёт 90: Д10 К60; Д41 К10; Д62 К90; Д90 К41; Д90 К99

3. Проверяется правильность отражения операций по реализации МПЗ в форме №2. Д62 К91 – внереализационные доходы; Д91 К68; Д91 К10 – внереализационные расходы; Д91 К99

4. Проверяется применение ККТ при реализации ценностей за наличный расчёт

5. Пров-ся прав-ть применения цен по сделкам. Д62 К91. Ценовой фактор регулир-ся ст. 40 НКРФ.

Налог. органы вправе проверить прав-ть примен-ия цен по сделкам в след. случаях: 1) между взаимозависимыми лицами; 2) по товарообменным, бартерным операциям; 3) при совершении внешнеторг. сделок; 4) при откл-ии цен более, чем на 20% в ту и др. сторону по отн-ю к идентич. товарам в теч-е непродолжит. времени.

6. Пров-ся полнота оприх-я ВР от реал-ии МПЗ и свер-т с дог-ром и с моментом признания доходов.

Наши рекомендации