Порядок открытия и закрытия обменных пунктов

Уполномоченный банк или его филиал уведомляет об открытии обменного пункта или об изменении любых сведений об обменном пункте территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью уполномоченного банка, и территориальное учреждение Банка России по месту открытия или новому местонахождению обменного пункта.
Территориальное учреждение Банка России по месту открытия обменного пункта в течение двух недель от даты получения уведомления уполномоченного банка подготавливает (после осуществления проверки) заключение о соответствии помещения для совершения операций с ценностями, действующим требованиям, направляет его в уполномоченный банк и вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения об обменном пункте в соответствии с информацией, содержащейся в уведомлении.
Обменный пункт имеет право начать работу только после получения положительного заключения.
Основаниями для отказа в выдаче положительного заключения являются:
несоответствие помещения для совершения операций с ценностями требованиям, установленным нормативными актами Банка России;
наличие неисполненных предписаний Банка России об устранении нарушений валютного законодательства, выявленных в деятельности уполномоченного банка, или нарушений требований законодательства Российской Федерации при совершении операций с наличной валютой или чеками с участием физических лиц;
наличие неоплаченного уполномоченным банком штрафа;
наличие предписания Банка России о введении ограничения либо запрета на проведение уполномоченным банком операций с иностранной валютой.
Письмо об отказе в выдаче уполномоченному банку положительного заключения направляется в его адрес не позднее двух недель от даты получения уведомления об открытии.
Обменный пункт подлежит закрытию по следующим основаниям:
решение о закрытии обменного пункта, принятое органом управления уполномоченного банка, которому это право предоставлено уставом или положением;
приказ Банка России об отзыве или аннулировании лицензии на осуществление банковских операций;
предписание Банка России о введении ограничения или запрета на проведение уполномоченным банком банковских операций с иностранной валютой.
Если иное не установлено Банком России, обменные пункты не могут открывать:
уполномоченные банки и их филиалы за пределами территории Российской Федерации;
иностранные банки на территории Российской Федерации.
Обменный пункт должен быть оборудован стендом, находящимся в месте, доступном для обозрения физическими лицами, и содержащим следующую информацию и документы:
наименование, местонахождение (почтовый адрес) и телефон банка, открывшего обменный пункт;
режим работы обменного пункта (при круглосуточном режиме работы операционный день заканчивается в 15.00, а в случае расположения обменного пункта в помещении иной организации и невозможности доступа в помещение обменного пункта
во внерабочее время указанной организации рабочий день обменного пункта не может превышать рабочий день организации);
перечень операций с наличной иностранной валютой и чеками, осуществляемых данным обменным пунктом;
курсы иностранных валют и кросс-курсы;
информация для обращений и жалоб физических лиц, связанных с работой обменного пункта;
выписка из тарифов банка сведений о размерах комиссионного вознаграждения, взимаемого за осуществление операций с наличной валютой и чеками, заверенная подписью руководителя и скрепленная оттиском круглой печати уполномоченного банка;
копия положительного заключения территориального учреждения Банка России по месту открытия обменного пункта, заверенная подписью руководителя и скрепленная оттиском круглой печати уполномоченного банка;

правила приема банком поврежденных денежных знаков иностранных государств;
правила приема банком чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (прил. 14);
признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России;
информация об установленном уполномоченным банком порядке и условиях осуществления операций по переводу денежных
средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковского счета, заверенные подписью руководителя и скрепленные круглой печатью уполномоченного банка.
В обменном пункте в отдельном досье должны находиться заверенные подписью руководителя и скрепленные оттиском круглой печати уполномоченного банка копии следующих документов:
решение органа управления банка, которому это право предоставлено уставом или положением, об открытии, изменении местонахождения, приостановлении деятельности обменного пункта;
приказ банка о назначении соответствующего лица кассовым работником обменного пункта;
документ, свидетельствующий о прохождении кассовым работником обменного пункта специальной подготовки по способам определения признаков подлинности денежных знаков иностранных государств и чеков, а также платежеспособности и подлинности банкнот и монеты Банка России;
договор о полной индивидуальной материальной ответственности кассового работника обменного пункта;
приказ банка о назначении должностного лица, ответственного за установление курсов иностранных валют и кросс-курсов, и о порядке их доведения до обменного пункта;
документ, подтверждающий право собственности (аренды, субаренды) банка на здание (помещение), в котором располагается обменный пункт.
Обменный пункт должен быть обеспечен справочными материалами по определению платежеспособности денежных знаков Банка России, подлинности денежных знаков иностранных государств, а также необходимыми техническими средствами контроля подлинности денежных знаков.
Кассовый работник обменного пункта обязан иметь при себе документ, удостоверяющий его личность, а также служебное удостоверение сотрудника уполномоченного банка.
В помещении обменного пункта могут находиться сотрудники уполномоченного банка, сотрудники подразделения инкассации, имеющие при себе документы, удостоверяющие их личность, а также уполномоченные представители органов и агентов валютного контроля Российской Федерации и иных федеральных органов, проводящие проверку обменного пункта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Реорганизация банков

Реорганизация банков – это процесс слияния или присоединения банков, в результате которых появляются новые кредитные учреждения, или же произойдет ликвидация некоторых кредитных учреждений.

Реорганизация банков происходит по той же самой системе, как и процедура реорганизации юридических лиц. Реорганизацию банков можно проводить по пяти формам: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Только стоит учитывать момент, по которому реорганизация банков отвечает не только за свои интересы, но и за интересы своих вкладчиков.

Все банки должны сообщить своим кредиторам о том, что желают провести реорганизацию не меньше, чем за 30 дней до принятия решения. Сейчас банк обязан поместить эту информацию на личном сайте, если же такого нет, он в обязательном порядке сообщает это в СМИ. Только не в одно издание, а сразу в два: одно юридическое, другое государственное. А также каждый клиент банка должен получать персональное письмо, в котором будет вся информация о процессе реорганизации. Также в письме должна быть указана причина, по которой будет проведена реорганизация, также должны быть сведенья о новом банке, в которой нужно будет обращаться потом. Банк, который берет на себя права и обязательства должен в письменной форме подтвердить прием прав.

Каждый из кредиторов за эти 30 дней имеет полное право на требования исполнения всех обязательств банка. Если же возмещение невозможно, банк обязан возместить все убытки и оплатить все налоги. Если же прошло больше, чем 30 дней, кредитор или же юридическое лицо не имеет права, что-либо требовать пока процесс реорганизации, не пройдет до конца. Сроки реорганизации банков могут доходить до 1 года.

В процессе реорганизации банк обязуется информировать своих кредиторов, а также юридических лиц обо всех происходящих событий, которые касаются финансов. Если прибыль, активы или убытки достигают более, чем 10%, информация должна доставляться в персональном письме. Если кто-то покупает акции банка в больших количествах, то эта информация также должна быть отправлена персонально.

Поэтапная процедура реорганизации банков начинается именно с осведомления, и только потом происходит все остальное. Стоимость реорганизации банков зависит от многих факторов, на это влияют различные задолженности банков, вымогательства кредиторов, и другие различные оформления.

Наши рекомендации