Структура евразийской группы

История создания

Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) – региональная группа по типу ФАТФ – образована по инициативе Российской Федерации 6 октября 2004 года на учредительной конференции в Москве с участием шести государств-учредителей: Беларуси, Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана. Позднее в ЕАГ вступили также Узбекистан, Туркменистан и Индия. Подписанные в Москве Декларация об учреждении ЕАГ и Вопросы компетенции ЕАГ стали основой Соглашения о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, подписанного 16 июня 2011 года и являющегося частью правовых систем государств ЕАГ и основой их взаимодействия. Соглашение о ЕАГ утвердило статус Группы как межправительственной организации с собственным бюджетом, функционирующей на принципах равного участия государств- членов в ее деятельности. Создание ЕАГ способствовало объединению потенциала для снижения угрозы терроризма и обеспечения прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств региона, а также вовлечению этих стран в международную систему ПОД/ФТ. В рамках новой структуры была организована работа по техническому содействию государствам-членам ЕАГ в создании национальных систем ПОД/ФТ.

Цели и задачи

Согласно Соглашению о ЕАГ основной целью Евразийской группы является обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества на региональном уровне и интеграции государств-членов ЕАГ в международную систему противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в соответствии с Рекомендациями ФАТФ и нормами ПОД/ФТ других международных организаций, участниками которых являются государства-члены Евразийской группы.

Основными задачами ЕАГ являются:

· содействие во внедрении государствами-членами Стандартов ФАТФ в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

· разработка и проведение совместных мероприятий, направленных на противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма;

· осуществление программы взаимной оценки государств-членов на базе Рекомендаций ФАТФ, включая рассмотрение эффективности законодательных и иных мер, принимаемых в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

· координация программ международного сотрудничества и технического содействия со специализированными международными организациями, структурами и заинтересованными государствами;

· анализ типологий в сфере легализации преступных доходов и финансирования терроризма и обмен опытом противодействия таким преступлениям с учетом особенностей региона.

Государства-члены

В соответствии с Соглашением о ЕАГ членами организации являются 9 государств: Республика Беларусь, Республика Индия, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан. Членство в ЕАГ открыто для других стран региона, которые:

· предпринимают активные шаги по разработке и применению законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, соответствующего рекомендациям ФАТФ;

· принимают на себя обязательство участвовать в программах взаимных оценок ЕАГ;

· принимают на себя обязательство активно участвовать в Пленарных заседаниях и других мероприятиях ЕАГ.

Структура Евразийской группы

Высшим органом Евразийской группы является Пленарное заседание, которое проводится, как правило, 2 раза в год, но не реже 1 раза в год. Пленарное заседание рассматривает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств- членов Евразийской группы, определяет стратегию и направления деятельности и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач Евразийской группы. Председатель Евразийской группы (далее - Председатель) утверждается на 2-х летний срок решением Пленарного заседания. Председатель руководит работой Пленарных заседаний и представляет Евразийскую группу в ее внешних связях. Решением Пленарного заседания утверждается также заместитель Председателя.

Рабочая группа по взаимным оценкам и правовым вопросам (РГОП);

Задачи Рабочей группы:

- осуществление общего руководства и мониторинга процессов взаимных оценок и последующего мониторинга ЕАГ, в том числе осуществление сотрудничества с ФАТФ, региональными структурами по типу ФАТФ, а также МВФ и Всемирным банком по вопросам проведения взаимных оценок;

- проведение предварительного обсуждения отчетов о взаимных оценках (ОВО);

- определение перечня ключевых вопросов для обсуждения на Пленарном заседании, а также любых областей несоответствия или интерпретации с другими ОВО, принятыми ЕАГ, ФАТФ или иными оценивающими структурами (РГТФ/МВФ/ВБ);

- рассмотрение отчетов о прогрессе по итогам взаимных оценок и подготовка рекомендаций Пленарному заседанию относительно дальнейших мер в отношении государств-членов;

- координация процесса обеспечения качества и соответствия отчетов о взаимных оценках ОВО ЕАГ;

- организация и координация процесса обучения экспертов-оценщиков по использованию Методологии ПОД/ФТ 2013 г. и Методологиям, принятым для оценки соответствия Рекомендациям ФАТФ 2012 г., в том числе взаимодействие с заинтересованными государствами и международными организациями по подбору специалистов для проведения подготовки и обучения;

- анализ программ добровольного соблюдения налогового законодательства в государствах-членах ЕАГ;

- Подготовка проектов документов, регламентирующих деятельность ЕАГ (исключая документы, регламентирующие финансовую деятельность);

- решение любых других задач по поручению Пленарного заседания ЕАГ.

Рабочая группа по техническому содействию (РГТС);

Задачи Рабочей группы:

- проводить совместно с другими Рабочими группами ЕАГ и международными организациями оценки потребностей государств-членов ЕАГ в техническом содействии;

- взаимодействовать с заинтересованными государствами и международными организациями, являющимися наблюдателями ЕАГ, а также организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки ЕАГ, включая МУМЦФМ, с целью координации оказания технического содействия государствам-членам ЕАГ;

- взаимодействовать с иными заинтересованными государствами и международными организациями с целью координации оказания технического содействия государствам-членам ЕАГ;

-по решениям Пленарного заседания ЕАГ разрабатывать предложения по обеспечению программ подготовки и обучения на основе оценок потребностей в обучении;

- координировать и обеспечивать проведение обучающих мероприятий на основе потребностей, выявленных в ходе миссий оценок потребностей в техническом содействии и на основе отчетов о взаимных оценках;

- координировать размещение информации по вопросам технического содействия от государств-членов и доноров ЕАГ на Интернет-сайте ЕАГ и сайтах, соответствующих международных организаций;

- координировать организацию иных обучающих мероприятий и разработку учебных материалов, а также вопросы базового обучения в сфере ПОД/ФТ;

- рассматривать вопросы развития информационного обмена между ПФР государств-членов ЕАГ;

- координировать деятельность Экспертной группы по разработке Бюджета ЕАГ и обеспечивать рассмотрение решений и предложений, принятых в ходе ее заседаний и финансово-бюджетным вопросам.

Рабочая группа по типологиям (РГТИП);

Задачи Рабочей группы:

- в соответствии с решениями Пленарного заседания ЕАГ собирать, обрабатывать, анализировать, готовить и обеспечивать публикацию материалов по типологиям и информацию, имеющую отношение к деятельности группы;

- оказывать содействие государствам-членам ЕАГ и координировать их работу при подготовке материалов типологических исследований;

- осуществлять взаимодействие с ФАТФ, региональными группами по типу ФАТФ, наблюдателями и иными международными организациями по вопросам типологических исследований;

- участвовать в подготовке и проведении семинаров по типологиям;

- обеспечивать взаимодействие с компетентными органами государств- членов ЕАГ, частным сектором и экспертами по вопросам исследования типологий;

- выполнять прочие поручения Пленарного заседания ЕАГ, связанные с деятельностью РГТИП.

Рабочая группа по противодействию финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма (РГПФ);

Рабочая группа состоит из двух секций: по противодействию финансированию наркобизнеса и преступности (далее ПФНП) и по противодействию финансированию терроризма (далее ПФТ). Задачи секций:

- обобщают практику информационного обмена в сфере компетенции и содействуют его организации в рамках ЕАГ;

- оказывают содействие (участвуют в рамках своей компетенции) в организации и проведении оперативно-профилактических мероприятий в сфере противодействия финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма;

- осуществляют изучение опыта и обобщение практики в сфере противодействия финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма;

- участвуют в разработке рекомендаций для подразделений финансовой разведки и компетентных органов государств-членов ЕАГ по совершенствованию механизмов противодействия финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма;

- участвуют в выработке критериев оценки эффективности деятельности Группы в сфере противодействия финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма;

- организуют и проводят консультации и иную разъяснительную работу в сфере противодействия финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма;

- принимают участие в выездных мероприятиях по обмену опытом в сфере противодействия финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма;

- осуществляют взаимодействие с органами других международных организаций и отдельных государств в сфере противодействия финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма;

- принимают участие в анализе нормативное правовой базы государств- членов ЕАГ и международных организаций в сфере противодействия финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма.

Рабочая группа по рискам и надзору (РГРН);

Задачи Рабочей группы:

- способствует пониманию риск-ориентированного подхода (РОП) среди государств-членов ЕАГ в соответствие со Стандартами ФАТФ, в том числе анализирует опыт надзорных органов государств-членов;

- оказывает содействие надзорным органам посредством разработки рекомендаций по определению подходов для проведения оценки рисков сектора, основанной на НОР, и их имплементации в соответствие со Стандартами ФАТФ;

- участвует в процедуре взаимных оценок по вопросам оценки рисков и применения РОП, а также оценке его эффективности;

- оказывает содействие по внедрению риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности;

- выявляет региональные особенности рисков ОД/ФТ;

- распространяет в Евразийском регионе лучшие практики оценки рисков и РОП; o осуществляет обмен опытом по организации надзора в области ПОД/ФТ и РОП посредством распространения опыта эффективного взаимодействия надзорных и уполномоченных органов государств-членов ЕАГ;

- осуществляет оперативный мониторинг нормативно-правовой базы государств-членов ЕАГ в сфере надзорной деятельности;

- изучает опыт применения субъектами финансового мониторинга государств-членов ЕАГ мер по надлежащей проверке клиентов с учетом особенностей национального законодательства;

- способствует пониманию законодательных и исполнительных механизмов надзорных и уполномоченных органов в государствах-членах ЕАГ;

- обменивается мнениями по способам достижения необходимого уровня в рамках Непосредственных результатов 3 и 4 методологии эффективности ФАТФ;

- принимает участие в выездных миссиях по обмену опытом в надзорной деятельности в сфере ПОД/ФТ;

- изучает риски ОД/ФТ, как часть РОП, в рамках группы на международном уровне (Рекомендация 18) и обменивается опытом надзорных органов;

- иные задачи, которые ставит перед собой Рабочая группа.

Секретариат ЕАГ

Секретариат ЕАГ был создан решением Учредительной конференции 6 октября 2004 г. и был призван выполнять координационные функции, связанные с реализацией основных направлений работы. 14 февраля 2012г. было подписано Соглашение об условиях пребывания Секретариата ЕАГ на территории Российской Федерации. В том же году в Москве начал работу обновленный Секретариат из граждан государств-членов ЕАГ.

В 2015 году в Секретариате работало 8 человек, среди них представители Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации и Таджикистана. С 1 января 2015 года Исполнительным секретарем ЕАГ является Владимир Нечаев (Россия).

Секретариат ЕАГ выполняет следующие функции:

- обеспечивает деятельность Пленарного заседания ЕАГ и Рабочих групп ЕАГ, а также организацию и проведение иных мероприятий, проводимых в рамках ЕАГ, и подготавливает материалы к ним;

- организует выполнение решений Пленарных заседаний ЕАГ и поручений Председателя ЕАГ;

- осуществляет информационное, правовое, организационное и материально-техническое обеспечение деятельности ЕАГ;

- обеспечивает взаимодействие с государствами-членами ЕАГ, наблюдателями, иными странами и международными организациями;

- координирует подготовку годового отчета ЕАГ и направляет его Председателю ЕАГ для представления Пленарному заседанию ЕАГ;

- является депозитарием документов, принятых ЕАГ;

- формирует проект бюджета ЕАГ на предстоящий календарный год;

- организует исполнение бюджета ЕАГ и готовит проект отчета о его исполнении;

- взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам освещения деятельности ЕАГ;

- осуществляет делопроизводство и формирование архива ЕАГ;

- организует издание и распространение печатной продукции, публикация которой предусмотрена решениями Пленарных заседаний ЕАГ;

- осуществляет финансово-хозяйственную деятельность для целей ЕАГ;

- выступает в качестве истца или ответчика в суде государства пребывания;

- заключает гражданско-правовые договоры, необходимые для осуществления своей деятельности;

- вносит на утверждение Пленарного заседания ЕАГ проект структуры и штатной численности Секретариата ЕАГ;

- в соответствии с решениями Пленарного заседания ЕАГ и поручениями Председателя ЕАГ участвует и представляет интересы ЕАГ в Пленарных заседаниях, заседаниях рабочих групп и иных мероприятий, проводимых в рамках Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Региональных группах по типу ФАТФ (РГТФ), а также иных международных организациях и группах;

- информирует на постоянной основе государства-члены ЕАГ о мероприятиях, проводимых в рамках Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

- в пределах своих полномочий осуществляет иные функции.

Наблюдатели

На конец 2015 года статус наблюдателя в ЕАГ имели 18 международных и региональных организаций и 15 государств.

Решением 22-го Пленарного заседания Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) был исключен из состава наблюдателей в ЕАГ в связи с его ликвидацией с 1 января 2015 года. Решением 23-го Пленарного заседания Республике Корея был присвоен статус наблюдателя в ЕАГ.

Организации – наблюдатели:

§ Азиатский банк развития (АБР)

§ Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ)

§ Всемирный банк (ВБ)

§ Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)

§ Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и Северной Африке (МЕНАФАТФ)

§ Группа «Эгмонт»

§ Евразийский банк развития (ЕАБР)

§ Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

§ Интерпол

§ Исполком Содружества Независимых Государств (СНГ)

§ Антитеррористический Центр СНГ (АТЦ СНГ)

§ Контртеррористический комитет ООН (КТК ООН)

§ Международный валютный фонд (МВФ)

§ Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

§ Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

§ Комитет экспертов Совета Европы (МАНИВЭЛ)

§ Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН)

§ Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

Государства – наблюдатели:

§ Армения

§ Афганистан

§ Германия

§ Италия

§ Литва

§ Молдова

§ Монголия

§ Польша

§ Сербия

§ США

§ Турция

§ Украина

§ Франция

§ Черногория

§ Южная Корея

Наши рекомендации