Приемы снижения степени риска

Избежание -Отклонение от мероприятия, связанного с риском, который сопровождается и отказом от возможного получения прибыли.

Диверсификация -Процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, непосредственно не связанных между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Она позволяет избежать части риска при распределении капитала между различными видами деятельности (например, приобретение инвестором акций 5 разных акционерных обществ вместо акций одного, что увеличивает вероятность получения им среднего дохода в 5 раз и, соответственно, в 5 раз снижает степень риска).

Лимитирование -Установление предельных сумм при инвестировании и кредитовании, превышение которых может обернуться неоправданным риском.

Самострахование -Предприниматель предпочитает подстраховаться, нежели покупать страховку в страховой компании. Речь идет о создании натуральных и денежных страховых фондов непосредственно в субъекте хозяйственной деятельности.

22. Кредиты – важнейшая форма ппривлечения капитала.

Кредит – (лат. Creditum – ссуда, долг) - это сделка между экономическими партнерами, принимающая форму ссуды, т.е. предоставления имущества или денег другому лицу на условиях отсрочки возврата и с уплатой процентов.

Время возникновения -В период упадка первобытной общины. В натуральной форме (зерно, скот и т.д.).

Первоначальные формы кредита -Долгое время кредит выступал в форме ростовщического, процент был велик. Ростовщичество с высоким процентом победил капитализм, создав свою систему кредита.

Определение кредита в узком смысле.Кредит в узком смысле слова – это движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности. Цена ссуды имеет форму процента.

Источники кредита. Внутренние средства фирмы:

1.Амортизационный фонд может быть предоставлен в кредит до приобретения новых средств производства.

Коммерческий кредит -Его суть заключается в том, что производитель-продавец даёт согласие на отсрочку оплаты счетов за предоставленные товары покупателю или заключается кредитная сделка между продавцом и покупателем на отпуск ценностей, услуг в кредит.

23. Лизинг -От англ. to lease, что означает арендовать. Метод кредитования предприятия посредством предоставления за плату в аренду основных фондов.

Оперативный лизинг -На короткий период времени. Все затраты по эксплуатации основных фондов несет лизингодатель. Аренда офисов, оборудования, магазинов, арендная плата.

Финансовый лизинг -Долговременный договор. Затраты по эксплуатации несет лизингопользователь. Право приобретения объекта.

Достоинства лизинга:

1.Возможность приобретения, модернизации основных фондов даже при отсутствии соответствующих ресурсов.

1.Вместо замораживания денежных средств на длительный период времени в основных фондах ежегодно лизингополучатель оплачивает только их аренду.

2.Снижает суму подоходного налога (из прибыли), поскольку затраты на оплату лизинговых услуг выплачиваются из суммы доходов, что существенно уменьшает облагаемую налогом прибыль.

3.Арендуется более современное оборудование, машины. Снижаются затраты на реализацию устаревших основных фондов.

Недостатки лизинга:

1.Высокая цена лизинговых услуг, которые должны покрыть стоимость капитала лизингодателя, инвестируемого в предоставленные ценности, проценты, премию за принятие финансового риска. Затраты на содержание фирмы, выполнение лизинговых услуг и прибыль.

2. Строгие правила и штрафы в случае нарушения договора. Лизингодатель имеет право немедленного возврата основных фондов, взыскать штрафы за порчу ценностей и т.д.

24. Факторинг -Форма посредничества в осуществлении расчётов.

Перенесение задолженности покупателей на фактора, который перечисляет производителю (продавцу) сумму денежных ресурсов, отвечающую размерам принятых к оплате счетов.

Участники факторинга

три субъекта:

1.факторант-производитель, продавец;

2.фактор-банк, осуществляющий факторинговые услуги;

3.должник-покупатель товаров или услуг.

Основная задача факторинга -Обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конку рентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах.

Механизм факторинга -Факторинговая компания заключает трехсторонний договор на определенный срок с поставщиком и плательщиками, где гарантирует поставщикам оплату счетов, выставляемых на данных плательщиков через счет факторинга.

Могут быть и разовые расчетные операции.

Цена факторинговых услуг -В виде комиссионных. Затраты предприятия за пользование средствами фактора относятся к его расходам.

25. Франчайзинг -сделка, суть которой заключается в том, что крупная компания (франчайзер) предоставляет мелким компаниям (операторам) исключительные права на создание и сбыт под ее торговой маркой определенных товаров и услуг.

Финансовая сторона франчайзинга -За франчайзинговые услуги взимается определенная плата в виде % от прибыли или объема продажи. Услуга оказывается на определенное время.

Преимущества: Даже при незначительных собственных финансовых ресурсах этот вид сотрудничества дает возможность расширять свою деятельность и добиваться успехов.

21.Формы и методы привлечения заёмных средств.

Заемный капитал отличается от собственного тем, что поступает во временное пользование, как правило, за определённую плату и подлежит возврату в конкретные сроки.

Условия поступления и возврата регламентируются соответствующим договором, заключённым между кредитором и заёмщиком капитала.

В современных условиях к наиболее распространённым формам заёмных средств относятся:

1.банковские кредиты

2.коммерческие кредиты

3.Лизинг

4.Факторинг

5.Франчайзинг

(хар-ки форм см в след. вопросах)

26-27. Формирование оптимальной структуры имущества предприятия.

Структура имущества: Основные и оборотные средства

Основные средства - Средства труда производственного и непроизводственного назначения, участвующие в процессе производства в течение многих циклов при сохранении своих основных свойств и первоначальной формы.

К основным средствам относятся: земля, производственные здания и сооружения, машины и оборудование

Износ основных средств - Физически и морально изнашиваются. Свою стоимость в виде амортизации переносят частично на стоимость нового товара.

Обновления основных средств - Важное условие успеха предприятия на рынке. Капитал, расходуемый на приобретение и модернизация предприятия, играет очень большую роль в повышении конкурентоспособности фирмы.

Эффективность вложенного капитала в основные фонды - Проблема эффективности решается посредством:

1)построения рациональной инвестиционной политики предприятия;

2)установления оптимальных соотношений между основными фондами и оборотными средствами в каждом конкретном случае;

3)совершенствования структуры основных фондов.

Особенности вложения капитала в основные фонды - Замораживание капитала на длительный срок. Возвращение вложенных ресурсов происходит путем амортизации отчислений.

«Золотое правило» финансирования - Постоянного капитала должно быть не меньше, чем стоимости основных фондов.

Управление оборотным капиталом.

Понятие «оборотный капитал» - Та часть капитала, которая потребляется полностью и переносит в течение одного производственного процесса всю свою стоимость на производственные продукты.

Происхождение названия. Американский ученый Е. Бригхман: Старый мелкий торговец нагружал свою повозку товарами, приобретенными в долг, ездил по городам и селам, чтобы их продать. Эти товары и стали называться оборотным капиталом, поскольку торговец превращал их в деньги, а затем часть их возвращал владельцам (погасил ссуду), а остальную вкладывал в новые товары. Эти средства и находились в постоянном обороте, приносили определенную прибыль.

Главная цель управления оборотным капиталом-Повышение эффективности использования всех его составных частей:

- обоснование оптимальной величины каждого элемента оборотных средств; - источников их финансирования;

- ускорение оборота;

Основные элементы оборотного капитала (Запасы, Средства в расчетах, Денежные средства)

1.Запасы - Выступают в вещественной форме в виде сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции.

Главная задача управления- Оптимизация запасов не только в связи с потребностью их финансирования, покрытия существенных расходов на их содержание, но и с особым воздействием на финансовую деятельность предприятия

Недостаток запасов: - Нарушение ритма производства, поставок товаров; - Влияет на денежные поступления; - Снижает прибыль.

Излишние запасы: -Замораживание денежных средств;

- Рост затрат на их хранение;

- Списание естественной убыли (старение);

- При использовании заемных средств - увеличение суммы уплаченных процентов, появляется угроза возврата основного долга, всей платежеспособности предприятия

Наши рекомендации