Аудит издержек производства и обращения в организациях общественного питания.

Аудит ВЭД

Целью аудита ВЭД является установление достоверности и правильности документального оформления внешнеторговых сделок и результатов ВЭД.

Аудит валютных средств в кассе. Прежде чем приступить к проверке касс-х операций, аудитор составляет перечень тестов проверки контроля вал средств в кассе и получает от работника бух ответы на поставленные вопросы, кот позволяют выявить состояние внутреннего контроля и учета и определить, какие процедуры необходимо включить в программу проверки валютных средств в кассе. Касс операции по списанию валсредств на командировочные рас-ды проверяются по док-там, приложенным к аван-м отчетам. При этом используется ряд тестов: на соответствие расписки получателей; погашены ли документы соответствующими штампами; имелись ли подставные лица при получении валюты; законность произведенных из кассы выплат в валюте. В ходе проверки касс операций в инвалюте аудитор проверяет: периодичность сдачи отчетов кассира в бух-ию, а также имеются ли на касс отчетах расписки глбух; использовались ли по назначению полученные из банка вал ср-ва; законность произведенных из кассы выдачи вал ср-тв и др.

Аудит вал ср-тв на счетах в банках. Аудит расчетов с банком направляется на контроль за сохранностью вал средств; обоснованностью получения и использования кредитов; своевременностью их погашения, соблюдением расчетно-платежной дисциплины в соответствии с контрактами по эксп-им. При проверке операций по вал счету использует следующую инф-цию: выписки банка, документы банка, подтверждающие факты совершения хозопераций. Каждая операция, отраженная в выписке банка, должна быть подтверждена соотв первич док-ми.

При экспорте тов возникают накладные рас-ды по экспорту в валюте. Эти расходы должны возмещаться с транзитного вал счета до осуществления обязательной продажи валюты.

Проверяя расчеты аккредитивами, необходимо установить целесообразность их открытия. От того, какой вид аккредитива открыт, зависит полнота и своевременность возврата вал ср-тв по неиспользованным аккредитивам. На пп д/б организован оперативный учет аккредитивов по срокам их исполнения.

Аудит расчетов с подотч лицами выезжающими в командировку. Осн док-ми, кот необходимо подвергнуть изучению при проверке расчетов с подотч лицами, явл: АО, журнал регистрации АО; приказы о направлении сотрудников в командировку; сметы представительских рас-ов; приказы об утверждении смет представительских расходов. Аудитору необходимо знать особенности учета и использование дорожных чеков при командировках за границу. Основанием для приобретения дорожных чеков явл заявка орг-ции. При выдачи дор чеков в банке командируемое лицо должно подписать каждый чек. Далее аудитором проверяется порядок отражения выдачи валюты и дорожных чеков в БУ. За время нахождения дорожных чеков в кассе или у подотч лица возникает курсовая разница, кот списывается на пр доходы или расходы: Д 50/3 К 91/1 – при росте курса валюты; Д 91/1 К 50/3 – при падении.

Операции по оприходованию и выдаче под отчет дор чеков сопровождается записями:Д 50/3 К 52 – оприходование купленных у банка дор чеков по номиналу; Д 71 К 50/3 – выдача

Аудит операций по экспорту. Цель аудита: проверка эффективности внутреннего контроля за движением экспортных товаров; сохранности ТМЦ, открытых в ходе экспорта поставок; уровня и оправданности накладных расходов по экспорту товаров в рублях и в ин валюте; соблюдение правил ведения бух учета, предусмотренных Положением об учете и отчетности. Экспорт и импорт осуществляется на основе лицензии. ВЭД осущ на основе контракта, кот присваивается регистрационный №, указывается дата и место подписания.

Проверяя реальность документов и правильность их составления. Аудитор может вызвать и опросить лица, подписавшие документ. Аудитор проверяет их законность.

Аудит реализации экспортной продукции – ответственный участок работы аудитора. Источниками инф-ции для проведения аудита являются следующие документы и регистры бух учета: внешнеторговые контракты; приказ об УП; книга регистрации контрактов; банковские документы уполномоченных банков; ведомости учета ГП; ж/о № 6,8; бух отчетность; гл книга; книги продаж и покупок; ГТД; налоговая декларация; приказы пп; АО. Следующей процедурой аудита экспорта – изучение условий договоров и сравнение их с паспортами экспортных сделок. Выясняются какие орг-ции оказывают услуги по транспортировке и сопровождению экспортных грузов. Базисные условия поставок определяют кто и за чей счет сопровождает транспортировку товаров по территории страны продавца, покупателя, транзитных стран, морем, воздухом; обязанности продавца. В «ИНКОТЕРМС» выделяется 14 условий поставок: Проверяются экспортные поставки на предмет соблюдения сроков расчетов по поступлению экспортной выручки.

Аудит операций по импорту. Цель аудита: проверка эффективности внутреннего контроля за движением экспортных товаров в пути; проверка уровня и оправданности накладных расходов по импорту товаров в рублях и в иностранной валюте; реальность исчисления финансового результата от операций по импорту. Важным моментом аудиторской проверке является выявление сильных и слабых сторон контроля за импортом товаров.

Таможенная стоимость является исходной величиной для исчисления налогов и сборов, уплачиваемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Цена сделки, факт уплаченная за ввозимый товар на момент пересечения тамож границы увеличивается на сумму расходов в ин валюте по доставке до места ввоза на территорию РФ. При проверке правильности определения таможенной стоимости аудитор должен знать методы определения таможенной стоимости: 1. по цене сделки с ввозимых товаров; 2. по цене сделки с идентичными товарами; 3. по цене сделки с однородными товарами; 4. метод вычитания стоимости; 5. метод сложения стоимости; 6. резервный метод. После проверки правильности определения таможенной ст-ти аудитор проверяет правильность определения тамож платежей. Далее аудитор проверяет правильность уплаты акцизов и НДС.

Следующий этап проведения аудита импортных операций – изучение условий контрактов и сравнение их с паспортами сделок, выяснении, орг-ций оказывающих услуги по транспортировке и сопровождению импортных товаров. Аудитор проверяет импортные поставки на предмет соблюдения сроков расчетов и сроков поступления импортной продукции. Важным моментом аудита импорта товаров является проверка реальности кредиторской и дебиторской задолженности по операциям, обусловленных импортными товарами.

Для выявления неучтенных обязательств аудиторы используют прием прослеживания, сущность которого заключается в том, что аудитор сверяет записи в регистрах бухгалтерского учета с данными предъявленных счетов, контрактов, денежных оправдательных документов, свидетельствующих об уплате поставщикам за полученные товары, работы, услуги. Многие счета не отражены в регистрах бухгалтерского учета случайно из-за допущенных ошибок во время учета.

Аудиторы, проверяя реализацию импортных товаров, обязаны проверить своевременность и полноту сдачи валютной выручки в уполномоченный банк.

21 Изучение и оценка систем БУ и внутреннего контроля их значение для целей планирования аудиторских процедур и принятия решений о способе проверки деятельности аудируемого хозяйствующего субъекта.

В ходе аудиторской проверки аудитор обязан разобраться в системе б/у; также обязан получить достаточную убеждённость в том, что система б/у достаточно отражает хоз. деятельность проверяемого эк. субъекта.

Изучение и оценка особенностей системы б/у и внутр. контроля должны в обязательном порядке документироваться ауд. организациями в ходе ауд. проверки.

При проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать следующие типовые формы: а) специально разработанные тестовые процедуры; б) перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии; в) специальные бланки и проверочные листы; г) блок-схемы и графики; д) перечни замечаний, протоколы или акты.

Организации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки системы б/у и внутр. контроля.

Отсутствие документирования или ненадлежащее документирование особенностей системы б/у проверяемого эк. субъекта может служить в случае предъявления претензий к аудитору доказательством низкого качества оказываемых им услуг.

Серьёзные недостатки системы б/у и системы внутр. контроля, отмеченные в ходе ауд. проверки, а также рекомендации по их устранению следует отражать в письменном отчёте аудитора руководству проверяемого эк. субъекта.

Система БУ.

Знакомство с системой б/у включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хоз. деятельности проверяемого эк. субъекта: 1) учётная политика и основные принципы ведения б/у; 2) организационная структура подразделения, ответственного за ведение б/у и подготовку бух. отчётности; 3) распределение обязанностей и полномочий между работниками; 4) организация подготовки, оборота и хранения документов; 5) порядок отражения хоз. операций в регистрах б/у; 6) роль и место средств вычислительной техники в ведении учёта и подготовки отчётности.

Ауд. организация в ходе ауд. проверки обязана проверить соответствие организации системы б/у проверяемого эк. субъекта действующим нормативным документам и отразить в рабочей документации аудитора случаи отмеченных нарушений.

Система внутреннего контроля. Система внутр. контроля эк. субъекта должна включать в себя: 1) надлежащую систему б/у; 2) контрольную среду; 3) отдельные средства контроля.

Эффективная организационная структура эк. субъекта предполагает разделение ответственности и полномочий сотрудников. Сосредоточение обязанностей у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять обнаружение таких ошибок и нарушений.

Надлежащее функционирование системы внутр. контроля зависит также от сотрудников, которым поручена соответствующая деятельность. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность соответствующего персонала.

Аудитору следует убедиться в применении на проверяемом им эк. субъекте таких процедур внутр. контроля, как: 1) арифметическая проверка правильности бух. записей; 2) проведение сверок расчётов; 3) проверка правильности осуществления документооборота; 4) проведение периодических плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчётности, ценных бумаг ТМЦ на предмет выяснения соответствия данных БУ фактическому наличию; 5) ограничение доступа несанкционированных лиц к активам предприятия, к системе ведения документации и записей по бух. счетам.

Порядок оценки системы внутреннего контроля в ходе аудита.

Аудитор обязан оценивать систему внутр. контроля эк. субъекта не менее, чем в следующие три этапа: 1) общее знакомство с системой внутр. контроля. Ауд. организации в начале работы следует получить общее представление о специфике и масштабе деятельности эк. субъекта и системе его БУ. 2) первичная оценка надёжности системы внутр. Контроля. Ауд. организация может оценить надёжность всей системы внутр. контроля как «среднюю», «высокую» или как «низкую». 3) подтверждение достоверности оценки системы внутр. контроля.

Аудит издержек производства и обращения в организациях общественного питания.

Аудиторская проверка товарных операций на п/п общественного питания несет ряд особенностей, которые определяются спецификой учета в общественном питании, выражающиеся в оформлении передачи ценностей из кладовой производства (на кухни) в буфеты и расчетов, потребителей за реализованную собственную продукцию и товаров.

Осуществляя подготовительную работу до начала аудита фирма привлекает к участию в проверке специалистов – технологов по общественному питанию. Проверку наличия товаров, подтверждение их себестоимости возможно осуществить посредством инвентаризации наличия сырья, продуктов, готовых изделий и тары в кладовых, на кухни и буфете.

После изучения, а при необходимости и проведение инвентаризации аудиторы приступают к документальной проверке операций по движению сырья и продуктов в кладовой, производстве по реализации обеденной продукции и покупных товаров через торговые залы и буфеты.

В соответствии отпущенные из кладовой в производство (на кухню) количество продуктов изготовленным блюдам и кулинарным изделиям определяют на основании меню и заявок старшего повара. При этом аудиторы выявляют весь ли отпущенный продукт использован в сырьевом наборе при изготовлении блюд, полуфабрикатов, кулинарных изделий. Вскрывают причины недовлажений, составляют расчеты по возмещению стоимости изъятых товаров, определяют ответственность виновных, докладывают руководству предприятия о выявленных недовложений.

Для проверки полноценности готовых блюд взвешивают по 10-15 порций, подсчитывают их общую массу. Отложение в массе в соответствии со сборником рецептур допускается до ± 3 % (кроме кондитерских изделий и пирожков). Основной продукт в местных и рыбных блюдах и гарнир взвешивают отдельно; результаты контрольного взвешивания оформляю актом с указанием в нем наименований блюд, их массы (согласно меню и фактической), а так же отклонения. На основание данных акта, пользуюсь сборником рецептур, массу по отклонениям необходимо перевести в исходное сырьё и определить массу недовложенных продуктов в общем количестве определенных видов блюд, по которым допущена неполновестность. То же самое делают и с полуфабрикатами.

Проверку правильности цен производят по книгам регистрации окончательных продажных цен на продукты, товары и калькуляционных карточках готовых изделий. Неправильность продажных цен на блюда и кулинарные изделия оформляют новыми, исправленными калькуляционными карточками, составляют так же акты, в которых показывавют со ссылкой на карточку разницу в ценах изделий (блюд, количество реализованных и отпущенных готовых изделий, суммы переборов (завышений) и недоборов (занижение) цен.

К актам прилагают неверные калькуляционные карточки с исправленными продажными ценами, а так же новые карточки - исправленные. Составляют так же ведомость отклонений от норм раскладок. На её основе устанавливают как посредством нарушений норм раскладок, установленными сборником рецептур были незаконно завышены продажные цены на готовые изделия.

Проверяют так же неправильность оформления калькуляционных карточек:

1) подписаны ли они заведующим п/п, калькулятором, завпроизводством или другим МОЛ; 2) указан ли номер рецептуры, колонки) варианты рецептуры и сборник из которого взята рецептура).

Правильность отражения в учете отпуска продуктов, полуфабрикатов, изделий и оприходоваие их другими МОЛ аудиторы могут установить на основании первичных документов и данных регистра бухгалтерского учета. Сличают синтетический учет с аналитическим.

28 Доказательства достоверности заготовок, приема и хранения сельскохозяйственных продуктов и сырья.

Начать проверку с выделения для изучения док-тов, оформленных с отступлением от установленных правил. Н-р, нередко хищения скрывают путем выписки бестоварных квитанций на вымышленных или подставных лиц; приписки в закупочных документах сырья в большем кол-ве, чем фактически сдано отдельным лицам; умышленного недооформления документов. Проверку докум. следует дифференц. по видам сырья. В частности, при закупке с/х прод. отдельные заготовители указывают в квитанциях и ведом. скидку на засоренность выше норм, снимают с фактич. веса скидки на загрязненность землей, гниль и приходуют на свой подотчет эту прод-ю за минусом скидок. Впоследствии гниль, земля спис-ся не с факт., а с оприходованной зачетной массы продукции.

Следует изучать м-лы анализов, сопоставляя их данные о массе и кач-ве с записями в квитанциях и особенно со сведениями в журнале учета поступления и анализа кач-ва сырья. Необходимо изучить, не имеются ли в первичных документах к-либо подделки, подчистки, дописки; необходимо сличить квитанции с их копиями, имеющимися у сдатчиков; сопоставить кол-во принятого сырья с тарой, в кот. оно поступило.

Следует проверить, как соблюдаются правила приемки и закупки животновод. сырья. Обратить внимание на возможные факты занижения заготовителями массы шкур за счет неправильного определения скидки на утяжелители и на недосол; занижения сортности кожевенного сырья; скупки сырья по низким ценам с последующим оформлением приемных квитанций на подставных лиц по боле высоким ценам.

Распростр. нарушениями при закупке скота явл-ся: приобретение у населения живого скота с последующим забоем его без составления актов убоя и оформления полученного мяса как закупленного у сдатчиков; неоприходование шкур; умышленное занижение в закупочных документах упитанности скота. В связи с этим необходимо сличать гуртовые ведомости, ветеринарные свидет-ва, приемные квитанции.

При пров. хранения ценностей изучают сост-е складского учета, отражение рез-тов инвентариз. и качественной оценки МЦ. На практике возможны случаи отступления от порядка и правил ведения количественно-суммового учета заготовительных товаров.

Необходимо изучить все документы, отражающие рез-ты инвентаризации сырья (распоряж. о провед. инвент., сличит. вед-ти, расчет ест. убыли, регистры б/у).

24 Аудит финансово - инвестиционных операций: .

Любое предприятие должно изыскивать средства, чтобы финансировать приобретение активов, используемых для извлечения прибыли.

Для принятия финансовых решений предприятию необходимо рассчитать текущую стоимость будущей наличности, например, при оценке доходов обыкновенной акции, облигации и реального имущества; хорошо знать сумму до которой средства, находящиеся в настоящее время в наличности, увеличатся в течение установленного периода времени; вычислить ставку процента, включенного в облигацию или договор о ссуде.

Средства могут получать от инвесторов, которые становятся совладельцами предприятия или ссудодателей, которые становятся кредиторами. Это отражается на счетах акционерного капитала и долгосрочных обязательств. Наличные средства, не использующиеся в данный момент для финансирования операций и приобретения активов, могут быть инвестированы в ценные бумаги, приносящие дивиденды или проценты, что отражается на счетах финансовых вложений и долгосрочных инвестиций. Процесс планирования потребностей в наличных средствах, увеличения и инвестирования капитала, определения текущей и будущей стоимости капиталовложений и составляет финансово-инвестиционный цикл.

Для изучения финансово-инвестиционного цикла аудитору необходимо ознакомиться с сальдо и операциями по счетам, входящим в данный цикл; оценить систему внутреннего контроля и ее надежность; провести аудиторские тесты и аналитические процедуры для выявления сильных и слабых сторон контроля; наметить специфические процедуры для оценки корректности финансово-инвестиционных операций; выявить возможные ошибки и предложить мероприятия по их устранению.

При проверке системы внутреннего контроля выясняю назначены ли ответственные лица (обычно финансовый директор) за планирование всех финансовых операций, связанных с займом денег и продажей ценных бумаг, наличие разрешений на подобные операции Совета директоров. Устанавливают, обеспечивается ли сопоставление сведений платежных требований кредиторов с учетными записями, контролируются ли сроки платежей, составляются ли платежные документы на выплату процентов. Важным моментом является выяснение, прогнозируются ли на предприятии потоки наличных средств. На основании прогнозов потребностей в наличных средствах и их поступления определяются избыточные наличные средства, которые могут быть инвестированы, формируется бюджет организации.

Аудитору следует установить, как выполняются обязанности финансовыми менеджерами. для этого составляется вопросник внутреннего контроля, согласно которому получают информацию о наличии финансового планирования и анализа, правильности принятия решений по инвестициям, составу и типу приобретаемого имущества, структуре капитала, управлению финансовыми ресурсами и наличными денежными средствами. Особое внимание обращается на определение финансовыми менеджерами налоговой и учетной политики, выработку рекомендаций по защите имущества (страхование, установление надежного внутреннего контроля), подготовку для руководителей структурных подразделений организации рекомендаций по вопросам финансовых операций и их эффективности.

Расходов на питание

Ревизуя хозяйственную деятельность бюджетного учреждения, необходимо тщательно проверить сохранность и правильность использования не только денежных, но и материальных ценностей: инвентаря, оборудования, производственных и строительных материалов, продуктов питания и др. Для этого необходимо выяснить, проводится ли инвентаризация материальных ценностей в установленные сроки, когда была проведена последняя инвентаризация, выделены ли должностные лица, ответственные за сохранность этих ценностей, правильно ли эти ценности списываются в расход, обеспечивают ли складские помещения и кладовые сохранность материальных ценностей.

С целью организации проверки фактического наличия ценностей, имеющихся в бюджетном учреждении, ревизор договаривается с руководителем учреждения о назначении комиссии, в состав которой должны быть включены наряду с материально ответственными лицами счетный работник и желательно представитель общественности. Ревизору лично не рекомендуется подсчитывать, взвешивать ценности, но он должен внимательно следить за правильностью и полнотой проведения этой работы и фиксировать результаты. Данные инвентаризации по каждому виду ценностей записываются в инвентаризационную ведомость с указанием количества, веса или объема каждого вида ценностей. Инвентаризационные ведомости подписываются всеми членами комиссии, проводившими инвентаризацию. Одни экземпляр ведомости передается в бухгалтерию. Проверяющему следует тщательно рассмотреть каждое отклонение, выяснить причины, предложить оприходовать выявленные излишки и записать на материально ответственных лиц всю сумму недостач и после получения объяснения поставить вопрос о взыскании их с виновных лиц. Наряду с этим он проверяет правильность записей, внесенных в сличительную ведомость бухгалтером учреждения, и их соответствие бухгалтерским данным. При выявлении крупных недостач или хищений необходимо составить промежуточный акт и, не дожидаясь конца ревизии передать материалы следственным органам.

В больницах, детских учреждениях, где имеются продукты питания, необходимо наряду со снятием остатков в кладовой проверить также правильность и полноту отпуска продуктов на кухню. Поэтому в процессе ревизии следует 1—2 раза внезапно, до начала работы кухни, проверить, соответствует ли фактическое количество продуктов, переданных на кухню, количеству, указанному в накладной, с учетом количества довольствующихся, и проследить за тем, чтобы все выписанные продукты были фактически использованы по назначению. Целесообразно также проверить на выдержку готовые блюда для выяснения, содержится ли в них то количество продуктов, которое указано в меню, используя для этого в необходимых случаях лабораторный анализ для определения качества продуктов и калорийности питания.

При ревизиях в детских садах, в больницах и других учреждениях, если они закупают продукты за наличный расчет на колхозных рынках, нужно проверять правильность и достоверность цен, по которым приобретались эти продукты. Необходимо также установить, не получают ли эти учреждения продукты питания от совхозов или колхозов по себестоимости или бесплатно. Это вызывается тем, что в процессе ревизий выявляются факты, когда учреждения получают продукты в совхозах по себестоимости, а должностные лица оформляют их как покупку на колхозных рынках по стоимости в пределах государственных розничных цен и разницу в стоимости присваивают.

В ходе ревизии следует проверить состояние учета и отчетности, правильность составления и оформления документов. Каждый документ должен быть подписан руководителем учреждения (распорядителем кредита) и счетным работником. Без этих подписей ни один документ не может быть признан действительным. На документах, связанных с наличными деньгами, должна быть подпись лица, уплатившего и принявшего деньги. На документах, связанных с матери Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на кот имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).Акт имеет юр значение как источник доказательств в судебно-следственной практике Он подписывается руководителями ревизионной группы , членами рев группы, руководителем и глбух ревизуемой орг-ции. Один экз вручается руководителю ревизуемой организации под роспись в получение с указанием даты получения. М б установлен срок до 5 раб дн, отведенный для ознакомления с актом ревизии и его подписания.

При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы (контролеру-ревизору) письменные возражения или замечания, кот приобщаются к материалам ревизии

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.

Вводная часть должна содержать след инф: наименование темы ревизии; дату и место составления акта ревизии; кем и на каком осн проведена ревизия (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание); проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты организации, ИНН; ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; осн цели и виды дея-ти организации; кто в проверяемый период имел право первой подписи в орг-ции и кто явл глбух; кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в орг-ции за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соотв с вопросами, указанными в программе ревизии.

Результаты ревизии излагаются в акте на осн проверенных встречных проверок ,процедур факт контроля, др ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и МОЛ.

Описание фактов нарушений должно содержать след обяз инф: какие законодательные, нормативные правовые акты нарушены, кем, за какой период, , размер ущерба и последствия этих нарушений.В акте ревизии не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтв док, не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и МОЛ, квалифицировать их поступки, намерения и цели.По результатам проведенной ревизии руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц., руководителем контрольно-ревизионного органа материалы ревизии по вопросам целевого использования ср-тв фед бюджета передаются в установленном порядке в органы фед казначейства для организации работы по реализации этих материалов.альными ценностями, обязательны подписи лиц, принявших эти ценности.

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В УЧРЕЖДЕНИИ

Важнейшими функциями внутреннего контроля в бюджетных учреждениях являются обеспечение выполнения работниками своих должностных обязанностей и соблюдение государственных гарантий в сфере оказания услуг.

Внутренний контроль включает:

- бухгалтерский (финансовый) учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);

- управленческий учет (выделение центров ответственности, нормирование производимых расходов);

- ревизию, контроль, аудит (проверку документов, проверку арифметических расчетов, соблюдение правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризацию, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание).

Организация и постановка системы внутреннего контроля начинаются на этапе разработки внутренних локальных актов. Их число может быть различным. Мы приведем только некоторые, свойственные многим бюджетным учреждениям:

- Положение о внутреннем контроле;

- Положение о расчетах с подотчетными лицами;

- Положение о документообороте.

Перечисленные внутренние локальные акты разрабатываются главным образом бухгалтерской службой и отделом кадров бюджетного учреждения. Проверить эффективность действия внутренних локальных актов могут любые контролирующие органы. В ходе проверки ревизоры оценивают состояние текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием продукции, денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов работ и услуг. Положительной оценки можно ожидать тогда, когда система внутреннего контроля поставлена на такой уровень, который позволяет грамотно управлять деятельностью учреждения, эффективно и результативно использовать бюджетные ресурсы, обеспечивать сохранность его финансовых и нефинансовых активов, соблюдать законодательные требования и представлять достоверную бюджетную отчетность.

Состав отчетности.НКО

Бухгалтерская отчетность. Состав бухгалтерской отчетности определен прежде всего ст. 13 Закона о бухгалтерском учете. Отчетность некоммерческой организации состоит:

– из бухгалтерского баланса;

– отчета о прибылях и убытках;

– приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

– аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

– пояснительной записки.

Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не ведущие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе (бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о целевом использовании полученных средств).

Налоговая отчетность. Помимо бухгалтерской отчетности некоммерческие организации сдают в налоговые органы налоговую отчетность в виде деклараций по уплачиваемым налогам. Порядок заполнения и сроки подачи деклараций установлены конкретно для каждого налога.

Некоторые некоммерческие организации с 2003 г. перешли на упрощенную систему налогообложения и отказались от ведения бухгалтерского учета методом двойной записи. Следовательно, они освобождены от составления годовой бухгалтерской отчетности. В этих случаях они могут представить в налоговую инспекцию только отчетность в виде декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и книги учета доходов и расходов [1].

Отчет по целевому проекту. Финансирующие (донорские) организации в основном интересуются исполнением профинансированных ими проектов. При составлении содержательного и финансового отчетов по целевому проекту следует учитывать нормы и правила, разработанные и предписанные донором. К донорским организациям, которые могут быть заинтересованы в пользовании отчетностью по целевым проектам и программам, относятся российские государственные учреждения (средства бюджетов любого уровня), коммерческие фирмы, негосударственные некоммерческие организации, правительства иностранных государств, зарубежные и международные благотворительные организации, в том числе фонды.

Наши рекомендации