Государственное регулирование страховой деятельности

Целью государственного регулирования страховой деятель­ности в Российской Федерации является содействие развитию рынка страховых услуг, создание благоприятных условий для деятельности страховых организаций, защита прав и интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства.

Важнейшие задачи государства по созданию эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан, предприятий и организаций определены в Основных направлениях развития национальной системы страхования Российской Федерации в 1998-2000 гг., утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998г. № 1139. Выполнение поставленных в этом документе задач обеспечивается за счет бюджетных средств, выделяемых по программам обязательного государственного страхования, целевых резервов, а также путем разработки и принятия ряда системообразующих законодатель­ных актов, в частности, о страховании гражданской ответствен­ности владельцев автотранспортных средств.

Принципиальное значение для сохранения национального страхового рынка имеет проводимая государством политика ра­зумного протекционизма в области страхования. Она включает два направления:

1) ограничение деятельности иностранных страховщиков на территории страны;

2) ограничение участия иностранного капитала в деятельно­сти российских страховых организаций.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела...» и п. 3.1 Условий лицензирования страховой деятельно­стью на территории нашей страны могут заниматься только рос­сийские страховые организации.

Кроме того, ранее в п. 5 постановления Верховного Совета РФ «О введении в действие Закона Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992 г. № 4016-1 доля иностранных инвесторов в капитале национальных страховых компаний была ограничена 49%.

24 июня 1994 г. на острове Корфу Российской Федерацией со странами ЕС было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, согласно которому указанное ограничение должно прекратить свое действие через 5 лет (ст. 29 и п. 1 части В Приложения 7).

В связи с тем, что молодой российский рынок страхования еще не может противостоять массированной экспансии ино­странных страховщиков, 20 ноября 1999 г. был принят Феде­ральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Рос­сийской Федерации» № 204-ФЗ. Закон, отменив ограничение на долю иностранцев в уставном капитале отдельных компаний, ввел некоторые новые ограничения на деятельность таких стра­ховщиков.

Этим Законом, в частности, предусмотрено, что российские страховые компании, в капитале которых доля иностранных фи­зических и юридических лиц более 49%, не могут на территории России осуществлять страхование жизни, все виды обязательного страхования, а также страхование государственной собст­венности и иных государственных имущественных интересов.

Законом введена суммарная квота участия иностранного ка­питала в совокупном уставном капитале отечественных страхо­вых организаций — не более 15%. Приобретение акций и долей в капитале российских страховщиков иностранцы могут произ­водить только с разрешения федерального органа страхового надзора. При этом установлено, что руководителями и главны­ми бухгалтерами компаний с участием иностранных инвестиций могут быть исключительно граждане Российской Федерации.

Страховая компания, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору, вправе осуществлять на территории России страховую деятельность, если иностранный инвестор сам является страховой организацией и не менее двух лет участвует в деятельности российских страховщиков.

Для страховых компаний с участием иностранного капитала установлены повышенные минимальные размеры уставного ка­питала: 250 тыс. МРОТ — для страховщиков и 300 тыс. МРОТ — для перестраховщиков.

Важнейшей составной частью системы государственного регулирования страхования является надзор за страховой дея­тельностью. Его цели: а) обеспечение соблюдения требований законодательстваРФ о страховании, б) защита прав и охраняе­мых законом интересов участников страховых отношений и иных заинтересованных лиц и государства, в) контроль за фи­нансовой устойчивостью и платежеспособностью страховых ор­ганизаций.

С августа 1996 г. функции федерального органа исполни­тельной власти по надзору за страховой деятельностью возложе­ны на МинфинРФ, в структуре которого имеется специальный Департамент страхового надзора.

К основным функциям страхового надзора относятся следую­щие:

— лицензирование страховой деятельности;

— ведение реестров страховых организаций и страховых брокеров;

— контроль за деятельностью страховщиков по вопросам обоснованности страховых тарифов, платежеспособности и со­блюдения страхового законодательства;

— утверждение правил формирования и размещения страхо­вых резервов, показателей и форм учета страховых организаций и отчетности о страховой деятельности;

— принятие нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

— обобщение практики страховой деятельности.

В рамках выполнения этих функций органы страхового над­зора вправе получать от страховых организаций необходимую отчетность (один раз в год), иную информацию об их финансо­вом положении. Они также могут в необходимых случаях потре­бовать документы, относящиеся к страхованию, от других пред­приятий и организаций, а также граждан.

Эффективной формой контроля являются проверки деятель­ности страховых организаций с точки зрения соблюдения ими страхового законодательства и достоверности предоставляемой отчетности.

Федеральный орган страхового надзора уполномочен давать страховым организациям предписания об устранении наруше­ний законодательства о страховании, а в случаях, когда эти предписания не выполняются, приостанавливать, ограничивать или отзывать лицензии.

Закон РФ «Об организации страхового дела ...» предоставля­ет федеральному органу страхового надзора право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховой организации в случае неоднократного нарушения ею требований законода­тельства РФ, а также о ликвидации юридических лиц, осущест­вляющих страхование без лицензии.

В целях усиления надзора за страховой деятельностью во всех регионах страны по решению Правительства РФ были соз­даны территориальные органы страхового надзора. Инспекции имеют практически все права и обязанности федерального орга­на страхового надзора, за исключением функций по выдаче ли­цензий, направлению предписаний, приостановлению, ограни­чению и отзыву лицензий, а также по обращениям в суды.

Страховые резервы

Понятие страховых резервов. В соответствии с действующим законодательством страховая организация, заключая договоры страхования, формирует для осуществления страховых выплат специальные фонды, которые называются страховыми резервами.

Они имеют двойственную природу. С точки зрения бухгал­терского учета страховые резервы представляют собой пассивы (они отражаются в соответствующем разделе бухгалтерского ба­ланса), т.е. обязательства страховщика перед страхователями. В специальной литературе подчеркивается, что резервы всегда равны сумме обязательств страховой организации по договорам страхования и перестрахования*.

* См.: Сухов В.А. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. — М.: АНКИЛ, 1995. — С. 11.

В то же время, как следует из смысла ст. 2 Закона РФ «Об организации страхового дела ...», резервы — это некие денежные фонды, формируемые за счет уплаченной страхователями стра­ховой премии по договорам страхования, т.е. активы.

В таком понимании страховых резервов нет противоречия. Они, действительно, с одной стороны, обязательства, а с другой — активы, обеспечивающие эти обязательства. Вот почему в прак­тике страховой деятельности существуют такие понятия, как «формирование страховых резервов» и «размещение страховых резервов».

Страховые резервы — активы страховой организации, выве­денные в соответствии с законодательством из-под налогообло­жения. Для них установлен достаточно жесткий режим: они могут быть использованы только на выплаты страхового возме­щения и страховой суммы, подлежат обязательному инвестиро­ванию в строгом соответствии с указаниями федерального орга­на исполнительной власти по страховому надзору. В связи с этим некоторые специалисты приходят к ошибочному выводу, что страховые резервы как бы временно переданы страховщику для выполнения его обязательств по договорам страхования и перестрахования. Как указывалось выше, страховые резервы формируются за счет страховой премии, уплаченной страховате­лями за оказанные им страховщиком страховые услуги. Плата за проданный товар или предоставленные услуги по общему пра­вилу является собственностью лица, продавшего товар или ока­завшего услуги. Так и здесь. Иное дело, что законодатель ввел определенные ограничения на распоряжение этой собственностью страховщиков, что законом допускается (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 209 и п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Данный вывод имеет принципиально важное практическое значение поскольку имели место попытки изъятия страховых резервов на основании ведомственных распоряжений (см., на­пример Письмо Федерального фонда ОМС от 30 мая 1996 г. № 1039/34 и Федеральной службы России по страховому надзо­ру от 22 мая 1996 г. № 02-04-08/4 «О порядке возврата страхо­выми медицинскими организациями средств резервов по обяза­тельному медицинскому страхованию»), что прямо противоре­чит положениям п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ, определившим, что гражданские права могут быть ограничены только федеральным законом.

Формирование страховых резервов. Порядок создания, а точ­нее, расчета резервов установлен Правилами формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхова­ние жизни, утвержденными Приказом Росстрахнадзора от 18 марта 1994 г. № 02-02/04.

Согласно этому нормативному акту резервы образуются в валюте договора страхования, под которой понимается валюта платежа премии. Размер страховых резервов рассчитывается страховщиком при определении финансового результата от страховой деятельности по состоянию на отчетную дату.

В состав резервов входяттехнические резервы и резерв преду­предительных мероприятий.

В свою очередь технические резервы состоят из резерва неза­работанной премии (РНП); резерва заявленных, но неурегулирован­ных убытков (РЗУ) и резерва произошедших, но незаявленных убытков (РПНУ).

В РНП включается вся поступившая страховая премия по договорам страхования, действовавшим в отчетный период, от­носящаяся к неистекшему сроку их действия.

РЗУ рассчитывается по договорам, по которым произошли страховые события, еще не оплаченные по состоянию на отчет­ную дату. Величина РЗУ определяется как сумма объявленного ущерба по всем претензиям. Если размер ущерба по конкретно­му договору на отчетную дату неизвестен, то резерв увеличива­ется на всю страховую сумму по этому договору.

РПНУ формируется в размере 10% от суммы страховой пре­мии, поступившей за последние 12 месяцев.

Страховая организация по согласованию с органом по над­зору за страховой деятельностью может создавать и другие тех­нические страховые резервы, в частности резерв катастроф и резерв колебания убыточности.

Условия и порядок создания и использования РПМ опреде­ляет страховщик. В то же время Росстрахнадзором издано При­мерное положение о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования (введено в действие Пись­мом Росстрахнадзора от 18 января 1995 г. № 15/1-1р). В нем содержится широкий перечень направлений расходования РПМ в целях предупреждения страховых случаев или снижения раз­мера убытков от них, устанавливается, что резерв формируется в определенной доле тарифной ставки по конкретному виду стра­хования. Каждый страховщик должен разработать и согласовать с органом по страховому надзору свое положение о РПМ.

В настоящее время нет общего нормативного акта о прави­лах формирования резервов по страхованию жизни. До их при­нятия действуют (см. Письмо Росстрахнадзора от 24 апреля 1995 г. № 09/2-20р) Разъяснения органа страхового надзора о порядке формирования страховщиками страховых резервов по страхованию жизни по результатам деятельности за 1994 г. (Письмо Росстрахнадзора от 27 декабря 1994 г. № 09/2-16р/02). Эти резервы рассчитываются по специальным формулам с уче­том поступившей страховой нетто-премии (страховая премия минус нагрузка, т.е. расходы на ведение дел), произведенных страховых выплат и годовой нормы доходности, согласованной страховщиками с органом страхового надзора и используемой ими при расчете страховых тарифов.

Страховщики, осуществляющие ОМС, формируют запасной резерв, резерв финансирования предупредительных мероприя­тий, средства на оплату медицинской помощи и ведение дела. Нормативы распределения средств по указанным резервам и фондам устанавливает территориальный фонд ОМС в процентах от уплаченных им сумм.

Размещение страховых резервов. Под размещением резервов понимаются активы, принимаемые в обеспечение резервов. В России действуют специальные Правила размещения страховщиками страховых резервов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 22 февраля 1999 г. № 16н.

Активы, покрывающие страховые резервы, должны удовле­творять условиям диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. В покрытие резервов, в частности, принимаются государственные и муниципальные ценные бумаги, векселя банков, облигации, жилищные сертификаты, инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, банковские депозиты и депозитные сертификаты, сертификаты долевого участия в об­щих фондах банковского управления, акции и доли в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ (кроме страхо­вых организаций), недвижимость (за исключением отдельных квартир и подлежащих госрегистрации средств воздушного и водного транспорта, а также космических объектов), денежные средства и т.д.

Эти активы не могут быть предметом залога или источником выполнения обязательств по банковской гарантии либо догово­ру поручительства.

Государственные ценные бумаги и денежные средства (в рублях и иностранной валюте) принимаются в обеспечение ре­зервов без ограничений, по остальным видам активов введены жесткие лимиты — от 5 до 40% от общего объема резервов. Страховщики — резиденты РФ обязаны не менее 80% резервов размещать на территории России.

Все активы учитываются по их балансовой стоимости.

Страховые организации, нарушающие требования Правил, могут быть подвергнуты со стороны страхового надзора таким мерам воздействия, как направление им предписания, приоста­новление и отзыв лицензии на осуществление страховой дея­тельности.

Для некоторых видов резервов действуют особые правила их размещения. Так, временно свободные средства РПМ рекомен­довано инвестировать только в государственные ценные бумаги и банковские вклады.

Резервы страховщиков по ОМС тоже инвестируются в бан­ковские вклады или высоколиквидные ценные бумаги. Догово­ром о финансировании ОМС, как правило, устанавливается и порядок распределения дохода от размещения резервов. При этом основная его часть направляется на пополнение резервов.

Наши рекомендации