Характеристика товаров (услуг)
В этом разделе следует дать описание всех товаров (работ, услуг), которые фирма намерена предлагать покупателям (на рынке).
Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров и услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы. Необходимо ответить на следующие вопросы:
• какие товары (услуги) будут предлагаться фирмой? Их описание, характеристики;
• наглядное изображение образца товара (фотография или рисунок);
• название товара;
• какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые товары (услуги)?
• регулярно ли покупаются эти товары (услуги)?
• дорогие ли эти товары (услуги) или нет?
• насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям обязательной стандартизации и сертификации?
• как долго эти товары (услуги) будут продаваться на рынке?
• на каких рынках и каким образом они продаются?
• почему потребители будут отдавать предпочтение данным товарам (услугам)? Что составляет основное преимущество предлагаемых товаров в глазах потребителей? В чем их недостатки?
При ответе на эти вопросы целесообразно составить таблицу (см. табл.1).
Таблица 1.
Преимущества (недостатки) предлагаемых товаров (услуг)
Преимущества по сравнению с аналогичными товарами конкурентов | Недостатки по сравнению с аналогичными товарами конкурентов | Меры по преодолению недостатков |
1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. |
3. | 3. | 3. |
… | … | … |
Важно также дать ответы и на следующие вопросы.
- Каковы особенности технологии изготовления товаров или предоставления услуг?
- Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены предлагаемые товары (услуги) или технологии их производства? Каковы цены, по которым будут продаваться товары (услуги)?
- Каковы затраты на их производство? Какова прибыль, которую будет приносить продажа одной единицы каждого товара (услуги)?
- Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)?
- На какой стадии жизненного цикла находится каждый товар (услуга) в настоящий момент?
- Имеются ли предложения по модернизации товаров или услуг и дальнейшему расширению (сокращению) их производства?
- Учитывается ли мнение потребителей при разработке новых то" варов или при модернизации старых?
- Каковы особенности дизайна товара?
- Каковы особенности упаковки товаров?
- Как будет организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если, к примеру, это технически сложное изделие?
- Имеет ли данный товар торговую марку?
При организации производства товаров (услуг), реализуемых на внешних рынках, необходимо дополнительно ответить на следующие вопросы:
• необходимо ли переходить к другой системе измерения?
• необходимо ли вносить конструктивные изменения?
• приемлемы ли для страны рынка название, цвет, упаковка товаров?
• приемлемы ли для страны рынка язык, содержание и диаграммы в инструкциях, прилагаемых к товарам? и др.
Данный раздел бизнес-плана должен, как правило, содержать следующую информацию о товарах (услугах).
Если речь идет о продукции, то следует дать описание ее физических характеристик. Полезно также приложить фотографию, рисунок продукта или рекламный проспект, а при непосредственной встрече с заинтересованными лицами опытный образец.
Приведя точное описание продукции или услуги, предприниматель должен прежде всего остановиться на возможностях их использования и на тех их сторонах, которые особенно привлекательны для потребителей. Именно это позволяет подчеркнуть уникальность товара или услуги и обратить внимание на его потенциал. В некоторых случаях, привлекательность товаров может основываться на осязаемых, функциональных преимуществах, например на скорости и качестве выполнения какой-либо операции по сравнению с конкурирующими изделиями. В других случаях привлекательность может зависеть от менее осязаемых факторов от внешнего вида или от того, насколько активно проводится кампания маркетинга продукта.
Разработка и развитие. Важно уделить особое внимание разработке продукта или услуги, в том числе вопросу о том, как шло развитие этого процесса вплоть до настоящего момента и каким оно планируется в будущем. В частности, полезно прокомментировать готовность продукции и услуг к выходу на рынок, поскольку это поможет оценить жизнеспособность предприятия. Детали, касающиеся усилий в области исследований и разработок, следует включить в производственный план.