Глава 4. региональные и местные бюджеты

Бюджеты субъектов федерации.Устойчивая тенденция последних десятилетий - регионализация экономических, политических и социальных процессов. Здравоохранение, образование, культура, хозяйственная инфраструктура, обеспечение правопорядка, национальные отношения во все большей мере становятся объектами регулирования законодательной и исполнительной ветвей власти регионов Российской Федерации. Соответственно растут масштабы и значение региональных бюджетов.

Специфика регионального бюджета в том, что он нацелен на развитие региональной составляющей производительных сил (а это, прежде всего, сельское хозяйство, пищевая промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера услуг, хозяйственная инфраструктура и др.), а также на социальное развитие общности людей, проживающих на данной территории.

В соответствии с Бюджетным кодексом России, региональные бюджеты самостоятельны. Вместе с тем, они входят в состав бюджетной системы России и взаимодействуют при формировании своих доходов и расходов как с верхним звеном системы (федеральным бюджетом), так и с нижними звеньями (муниципальными бюджетами).

Отсюда - специфика формирования доходов региональных бюджетов. В основе их - закрепленные доходы. Это средства, напрямую поступающие в региональный бюджет, принадлежащие ему:

· региональные налоги - на имущество предприятий и организаций (или альтернативный налог на недвижимость - по выбору властей региона), дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес и региональные лицензионные сборы;

· доходы от приватизации и коммерческого использования имущества субъектов Российской Федерации.

Часть собранных на территории субъекта Федерации федеральных налогов представляет собой регулирующие доходы регионального бюджета. Экономический смысл регулирующих доходов в том, что они поступают в региональный бюджет из федерального, причем нормативы отчислений регулирующих доходов сверху вниз ежегодно утверждаются в процессе принятия федерального бюджета. Регулирующие доходы образуются в результате отчислений от налога на прибыль, НДС, акцизов, подоходного налога с физических лиц.

Однако для большинства региональных бюджетов явно недостаточно закрепленных и регулирующих доходов. Такие бюджеты нуждаются в дополнительной финансовой поддержке в виде трансфертов из Федерального фонда поддержки регионов, а также дотаций, субвенций и субсидий из федерального бюджета.

В итоге складывается многоступенчатая система формирования доходов региональных бюджетов. У нее есть свои достоинства:

· в условиях кризиса остродефицитные финансовые ресурсы централизуются в федеральном бюджете и расходуются под контролем федеральных властей (тем самым предотвращается распыление этих ресурсов);

· формируется механизм относительного выравнивания социально-экономического развития территорий (подобные механизмы в России очень хорошо приживаются, и дело здесь не только в “родимых пятнах” социализма);

· намечается постепенный переход к бюджетному регулированию на основе норм бюджетного среднедушевого обеспечения (трансферты нацелены на одинаковое среднедушевое бюджетное обеспечение жителей всех территорий России).

Бюджетная практика выявила и недостатки системы формирования доходов региональных бюджетов:

· регулирующие доходы совершенно оторваны от финансового потенциала региона;

· собираемые в регионах налоги вообще не соотносятся с доходным потенциалом территорий (например, вообще не известно, какими финансовыми ресурсами располагает и сколько доходов бюджетам всех уровней может дать Краснодарский край);

· при всем том, что разовые дотации и субсидии заменяются более систематизированными трансфертами, система бюджетной поддержки регионов продолжает поощрять иждивенчество;

· централизация основной массы бюджетных доходов в федеральном бюджете с последующим распределением их сверху вниз ставит регионы в зависимость от федеральных чиновников, их субъективных интересов и политических пристрастий.

Больное место межбюджетных отношений федерального центра и регионов - субъектов федерации - это подход к регионам как бюджетным “дойным коровам”. Сначала отдай федеральному бюджету то, что он требует, а потом жди возврата части своих платежей и проси о бюджетном вспомоществовании. Такие межбюджетные отношения носят односторонний фискальный характер. Для того чтобы экономика регионов развивалась, межбюджетные отношения должны быть нацелены на укрепление и развитие собственной доходной базы регионов. Необходим воспроизводственный подход к формированию региональных бюджетов. При таком подходе региональный бюджет становится инструментом развития производительных сил территории. Односторонне фискальный подход рано или поздно истощит производительные силы региона и подорвет его доходный потенциал.

Структура расходов региональных бюджетов существенно отличается от структуры расходов федерального бюджета. В регионах относительно невелики расходы на управление (3%), правоохранительную деятельность (5%), отсутствуют расходы на оборону и международную деятельность. Зато здесь значительны расходы на бюджетную поддержку основных отраслей хозяйства - промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта (до 20%). Еще выше бюджетная поддержка регионального жилищно-коммунального хозяйства (15%). Расходы на образование, подготовку кадров, культуру и здравоохранение составляют, в среднем, около 25% расходов региональных бюджетов. Далеко не все российские регионы имеют возможность сформировать в составе своего бюджета особый бюджет развития; наличие такого бюджета развития свидетельствует о воспроизводственной ориентации регионального бюджета.

Местное хозяйство и муниципальные бюджеты.На этом уровне заканчивается государственная власть и начинается местное самоуправление. Вот как определяет его Европейская хартия местного самоуправления, принятая в 1985 г.: люди, живущие в одном компактном месте и нуждающиеся в определенных услугах, должны иметь демократические органы, через которые они выражали бы свои интересы.

В этом определении даны главные признаки местного самоуправления:

· компактность проживания людей;

· наличие у них определенных общих потребностей в услугах;

· формирование демократических представительных органов (негосударственного типа!) с целью выражения интересов человеческой общности.

Местное самоуправление выражает и помогает реализовать самые земные интересы компактной общности людей: в услугах школьного образования и здравоохранения, в благоустройстве и уборке территории проживания, в жилищном строительстве, содержании жилищного фонда и предоставлении сопутствующих коммунальных услуг, в организации уличного движения и нормальном содержании внутренних дорог и подъездов к строениям. Местное самоуправление начинается там, где заканчивается большая политика. К сожалению, в организации местного самоуправления в России до сих пор пытаются копировать государственную власть и создавать эдакие "регионы в миниатюре". Такой подход приводит к подмене местного самоуправления "большой политикой"; главы местного самоуправления начинают вместо служения интересам своих избирателей тягаться с губернаторами; происходит огосударствление местного сообщества. Хотя идея местного самоуправления отнюдь не привнесена к нам извне - в России есть старинная традиция земского уклада общественной и хозяйственной жизни.

Экономической основой процесса местного самоуправления является местное хозяйство. Это совокупная хозяйственная деятельность местного сообщества по своему жизнеобеспечению и преобразованию своей среды обитания. У местного хозяйства - собственная финансовая система. Ядро последней - местный (муниципальный) бюджет.

Доходы муниципального бюджета подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленные доходы:

• земельный налог;

• налог на имущество физических лиц;

• налог на рекламу;

• налог на наследование и дарение;

• местные лицензионные сборы (за регистрацию предприятий и организаций, за право торговли и т.д.);

• доходы от продажи и коммерческого использования (аренды, передачи в доверительное управление) муниципального имущества.

Регулирующие доходы - это установленные федеральными и региональными законами отчисления от собранных на территории муниципального образования федеральных налогов (налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и т.д.).

Большинству муниципальных образований явно недостает закрепленных и регулирующих доходов для обеспечения своих бюджетных потребностей. Они получают дотации, субсидии и субвенции из региональных бюджетов. Для определения размера выделяемой бюджетной помощи региональные власти используют следующий критерий - покрытие доходами муниципального бюджета затрат на обеспечение каждого жителя местного сообщества минимальным набором социальных благ и услуг, установленным в соответствии с Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления".

Расходы муниципальных бюджетов соответствуют природе и характеру местного самоуправления. В отличие от региональных бюджетов, затраты на правоохранительную деятельность, муниципальное управление и финансовую поддержку расположенных на территории местного сообщества предприятий в сумме не превышают 2-3% расходов муниципального бюджета. Зато расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составляют около 1/3 всего бюджета, а расходы на народное образование, здравоохранение, культуру и социальное обеспечение - почти - 2/3.

Чем меньше по своим размерам муниципальная структура, чем больше местное хозяйство тяготеет к аграрному сектору, тем больше в местном бюджете доля расходов на социальную сферу, образование и здравоохранение. И наоборот, чем больше муниципальная структура, чем длиннее ее коммуникации, чем сильнее выражен промышленный характер деятельности, тем больше в местном бюджете доля расходов на охрану окружающей среды, на жилищно-коммунальное хозяйство.

В местных бюджетах практически отсутствуют статьи капитальных вложений. Местные сообщества занимаются жизнеобеспечением своих граждан, но не обеспечивают их развитие. Однако у всех муниципальных образований существует острая потребность в таких бюджетах развития; отсюда - идея "города-предпринимателя", который сам зарабатывает средства для удовлетворения своих потребностей.

Если исходить из определения финансов, которое мы дали в главе первой, то встает вопрос: на воспроизводство каких отношений нацелен муниципальный бюджет? Ведь государственная власть заканчивается там, где начинается местное самоуправление. Ответ очень прост: общественное самоуправление есть тоже власть, а собственность местного сообщества ничем не хуже любой другой собственности. Именно эти отношения - муниципальной собственности и общественного самоуправления - и воспроизводятся с помощью денежных средств муниципального бюджета.

ГЛАВА 5. СТРАХОВАНИЕ

Сущность страхования. Вэтой главе мы переходим к страховым финансам, которые разительно отличаются от уже знакомых нам бюджетных финансов. Отличаются, прежде всего, тем, что имеют дело с рисками.

Риск - это возможность наступления определенного события, затрагивающего какие-либо интересы физических или юридических лиц. Риски весьма многообразны. Нас интересуют экономические риски, затрагивающие имущественные интересы физических или юридических лиц.

Экономические риски неотделимы от предпринимательства в любых его формах. Они также неотделимы от отношений собственности; сам факт собственности чреват риском полной или частичной ее потери.

Там, где есть экономический риск, неизбежно складываются отношения страхования. Их смысл - в защите имущественных отношений предпринимателей и собственников как носителей рисков. Возможно несколько вариантов такой защиты. Простейший из них - самострахование, когда каждый из носителей рисков защищает свои имущественные интересы путем создания специальных страховых фондов. В эти фонды направляются и в них накапливаются денежные средства, достаточные для полной или частичной компенсации потерь при наступлении неблагоприятного события. Такое событие называется страховым случаем.

Однако при самостраховании каждому носителю риска приходиться совершенно самостоятельно гарантировать себя от наступления всех возможных страховых случаев. Приходиться отвлекать из хозяйственного оборота большие денежные средства. Собственники и предприниматели быстро приходят к выводу, что им целесообразно объединить усилия, солидаризовать свои риски и сформировать единый страховой фонд (см. рис. 2).

Солидарность всех носителей рисков означает то, что при возмещении полученного ими ущерба из единого страхового фонда происходит сглаживание ущерба, раскладка его между всеми носителями риска. Сначала все заинтересованные лица вносят специальные платежи (страховые премии) в единый страховой фонд, а затем при наступлении страхового случая (невозврат кредита, неисполнение договорных обязательств, пожар, банкротство и т.д.) пострадавшие получают из этого же фонда страховое возмещение.

Рис. 2. Схема консолидации рисков

Социализм, да и только! Но не совсем, поскольку мы имеем дело с рынком страхования. Единый страховой фонд не существует сам по себе; его кто-то формирует и контролирует, зарабатывая этим свои деньги. Права (лицензии) на формирование и использование страховых фондов покупают особые юридические лица-страховщики. Они продают свои услуги (то есть право пользования средствами страхового фонда на солидарной основе) всем заинтересованным носителям рисков - страхователям.

Естественно, страхователи сами, своими взносами, из своих денежных средств формируют единый страховой фонд, оплачивают издержки и обеспечивают нормальную прибыль страховщикам. Так складывается особый страховой рынок, где главные действующие лица - страхователи и страховщики, где сталкиваются спрос и предложение особых финансовых услуг страхования.

Теперь мы можем определить сущность страхования: это особые экономические отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) посредством денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страховые финансы нацелены на защиту имущественных интересов; это означает, что они нацелены на воспроизводство отношений собственности, но иным способом, нежели бюджетные финансы. Попытаемся определить специфику страховых финансов:

• целевой характер прямых платежей (выплата страховых премий) и вероятностный характер обратных платежей (возмещение ущерба из страхового фонда);

• избирательная возвратность внесенных в страховой фонд средств по отношению к индивидуальным плательщикам и полная солидарная возвратность внесенных средств по отношению к объединенным носителям рисков. Участники процесса страхования.Выделим, прежде всего, основные фигуры страхового рынка. Это страхователи и страховщики.

Страхователи - юридические и физические лица, имеющие страховой интерес и заботящиеся о компенсации своих рисков. Страховщики - только юридические лица, получившие государственную лицензию на проведение операций страхования.

Отношения между страхователями и страховщиками оформляются договором страхования. Этот договор может быть прямым или переводным (в последнем случае страхователь, оплачивая договор, переводит выгоду третьему лицу - то есть страхует третье лицо). Кроме договора, страховщик оформляет и выдает страхователю полис (свидетельство, в котором содержатся правила страхования, перечень рисков, страховая сумма и страховая премия, порядок изменения условий и прекращение действия договора). Полис - своеобразная ценная бумага страхования. По его предъявлению происходят выплаты страховых сумм, на его основании решаются все спорные вопросы между страхователем и страховщиком, в том числе и в суде.

Основные фигуры страхового рынка дополняются, как всегда, массой посредников. Во-первых, это агенты страховщиков. Они действуют от имени страховщиков и по их поручению. В основе взаимоотношений лежит обычная агентская схема: нашел клиента-страхователя ® подписал договор с клиентом от имени страховщика ® получил агентское вознаграждение в соответствии с договором-поручением.

Во-вторых, это страховые брокеры. Они от своего имени заключают договор либо со страхователями, либо со страховщиками и, опираясь на собранную информацию о страховом рынке, ищут для них контрагентов. Например, страховщикам брокеры находят наиболее выгодных клиентов, страхователям наиболее надежных и квалифицированных страховщиков. Либо "найду вам покупателя", либо "найду вам продавца". Вся эта деятельность протекает от имени брокера, в его интересах и под его полную ответственность. В основе успешной деятельности брокера - хорошее знание рынка, информационный капитал. Посредник доказывает свою необходимость тем, что в кратчайшие сроки и с минимальными затратами подбирает оптимальный для клиента вариант.

Страховой рынок находится под контролем специального государственного надзирающего органа. В России - это Росстрахнадзор. Именно он выдает лицензии страховщикам и контролирует их деятельность. Требования к лицензированию и условия контроля за деятельностью страховщика отличаются особой жесткостью: страхование должно быть исключительным видом деятельности (нельзя, например, сочетать страхование и торговлю, страхование и кредитную деятельность и т.д.), средства страхового фонда должны соответствовать определенным нормативам, размещение этих средств происходит по специальной диверсифицированной схеме.

Такие жесткие требования к страховой деятельности вполне оправданны. Страховщик соединяет у себя не только риски, но и деньги многих своих клиентов; банкротство страховщика равносильно мощному финансовому удару по всем его клиентам.

Основные формы и виды страхования.Существуют две основные формы страхования: обязательное и добровольное.

Обязательное страхование осуществляется в силу закона, с учетом общественной необходимости. Занимаешься определенным рискованным делом или владеешь определенным опасным для общества имуществом - обязан застраховаться. В этом случае в кругу страхователей действует неограниченная во времени страховая ответственность; создаешь опасность для общества - постоянно платишь страховые премии. Российское законодательство определяет следующий круг участников обязательного страхования:

· пассажиры - от несчастных случаев на всех видах транспорта (страховая премия просто входит в стоимость билета);

· военнослужащие, работники органов внутренних дел, налоговой службы, налоговой полиции, ФСБ и других силовых структур;

· медицинские и научные работники - от инфицирования вирусом СПИД;

· работники с особо опасными условиями труда (пожарные, летчики, водители, работники МПС и МЧС и др.);

· имущество и имущественные интересы сельскохозяйственных предприятий (в том числе сохранность урожая сельскохозяйственных культур);

· жилые и хозяйственные постройки, принадлежащие гражданам на праве собственности;

· все работающие по найму и предприниматели- как участники системы государственного пенсионного страхования;

· все граждане Российской Федерации - как участники обязательного медицинского страхования.

При добровольном страховании закон определяет только общие условия и ограничения этого процесса. Все остальное является делом согласования интересов страхователей и страховщиков. Виды страхования отличаются по характеру объектов страхования или по характеру рисков.

Личное страхование: в этом случае носителями рисков являются физические лица. В экономически развитых странах широко используется страхование жизни (страховым случаем является факт дожития до определенного срока), потери здоровья или смерти, детей до достижения совершеннолетия, профессиональных групп от несчастных случаев, а также ритуальных услуг. Причем имеет место тенденция к долгосрочному личному страхованию. В этом случае выгадывают и страхователи (они по договору участвуют в прибылях страховщиков), и страховщики, получающие "долгоиграющие" страховые резервы.

В России инфляция 90-х годов свела личное страхование, практически, к нулю. Российские граждане предпочитают самострахование своей жизни и здоровья, не доверяя ни страховым компаниям, ни государству. В последние годы среди российских пенсионеров получило некоторое распространение страхование ритуальных услуг.

Особое место в системе личного страхования занимает обязательное медицинское страхование. Страхователями работающих выступают работодатели; пенсионеров, детей и безработных страхуют местные бюджеты. Это типичный пример переводного страхования, когда выгода после наступления страхового случая (в данном случае - заболевания) достается не страхователю, а третьему лицу. Подробнее об этом виде страхования смотри в главе 6.

Имущественное страхование - широко распространено в развитых странах; в России представлено, в основном, как обязательное страхование имущества граждан и предприятий, а также урожая сельскохозяйственных культур и поголовья животных. После 1991г. в России добровольное имущественное страхование сведено к минимуму. Это обусловлено инфляцией, резким снижением доходов граждан и предприятий, а также тем, что выплаченные по договорам добровольного имущественного страхования премии, по большей части, не зачисляются в состав себестоимости продукции предприятий.

Страхование ответственности: в этом случае подлежат защите интересы как страхователя, так и третьих лиц, которые взаимодействуют с ним и страдают от этого.

В начале 90-х годов очень популярным было страхование ответственности заемщика за непогашение кредита (на весь объем кредита или часть его). В итоге и коммерческие банки, и страховые организации понесли огромный ущерб: сказались низкий уровень культуры страхования и "теневые отношения" заемщиков, страховщиков и кредитных организаций (попросту говоря, застрахованные кредитные ресурсы разворовывали по взаимному умолчанию).

В настоящее время Государственная Дума России рассматривает проект закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспорта. Если он будет принят, то сторона, потерпевшая в итоге дорожно-транспортного происшествия, автоматически становится получателем страховых выплат по договору, заключенному с владельцем автотранспортного средства.

Российское законодательство предусматривает также страхование гражданской ответственности квалифицированных специалистов (врачей, аудиторов, таможенных перевозчиков и др.), а также страхование сугубо предпринимательских рисков (от потери прибыли, от невыполнения договорных обязательств, от неполучения арендной платы), а также технических рисков и экологических (природоохранных) рисков. Однако практика такого страхования в России ничтожно мала.

Опыт преодоления финансовых кризисов помог развитым странам Запада создать интересную форму страхования финансовых рисков - "стандартный банковский полис". Его в обязательном порядке получают все коммерческие банки. "Стандартный банковский полис" страхует банки от преступлений служащих, подделки ценных бумаг и документов, принятия фальшивых денег, компьютерного мошенничества.

Организация страхового дела.Страхование, образно говоря, стоит на трех китах:

· накопленный опыт, большая статистика страховых случаев по всем рискам (закон больших чисел позволяет управлять вероятностными процессами);

· научно обоснованные методики расчета рисков;

· достаточность страховых фондов.

По всем этим позициям Россия пока что отстает от развитых стран Запада. Нам не хватает опыта, современных методик расчетов, а страховые фонды всех российских компаний равны фондам одной крупной западной компании.

До 1991г. в СССР существовала монополия государства на страхование; частные страховые фирмы были просто невозможны. В дальнейшем произошла демонополизация страхового дела, было учреждено несколько тысяч частных страховых компаний. В 2000г. только 5% российских страховых компаний принадлежали государству, но среди них 2 компании абсолютно доминируют на отечественном страховом рынке - "Росгосстрах" и "Ингосстрах".

Ключевой вопрос деятельности как государственных, так и частных страховых компаний - это тарифная ставка страхования. Она складывается из нетто-ставки и нагрузки. Нетто-ставка зависит, прежде всего, от вероятности страхового случая; она должна обеспечивать формирование достаточного страхового фонда. Нетто-ставку определяют при помощи актуарных расчетов; любая страховая фирма бережет методики актуарных расчетов и квалифицированных специалистов по этим вопросам как зеницу ока. Это понятно - речь идет об интеллектуальном и кадровом капитале фирмы.

Нагрузка к нетто-ставке включает в себя расходы на ведение дел (заработная плата сотрудникам страховой фирмы, агентские проценты, затраты на рекламу), а также прибыль фирмы. Как правило. Нагрузка составляет от 10 до 35% от величины нетто-ставки. И если нетто-ставка есть величина стабильная для данного вида риска, то нагрузка страховых фирм является объектом конкурентной борьбы. Именно за счет нагрузки страховщики могут регулировать тарифную ставку страхования и конкурировать в борьбе за клиентуру.

Страховое дело – такой же бизнес, как и все прочие. Прибыль страховщика возникает двумя путями:

· от собственно страховой деятельности (как часть страховой нагрузки);

· от инвестиционной деятельности, от размещения накопленных средств страхового фонда. Страховщик сам не может быть инвестором, этого требует исключительность его деятельности. Но страховщик – лучший друг инвестора.

Гарантии и резервы. Обязательства страховщика перед страхователями гарантированы уставным капиталом страховщика и его страховыми резервами. Уставной капитал страховщика в соответствии с российским законодательством не может быть меньше 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Сложнее обстоит дело с формированием достаточных страховых резервов. Как известно, страховые резервы образуются за счет взносов страхователей (страховых премий), в соответствии с обязательствами страховщика. Причем каждый вид обязательств должен покрываться соответствующим страховым резервом. Более того, когда все обязательства страховщика покрыты соответствующими резервами, у него должен остаться еще свободный резерв – главная характеристика платежеспособности страховщика.

На страховом рынке крупные компании соседствуют с малыми страховщиками. Поэтому возникает необходимость перестрахования – передачи части ответственности другому страховщику. Допустим, что небольшая страховая фирма сумела заключить договор страхования каких-то рисков с крупным клиентом. Резервы страховщика далеко не соответствуют масштабам заключенного договора. Учтем, что российское законодательство ставит здесь дополнительное ограничение: максимум средств, выделяемых на одного клиента. Составляет 10% собственного страхового фонда компании (в страховом деле тоже есть своя диверсификация). Страховщик передает по договору перестрахования часть своей ответственности другому страховщику – разумеется, вместе с частью страховой премии. Клиента не обязательно информировать о том, что его перестраховали; но его обязательно надо перестраховать. Если собственные резервы недостаточны.

Суть перестрахования – передача части риска на договорных началах, перераспределение ответственности между страховщиками и солидаризация этой ответственности.

Инвестирование страховых резервов.За счет него страховщик получает часть своей прибыли. Но это только одна сторона дела. Главная функция инвестирования страховых резервов – их сохранение. Страховщик не имеет право рисковать страховыми резервами, иначе он перестанет быть страховщиком. Отсюда вытекают принципы инвестирования:

· диверсификация (нельзя вкладывать резервы только в один, путь даже самый выгодный, проект);

· возвратность вложений (наличие твердых гарантий возвратности - залога, банковских гарантий и т.д.);

· прибыльность вложений (соразмерная с их риском);

· ликвидность вложений (способность в короткий срок реализовать свои вложения и вернуть деньги).

Российское законодательство устанавливает жесткие правила инвестирования страховых резервов и регламентирует его основные направления. Например, на приобретение государственных ценных бумаг должно направляться не менее 10% страховых резервов, на депозитные счета в коммерческих банках не более 50% страховых резервов, а на приобретение корпоративных ценных бумаг (акций и облигаций) и на иные вклады в уставной капитал предприятий - не более 40% страховых резервов.

Наши рекомендации