Формы и механизмы предоставления краткосрочной финансовой поддержки предприятиям из бюджетов

Форма краткосрочной Финансовой поддержки Механизмы
Прямые трансферты
Бюджетный кредит Перечисление средств в распоряжение предприятия-заемщика на его счет в банке-агенте или в Федеральном казначействе
Субсидирование процентов Возмещение части процентных платежей по банковскому кредиту
Внебалансовые обязательства бюджетов
Бюджетные гарантии Предоставление бюджетных гарантий по банковским кредитам
Скрытые трансферты
Отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов Кредитование путем временного уменьшения обязательств перед бюджетом
Налоговые кредиты
Вынужденное налоговое кредитование Просроченная задолженность предприятий перед бюджетом по уплате налогов
     

Государственная краткосрочная кредитная поддержка предприятий и организаций в течение последних десяти лет в РФ осуществлялась в следующих формах (табл. 42).

Краткосрочная бюджетная поддержка предоставляется предприятиям из бюджета на возвратной и возмездной основе. Особо контролируется возвратность средств – возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет, за каждый день просрочки платежа установлены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России. Использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам, влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению[145].

Бюджетная финансовая помощь предоставляется предприятиям на льготных условиях, что делает ее особенно привлекательной, бюджетные и налоговые кредиты предоставляются, как правило, под проценты ниже ставки рефинансирования (в зависимости от вида кредита и субъекта кредитования от 1/4 до 3/4 ставки рефинансирования).

В процессе предоставления краткосрочной финансовой поддержки из бюджета банки могут выступать как в роли гарантов, так и агентов-посредников, выполняющих чисто технические функции, а также в роли непосредственных кредиторов (в случае субсидирований процентных ставок). Наибольшие риски банки несут, предоставляя банковские гарантии под бюджетные кредиты[146], наименьшие – при выполнении агентских функций. Большое значение для усиления контроля за использованием бюджетных средств имеет переход на казначейскую систему исполнения бюджетов. Роль банков и их риски соответственно повышаются, когда государство предоставляет бюджетную поддержку предприятиям путем возмещения разницы в процентных ставках, здесь решение о предоставлении кредита принимает банк-кредитор, а разница в процентных ставках возмещается из бюджета только при фактическом предоставлении банком кредита.

Отличительная черта краткосрочной бюджетной поддержки – дифференцированный подход к предприятиям-претендентам при ее распределении, последствия применения которого могут оцениваться неоднозначно. С одной стороны, оказывая финансовую поддержку, государство учитывает социальную значимость предприятия, поддерживает уровень занятости. С другой стороны, таким образом может ослабляться механизм конкуренции, создаваться ситуация, когда «на плаву» искусственно поддерживаются неэффективные предприятия, которые в противном случае должны покинуть рынок. Бюджетная помощь может создать тепличные условия для предприятия и тогда появляется серьезный стимул заняться вместо «поиска прибыли» «поиском ренты» – государственных льгот и привилегий[147].

Краткосрочная бюджетная поддержка предоставляется предприятиям из бюджета на возвратной и возмездной основе. Особо контролируется возвратность средств – возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет, за каждый день просрочки платежа установлены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России. Использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам, влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению[148].

Кредитование предприятий посредством временного уменьшения обязательств перед бюджетом регулируется Налоговым кодексом РФ, который предусматривает следующие формы краткосрочной финансовой поддержки предприятий и организаций в виде временного уменьшения обязательств перед бюджетом:

- отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов;

- налоговые кредиты.

Решение о предоставлении предприятию (организации) кредита в виде отсрочки, рассрочки платежа по налогам и сборам, а также налогового или инвестиционного налогового кредита принимают финансовые органы различных уровней в зависимости от статуса налога (федеральные, региональные, местные). Налоговый кодекс устанавливает конкретные основания для предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налогов, налогового кредита (табл. 43).

Таблица 43

Наши рекомендации