Специальности 080503 «Антикризисное управление».

Вопросы к междисциплинарному экзамену

Для студентов

специальности 080503 «Антикризисное управление».

1.Теоретические основы экономического анализа в управлении предприятием. Задачи экономического анализа, этапы его проведения, информационное и методическое обеспечение. Логические способы экономического анализа. Детерминированный факторный анализ и методы измерения влияния факторов на результативный показатель.

2. Понятие и структура кредитной системы страны. Государственное антикризисное регулирование. Нормативные акты, регулирующие вопросы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

3. Определение несостоятельности кредитных организаций в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротства) кредитных организаций", его отличие от определения несостоятельности предприятий. Виды мер по предотвращению банкротства. Финансовое оздоровление: виды и сущность отдельных направлений. Временная администрация: основания для назначения, функции временной администрации, действующей в условиях ограничения, или приостановления полномочий исполнительных органов банка, а также назначенной после отзыва лицензии.

4. Конкурсное производство в отношении кредитных организаций. Особенности конкурсного производства в отношении кредитных организаций. Условия и порядок и возбуждения конкурсного производства. Особенности назначения конкурсного управляющего. Особенности удовлетворения требований кредиторов первой очереди.

5. Понятие арбитражного процесса. Система и устройство арбитражных судов РФ. Нормативные акты, регулирующие порядок арбитражного судопроизводства, иерархическое взаимодействие норм в делах о банкротстве. Понятие и виды подведомственности, категории дел, подведомственных арбитражному суду. Понятие и виды подсудности, подсудность дел по банкротству. Стадии (инстанции) арбитражного процесса, вопросы, разрешаемые арбитражными судами каждой инстанции.

6. Лица, участвующие в деле о банкротстве и лица, участвующие в арбитражном процессе. Формы обращения в арбитражный суд. Порядок и сроки судебного разбирательства. Судебные акты, принимаемые арбитражными инстанциями. Порядок обжалования решений и определений арбитражного суда. Порядок обжалования определений арбитражного суда в делах о банкротстве.

7. Государственное регулирование оценочной деятельности в РФ. Принципы оценки.

8. Закон РФ «Об оценочной деятельности»: основные положения.

9. Федеральные стандарты оценки: основные положения.

10. Виды стоимости имущества.

11. Подходы к оценке имущества. Итоговая стоимость.

12. Оценочная деятельность в практике арбитражного управления.

13. Общие понятия и законодательная база реструктуризации предприятия.

14. Понятия и критерии эффективности реструктуризации.

15. Особенности реструктуризации в процедурах несостоятельности.

16. Основные экономические школы и их трактовка предмета экономической науки.

17. Зарождение и трансформация рыночной модели хозяйствования в 16-20 веках.

18. Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъект рыночной экономики. Экономические ресурсы.

19.Теория спроса и предложения. Равновесие рынка: Спрос, объем спроса, детерминанта спроса, функция спроса. Закон спроса. Изменение объема спроса и спроса. Предложение, объем предложения, детерминанты предложения, функция предложения. Закон предложения. Измерение объема предложения, предложения. Равновесие рынка, нарушение равновесия.

20.Эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса. Виды эластичности. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Практическое применение показателя эластичности спроса. Эластичность предложения, коэффициент эластичности предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения.

21. Поведение фирмы в краткосрочный период. Понятие фирмы. Издержки, виды издержек. Классификация издержек. Определение краткосрочного периода. Общий продукт, средний продукт, предельный продукт. Закон убывающей производительности. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Точка безубыточности.

22. Поведение фирмы в долгосрочный период. Определение долгосрочного периода. Производственная функция. Изокванта, изокоста, предельная норма технологического замещения. Условия минимизации издержек. Эффект масштаба производства и его виды. Долгосрочная кривая средних издержек.

23. Определение цены и объема выпуска на монопольном рынке. Определение монополии, характерные черты монополии, входные барьеры. Виды монополии. Максимизация прибыли или минимизация убытков. Модель и ценовая дискриминация. Сравнительный анализ конкурентного и монопольного рынков.

24. Определение цены и объема выпуска на рынке совершенной конкуренции (РСК).

Определение РСК, характерные черты РСК. Процесс максимизации прибыли фирмы в краткосрочный период: два правила максимизации прибыли. Графическое и аналитическое определение прибыли. Минимизация краткосрочных убытков. Долгосрочное равновесие.

25. Определение цены и объема выпуска на олигополистическом и монополистически конкурентном рынках. Теория олигополии: взаимосвязь и тайный сговор. Кривая спроса. Условия максимизации прибыли. Теория игр. Теория монополистической конкуренции. Кривая спроса. Условия максимизации прибыли.

26. Рынок факторов производства. Спрос на ресурс. Средний продукт, предельный продукт, общий продукт. Предельный продукт в денежном выражении. Предельные издержки ресурса. Максимизация прибыли. Предложение ресурсов.

27. Макроэкономические цели и задачи. Основные макроэкономические показатели.

28. Мировое хозяйство и международная торговля.

29.Валютный рынок. МВФ и его роль в регулировании валютных отношений.

30. Индексный метод в статистике. Агрегатная форма общего индекса (индекс Пааше и Ласпейреса).

31. Налоги: сущность, функции и виды. Понятие налоговой системы.

32. Налоговый кодекс РФ. Основные принципы налогообложения.

33. Налоги на прибыль и имущество организаций и предприятий.

34. Налог на добавленную стоимость. Налоги, включаемые в себестоимость продукции.

35. Предпринимательство. Особое место предпринимателя в обществе.

Предпринимательство – как «благородный бизнес». Суть предпринимательства (выявление и удовлетворение потребностей). Конечная цель предпринимательства (получение прибыли). Взаимосвязь сути и цели предпринимательства. Предприниматель и его двойственное положение в обществе. Плюсы, приносимые обществу предпринимателем.

36. Шаги предпринимательского выбора. Семь шагов предпринимательского выбора, как алгоритм решения задачи – быть или не быть предпринимателем.

37. Принцип четырех «Д» и бизнес-планирование.

Как учитываются интересы, прежде всего кредитора в бизнес-плане, т.е. отражение в последнем принципа четырех «Д»: деловая репутация; денежный поток; дополнительное обеспечение; доля собственного капитала.

38. Индивидуальное и коллективное предпринимательство: общее и особенное. Выбор формы коллективного предпринимательства. Выбор предпринимателя между индивидуальным и коллективным предпринимательством: необъективные предпосылки. Плюсы и минусы индивидуальной и коллективной форм предпринимательской деятельности. Их относительный характер. Выбор между организационными формами коллективного предпринимательства, в том числе с учетом проблемы формирования «эффективного собственника».

39. Инвестирование: сущность, виды, субъекты и объекты. Сущность инвестиций. Виды инвестирования. От чего зависят инвестиции. Институт посредников и его задачи. Основной и оборотный капитал как объект реальных инвестиций.

40. Инвестирование в основные средства. Объективные основы амортизационной политики. Сроки и методы амортизации. Основной капитал и основные средства. Формирование и обновление основного капитала и инвестирование. Амортизация и прибыль (кеш-флоу) как источники инвестирования. Роль ускоренной амортизации в инвестиционном процессе. Объективные предпосылки в определении сроков и норм амортизации.

41. Источники и классификация инвестиций. Источники инвестирования: собственные и заемные средства, кредиты поставщика, внутренняя наличность, лизинг, акционерный капитал. Четыре вида сбережений населения. Классификация инвестиций по различным признакам: по объектам вложений; по характеру участия в инвестициях; по периоду инвестирования; по формам собственности на инвестированные ресурсы; по месту инвестирования.

42. Финансовые посредники и институты коллективного инвестирования. Необходимость в финансовых посредниках: противоречие между спросом и предложением на финансовые ресурсы. Задачи финансовых посредников. Формы финансовых организаций.

43. Инвестиционные проекты: сущность, фазы и оценка. Четыре фазы и фазовые стадии инвестиционного проекта (ИП). Исходные позиции в оценке ИП: три вопроса, на которые должен ответить ИП. Формирование целей и критериев оценки ИП.

44. Критерии, методы оценки и ранжирование инвестиционных проектов. Критерий максимизации благосостояния акционеров и увеличение рыночной стоимости активов компании. Условия роста стоимости компании. Метод NPV как отражение критерия роста стоимости бизнеса, т.е. результата инвестиционного процесса. Метод IRR и метод окупаемости: границы использования.

45. Риски и их учет в инвестиционном проекте. Риски и нормы дисконта. Аналитический и кумулятивный методы расчета ставки дисконта. Какую норму дисконта практически можно использовать при расчетах, имея в виду реальные альтернативы вложений и «аналогичное капиталовложение». График, показывающий при каких ставках дисконта, имеет смысл инвестировать.

46. Финансовые инвестиции: элементы и этапы инвестиционного процесса. Прямой и опосредованный способ инвестирования. Сущность финансовых инвестиций. Три элемента инвестиционного процесса их краткая характеристика и роль в инвестиционном процессе. Прямой способ привлечения средств, т.е. через первичный рынок ценных бумаг, и опосредованный способ, т.е. через финансового посредника. Взаимосвязь реальных и портфельных инвестиций. Пять этапов (ступеней) инвестиционного процесса: их логическая взаимосвязь.

47. Рынок ценных бумаг. Изучение отдельных видов ценных бумаг. Технический и фундаментальный анализ ценных бумаг. Недооцененные и переоцененные ценные бумаги. Ожидаемая доходность ценных бумаг.

48. Формирование портфеля с использованием теории Гарри Марковица. Суть формирования портфеля ценных бумаг: определение конкретных активов как объектов вложения и пропорций между ценными бумагами в портфеле. Основные положения теории инвестирования Гарри Марковица: доходность портфеля наиболее возможной, а неопределенность (риск) минимальной. Кривые безразличия и выбор «лучшего портфеля».

49. Оценка ожидаемой доходности и стандартное отклонение портфеля. Оценка ожидаемой доходности портфеля как средневзвешенной величины, т.е. в зависимости от ожидаемой доходности каждой ценной бумаги, входящей в портфель и доли начальной рыночной стоимости каждой ценной бумаги в начальной рыночной стоимости портфеля. Оценка стандартного отклонения портфеля в зависимости:

а) от стандартного отклонения каждой ценной бумаги, составляющей портфель;

б) пропорций, входящих в портфель ценных бумаг;

в) ковариаций доходности ценных бумаг.

Количественное измерение ковариации: через корреляцию и дисперсию. Диверсификация – как фактор снижения риска.

50. Выбор оптимального портфеля. Бесконечное число возможных инвестиционных портфелей. Теория об эффективном множестве и выбор из портфелей, удовлетворяющих ей, оптимального портфеля, при наложении на эффективное множество кривых безразличия. «Магическое число» ценных бумаг в портфеле и уменьшение риска.

51. Стили формирования общего портфеля ценных бумаг. После определения эффективного множества и использования кривых безразличия клиента происходит формирование портфеля ценных бумаг в соответствии с выбранным стилем: стиль выбора бумаг; стиль размещения активов; стиль фиксации рынка; стиль выбора групп бумаг.

52. Шесть функций денежной единицы.

53. Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса.

54. Рыночный (сравнительный) подход в оценке бизнеса.

55. Доходный подход в оценке бизнеса.

56. Сущность управленческих решений, их классификация. Процесс принятия управленческих решений.

57. Функции менеджмента. Организационные структуры менеджмента.

58.Управление персоналом. Кадровая стратегия предприятия и факторы ее определяющие.

59. Внешнее управление. Порядок ведения внешнего управления. Полномочия внешнего управляющего.

60.Конкурсное производство. Правовые последствия открытия конкурсного производства. Полномочия конкурсного управляющего.

61.Процедуры банкротства. Наблюдение. Первое собрание кредиторов и окончание наблюдения.

62. Лица, инициирующие признание организации несостоятельной (банкротом). Понятие и классификация кредиторов. Возбуждение производства по делам о банкротстве.

63. Финансовое оздоровление как одна из стадий процедуры банкротства.

64. Мировое соглашение. Форма мирового соглашения, его обязательные условия. Лица уполномоченные заключать мировое соглашение.

65.Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы несостоятельности (банкротства).

66. Оборотные средства и оборотный капитал. Оборотные средства: состав оборотных фондов и фондов обращения; ликвидность текущих активов; показатели использования (оборачиваемость, рентабельность, мобильность; удовлетворительность структуры оборотных средств). Нормирование оборотных средств. Интенсивность и экстенсивность использования. Оборотный капитал организации: характеристика источников формирования текущих активов; характеристика коэффициентов ликвидности; оценка ликвидности баланса; цена источников финансирования оборотных средств.

67. Издержки: понятие и виды. Издержки производства и обращения; себестоимость товарной продукции; себестоимость реализованной продукции. Транспортные издержки.

Издержки условно-переменные и условно-постоянные. Критический объем продаж, запас финансовой прочности.

68. Экономические предпосылки возникновения кризисов. Цикличность в развитии экономики и предприятий. Взгляды на кризисные явления в экономике (теории Сэя, Рикардо, Сисмонди, Кейнса и др.). Теории циклического развития экономики (разновидности циклов: циклы Кондратьева, Кузнеца, Джанглера, Китчина и др.). Модель жизненного цикла предприятия и организационное развитие; факторы, влияющие на развитие предприятия (классификация факторов и их содержание). Антикризисное управление и антикризисное регулирование.

69. Возникновение кризисов на предприятии. Классификация кризисов. Последовательность целей и кризисных ситуаций на предприятии по В.Г. Белолипецкому. Стадии кризисного процесса по Кристеку (Quelle: Krystek (1980), S.64). Идентификация кризиса ликвидности по А.В. Волкову. Кризисные фазы по Финку. Фазы кризиса по З. Айвазяну и В. Кириченко. Фазы кризиса по А. Евсееву.

70. Понятие «банкротство» и его виды. Понятие «банкротство» в ФЗ РФ. Виды банкротства, определенные институтом Российского союза промышленников и предпринимателей. Виды банкротства, определенные С.Г. Беляевым и В.И. Кошкиным. Виды банкротства, предлагаемые Т.Д. Аленичевой. Банкротство в развитых странах, признаки банкротства в Великобритании, США, Германии и Франции.

71. Теоретическая характеристика антикризисного управления предприятием. Понятие «кризис-менеджмента». Ключевые параметры развития организации (по И. Качалову). «Классический» менеджмент в антикризисном управлении.

72. Антикризисное управление предприятием на различных стадиях его жизненного цикла. Анализ стратегии и тактики антикризисного управления; Жизненный цикл предприятия как основа антикризисного управления. Профилактика и прогнозирование кризиса. Практический выбор антикризисной стратегии на предприятии. Методика выбора антикризисной стратегии. Оптимизация управления предприятием в состоянии кризиса. Анализ эффективности антикризисного управления. Выбор маркетинговой стратегии, стратегии реструктуризации, стратегии управления персоналом и т.д.

73. Формирование антикризисной инвестиционной стратегии. Инвестиционная стратегия в системе стратегического планирования, основные принципы разработки инвестиционной стратегии в условиях кризиса, базовые правила принятия инвестиционных решений, критерии оценки инвестиционных проектов.

74. Управление персоналом на кризисном предприятии. Персональный менеджмент и его место в системе управления предприятием, система управления персоналом и особенности ее организации на кризисном предприятии, планирование персонала на кризисном предприятии, организация труда персонала кризисного предприятия, оплата труда и социально-экономическая поддержка персонала кризисного предприятия, психологическая поддержка персонала кризисного предприятия.

75. Формирование антикризисной маркетинговой стратегии. Маркетинговая стратегия и тактика предприятия в период осуществления финансового оздоровления, планирование ассортимента продукции, планирования товародвижения и сбыта продукции, ценовая политика предприятия.

76. Антикризисный организационно-производственный менеджмент. Основные элементы антикризисного организационного менеджмента, организационные механизмы оздоровления предприятия и повышения его устойчивости, конструкторско-технологические решения и научно-технологическая политика в рамках антикризисного управления производством, снижение материальных запасов на производстве предприятия-должника.

77. Антикризисный финансовый менеджмент. Рациональная организация финансовой службы предприятия, управление текущими денежными потоками в период финансового оздоровления предприятия, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, налоговое планирование.

78. Финансовая диагностика предприятия и срочные практические меры по финансовому оздоровлению. Выявление действительного уровня прибылей (убытков) и рентабельности предприятия. Анализ деловых и финансовых рисков предприятия во взаимосвязи с уровнем рентабельности. Выявление направлений финансового оздоровления с использованием формулы Дюпона. Критические уровни рентабельности предприятия (ROE, ROA). Анализ условий безубыточности предприятия и первоочередные меры по увеличению его прибылей. Операционный и финансовый риски предприятия.

79. Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Основные проблемы диагностики финансового состояния предприятия, законы функционирования предприятия. Общая постановка задачи распознавания кризиса. Порядок диагностики кризисной ситуации по А. Волкову. Классификация финансовой устойчивости предприятий (по Г.В. Савицкой, А.Д. Шеремету, В.В. Ковалеву).

80. Анализ финансового состояния предприятия в соответствии с Методическими рекомендациями Правительства РФ (Постановление Правительства РФ 367 от 25.06.2003г., Постановление Правительства РФ № 855 от 27.12.2004г.).

81. Методики прогнозирования банкротства предприятия. Количественные и качественные методики. Зарубежные (модель Э.Альтмана, Таффлера, Спрингейта, У.Бивера, Лиса) и российские (модель Р.С. Сайфулина, Г.Г. Кадыкова, модель О.П. Зайцевой) диагностики банкротства предприятия. Особенности адаптации зарубежных моделей диагностики к российским условиям.

82. Формирование бизнес-плана финансового оздоровления предприятия. Содержание плана финансового оздоровления. Отличие плана финансового оздоровления от бизнес-плана. Мероприятия, направленные на финансовое оздоровление предприятия. График погашения задолженности.

83. Анализ технико-экономического и финансового состояния неплатежеспособного предприятия как этап финансового оздоровления предприятия. Экспресс-анализ финансового состояния. Комплексный анализ предприятия по Н.В. Родионовой.

84. Антикризисное управление предприятием как действующим и развивающимся. Типы антикризисного управления (реактивное, превентивное, антиципативное). Антикризисное управление по Э.В. Вергилесу. Законы развития организации, парадокс Икара (по Миллеру). Типы антикризисного управления в зависимости от организационной стратегии. Рациональный инкрементализм и его противоположность. Развитие организаций по Грейнеру и БКГ (Boston Consulting Group). Антикризисное управление по П. Дойлю.

85. Программа финансового оздоровления предприятия. Этапы разработки. Мероприятия программы финансового оздоровления: особенности управления оборотными и внеоборотными активами и пассивами санируемого предприятия. Оптимизация налогообложения.

86. Анализ объема производства и реализации продукции. Показатели произведенной и реализованной продукции, методика их расчета. Обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ. Анализ обновления продукции. Анализ качества продукции. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции. Анализ резервов роста производства и реализации продукции.

87. Анализ и оценка влияния на объем продукции использования производственных ресурсов. Анализ показателей состава, динамики, износа основных фондов. Анализ показателей трудовых ресурсов и расходов на оплату труда. Анализ и оценка уровня организации производства и управления. Анализ состояния и использования материальных ресурсов.

88. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции. Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета. Факторный анализ себестоимости продукции. Особенности анализа прямых, постоянных и переменных затрат.

89. Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. Формирование и расчет показателей прибыли. Анализ использования прибыли. Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли. Влияние инфляции на финансовые результаты. Факторный анализ прибыли от реализации продукции. Показатели рентабельности и методы их расчета. Методы факторного анализа показателей рентабельности. Взаимосвязь затрат, объема продукции и прибыли. Расчет маржинального дохода, порога рентабельности продаж товаров и запаса финансовой прочности. Операционный рычаг и оценка эффекта операционного рычага.

90. Формирование спроса и стимулирование сбыта. Рекламная политика. Категории маркетинга. Понятие спроса. Возможности формирования спроса, основные методы его формирования. Стимулирование сбыта и его мероприятия. Понятие «реклама». Функции рекламы и ее назначение. Формирование бренда и управление им. Роль бренда в маркетинговой политике компании.

91. Сущность финансового менеджмента. Цели, принципы и задачи финансового менеджмента. Организационное и информационное обеспечение финансового менеджмента. Определение термина «финансовый менеджмент», основные предпосылки выделения финансового менеджмента в отдельную дисциплину, структуризация финансового менеджмента, этапы развития финансового менеджмента. Цели, принципы и задачи финансового менеджмента, его организационное и информационное обеспечение.

92. Стратегии финансирования оборотных активов предприятия. Оборотные активы их состав и характеристика. Модели финансирования оборотных активов. Хеджирование. Маржа безопасности.

93. Анализ и управление производственными запасами. Основные направления деятельности при анализе и управлении запасами сырья, готовой продукции, незавершенным производством, модели управления производственными запасами.

94. Анализ и управление денежными средствами и их эквивалентами.

Основные направления деятельности по управлению денежными средствами предприятия, модели управления денежными средствами, их эквивалентами.

95. Анализ и управление дебиторской задолженностью. Основные решения, касающиеся управления дебиторской задолженности. Подходы к определению среднегодовой величины дебиторской задолженности, определению размера скидок при ранних сроках оплаты, определению возможности или невозможности финансирования дебиторской задолженности.

96. Политика предприятия в области оборотного капитала. Сущность управления оборотным капиталом. Принципы управления оборотным капиталом. Взаимосвязанные решения, принимаемые при формировании политики управления оборотным капиталом.

97. Анализ и управление краткосрочной кредиторской задолженностью. Понятие краткосрочной кредиторской задолженности, ее виды, спонтанное финансирование и выбор наиболее выгодного варианта формирования краткосрочной задолженности (по критерию годовой эффективной ставки процента).

98. Управление структурой капитала. Рыночная стоимость предприятия. Понятие «структура капитала». Характеристика теорий структуры капитала (теория чистой операционной прибыли, традиционная теория, теория Модильяни-Миллера).Факторы, ограничивающие действие теорий структуры капитала. Характеристика влияния каждого фактора на стоимость компании в каждой из теорий структуры капитала.

99. Дивидендная политика предприятия и ее влияние на рыночную стоимость компании. Понятие «дивиденд». Варианты выплаты дивидендов. Теории влияния дивидендной политики на стоимость компании. Дробление и укрупнение акций. Рыночные сигналы. Выплата дивидендов акциями.

100. Цели и задачи планирования финансовой деятельности. Виды внутрифирменного финансового планирования. Годовой финансовый план (бюджет) компании. Оперативное финансовое планирование.

101. Краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное финансирование деятельности предприятия. Различия в видах финансирования. Виды финансирования. Определение наиболее выгодных источников финансирования. Хеджирование (сопоставление по срокам). Стратегии финансирования деятельности компании.

102. Состав и структура собственного капитала организации (финансовая концепция). Информационная база оценки состояния собственного капитала. Основные характеристики уставного, добавочного, резервного капитала, нераспределенной прибыли и целевых источников финансирования. Структурные характеристики собственного капитала.

103. Финансовые результаты: эффект и эффективность. Определение дохода организации в российской и международной практике. Состав и характеристика доходов коммерческой организации. Структура доходов от обычных видов деятельности. Конечный финансовый результат как эффект деятельности организации. Понятие эффективности. Характеристика эффективности производства, продаж, капитала, собственного капитала и т.д. Факторный анализ с использованием формулы Дюпона.

104. Модель Гордона в оценке стоимости бизнеса.

105. Учет доходов и расходов организации. Нормативно-правовая база учета доходов и расходов. Учет формирования доходов и расходов. Признание доходов и расходов. Отличие в определении доходов в бухгалтерском и налоговом учете. Характеристика счетов формирования доходов и расходов. Последствия рефлексивной зависимости между финансовыми и денежными доходами и расходами организации.

106. Учет продаж и формирование конечных финансовых результатов. Нормативно-правовая база учета продаж. Характеристика счета «Продажи», порядок формирования информации на счете. Взаимосвязь счета продаж со счетом прибылей и убытков. Особенности учета продаж «по отгрузке» и «по оплате».

107. Учет формирования затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции. Регулирование состава затрат на производство и реализацию продукции в бухгалтерском и налоговом учете. Характеристика счетов учета затрат на производство и реализацию. Техника формирования полной и ограниченной себестоимости, их влияние на величину прибыли. Техника калькулирования себестоимости. Влияние калькуляции на ценообразование.

108. Финансовое право в системе российского права: особенности, источники, нормы. Предмет и понятие финансового права. Особенности и связь финансового права с другими отраслями права. Система и источники финансового права. Понятие и виды финансово-правовых норм. Субъекты финансового права. Защита прав субъектов финансовых правоотношений. Основные характеристики бюджетного права. Общие положения налогового права. Правовые основы государственного и муниципального кредита. Правовые основы банковского кредитования. Правовые основы денежного обращения.

109. Содержание и место аудита в системе финансового контроля. Система финансового контроля как форма реализации контрольной функции финансов. Отличие аудита от государственного и ведомственного контроля. Нормативно-правовая база аудита. Понятие аудита и аудиторской деятельности. Цели, задачи и итоги аудиторской проверки. Виды аудита. Независимость аудиторов (критерии). Стандарты аудита. Эффективность аудита в РФ.

110. Амортизация: понятие и методы расчета суммы амортизационных вычислений в бухгалтерском учете и НК.

111. Экономическое обоснование допустимых стратегий и реструктуризационных политик предприятия. Механизмы финансовой стабилизации, восстановления финансовой устойчивости, обеспечения финансового равновесия в долгосрочном периоде (оперативный, тактический, стратегический механизмы финансовой стабилизации). Экономическое обоснование допустимых стратегий развития и реорганизационных политик: вывод предельных соотношений по структуре и составу средств предприятий, выбор эффективных мероприятий антикризиса. Модели оптимального антикризисного управления предприятиями. Прогнозные модели результатов деятельности предприятия в рамках антикризисного управления.

112. Личность менеджера, лидерство и стиль управления.

113. Маркетинг и его содержание. Стратегическое и оперативное планирование маркетинга. Разработка маркетинговой стратегии. Стратегические цели маркетинга. Понятие «маркетинг», его характеристика, необходимость маркетинга. Маркетинговая стратегия и тактика. Этапы стратегического маркетингового планирования. Содержание оперативного маркетинга. Маркетинговая стратегия и факторы на нее влияющие. Стратегические цели компании и маркетинга.

114. Модель кумулятивного построения ставки дисконтирования. Методы рынка капитала. Метод сделок. Метод отраслевой специфики.

115. Сравнительная характеристика и оценка способов формирования основного капитала. Формирование первоначальной стоимости основных фондов при приобретении за плату; при безвозмездной передаче; приобретение по лизингу; аренда.

116. Формирование товарной политики и рыночной стратегии. Разработка ценовой стратегии. Понятие «товар», его уровни. Понятие «ассортимент» и его характеристики. Изменение ассортимента. Рекламная политика. Характеристика различных рынков (оптовый, розничный). Мерчендайзинг. Позиционирование товара. Выбор рыночной стратегии. Подходы к ценообразованию. Виды цен. Эластичность спроса по цене и ее влияние на ценовую политику фирмы. Использование ценовой политики в конкурентной борьбе.

117. Сегментация (сегментирование) рынка, ее роль в маркетинге. Понятие рыночной ниши. Организация маркетинговой службы. Этапы развития маркетинга. Понятие «сегмент» рынка. Необходимость сегментирования рынка. Типология потребителей. Понятие рыночной ниши и возможные варианты столкновения фирм. Возможные варианты организации службы маркетинга на предприятии. Распределение полномочий и ответственности внутри отдела маркетинга.

118. Выбор стратегии. Стратегические альтернативы фирмы. Матрица стратегий развития Ансоффа ("товар"-"рынок"), матрица стратегий конкуренции М. Потера, матрица "портфельный анализ" BCG (Boston Consulting Group).

Наши рекомендации