Банки и небанковские кредитные организации

Кредитные организации подразделяются на банки и иные кредитные организации.

Банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности такие банковские операции, как:

  • привлечение во вклады денежных средств граждан и юридических лиц;
  • размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
  • открытие и ведение банковских счетов граждан и юридических лиц.

Коммерческие банки по сути своей не однородны и подразделяются в зависимости от сферы деятельности на специализированные и универсальные.

Специализированные коммерческие банки специализируются на одной или двух банковских операциях или обслуживают определенную категорию клиентов.

Универсальные коммерческие банки — это кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности такие банковские операции, как: привлечение во вклады средств юридических и физических лиц; размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Однако этим не ограничивается деятельность коммерческого банка, он проводит операции с ценными бумагами и валютой, оказывает различные консалтинговые услуги экономического характера, выполняет разнообразные финансовые услуги. Для всех этих операций и сделок характерны: разрешительный порядок совершения, заключающийся в обязанности банка представлять клиентам по первому требованию лицензии на проведение банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год и ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год (ст. 8 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности»); необходимость лицензирования деятельности, связанной с их совершением; установление надзора и контроля за законностью их совершения.

Тема 2. Комитет банковского надзора Банка России

Надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган – Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.
Комитет банковского надзора Банка России (далее - Комитет) является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством Российской Федерации.
Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. В структуру комитета входят:

  • Председатель Комитета;
  • Заместители председателя Комитета;
  • Департамент банковского регулирования и надзора;
  • Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;
  • Департамент валютного регулирования и валютного контроля;
  • Юридический департамент;
  • Главная инспекция кредитных организаций;
  • Главное управление безопасности и защиты информации;
  • Московское главное территориальное управление Банка России.


Комитет в своей деятельности руководствуется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», иными федеральными законами, Положением «О комитете банковского надзора Банка России», решениями Совета директоров Банка России, а также иными актами Банка России.
Комитетом руководит председатель Комитета, назначаемый Председателем Банка России из числа членов Совета директоров Банка России. Председатель Банка России по представлению председателя Комитета назначает заместителей председателя Комитета, в том числе из числа руководителей структурных подразделений Банка России, входящих в состав Комитета.
Основной формой работы Комитета являются заседания, в которых принимают участие с правом голоса Председатель Комитета, его заместители и руководители структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение надзорных функций (согласно структуре комитета). К компетенции Комитета относятся вопросы, связанные с осуществлением:

  • Регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;
  • Отдельных функций Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля;
  • Иных функций, возложенных на Комитет законодательством.

Тема 3. Документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на проведение банковских операций Центральный банк РФ требует от учредителей банка представить в территориальное учреждение Банка России по месту ее предполагаемого нахождения вместе с сопроводительным письмом определенные документы. Их анализ поможет определить потенциальную финансовую устойчивость, конкурентоспособность будущего банка, целесообразность его функционирования, возможность обеспечить потребности клиентов, работать в рамках существующих законов. К таким документам относятся следующие.

1. Заявление о государственной регистрации кредитной организации, составленное по утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» форме. В нем указываются также сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации. К заявлению прилагается ходатайство о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

2. Учредительный договор, который содержит:

  • обязанность учредителей создать кредитную организацию;
  • порядок совместной деятельности по ее созданию;
  • состав учредителей кредитной организации;
  • условия передачи учредителями своего имущества кредитной организации и их участия в ее деятельности;
  • условия и порядок распределения прибыли между учредителями;
  • порядок выхода учредителей из ее состава;
  • размер уставного капитала. В ФЗ «О банках и банковской деятельности» отмечено, что уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций устанавливается Банком России в зависимости от вида кредитных организаций;
  • размер доли каждого учредителя в уставном капитале;
  • размер и состав вкладов;
  • порядок и сроки внесения вкладов в уставный капитал кредитной организации при ее учреждении;
  • сведения о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений.

Учредительный договор должен быть подписанвсеми учредителями.

3. Устав, утвержденный собранием учредителей кредитной организации. Он должен содержать:

  • фирменное и сокращенное наименование кредитной организации на русском языке;
  • сведения о местонахождении органов управления кредитной организации и ее обособленных подразделений;
  • перечень осуществляемых кредитной организацией банковских операций и сделок, определенный в соответствии со ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
  • сведения о размере уставного капитала, о порядке его формирования, а также о размере резервного фонда и ежегодных отчислений для его формирования;
  • сведения о системе органов управления кредитной организации, в том числе ее исполнительных органов, и органов внутреннего контроля кредитной организации, о порядке их образования и их полномочиях;
  • положения, касающиеся обеспечения учета и сохранности документов, а также своевременной передачи их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации и ликвидации кредитной организации;
  • положения, определяющие порядок реорганизации и ликвидации кредитной организации.

4. Бизнес-план кредитной организации, составленный в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами Банка России, и утвержденный общим собранием учредителей.
5. Протокол общего собрания учредителей, содержащий решения:

  • о создании кредитной организации;
  • об утверждении ее наименования;
  • об утверждении устава кредитной организации;
  • об утверждении кандидатур для назначения на должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации;
  • об утверждении бизнес-плана;
  • об избрании членов совета директоров;
  • об утверждении денежной оценки вкладов учредителей в уставный капитал кредитной организации в виде имущества в неденежной форме;
  • о назначении лица, уполномоченного подписывать документы, предоставляемые в Банк России для государственной регистрации.

6. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины (сбора) за регистрацию кредитной организации (в размере 2000 руб.) и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии на осуществление банковских операций (в размере 0,1 % от уставного капитала).

7. Копии документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей, либо содержащих такие выписки из соответствующего Единого государственного реестра, копии учредительных документов, аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей с приложением балансов, отчетов о прибылях и убытках за последние 3 года деятельности, подтверждения налоговыми органами выполнения обязательств учредителей перед бюджетами, копии изданий, в которых опубликована бухгалтерская отчетность учредителей.

8. Анкеты кандидатов на должности руководителей, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера кредитной организации. Они заполняются этими лицами лично и содержат сведения о наличии у них высшего юридического или экономического образования; опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации; сведения о наличии судимости. Также должны быть представлены документы, подтверждающие образование претендентов и право указанных кандидатов на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Кроме того, необходимо представить сообщение в письменной форме, содержащее перечень членов совета директоров кредитной организации и информацию об отсутствии оснований, препятствующих избранию данных лиц в состав совета директоров кредитной организации.

9. Копии документов, подтверждающих право собственности (право аренды) учредителя или иного лица на завершенное строительством здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация, обязательство о предоставлении его в аренду после государственной регистрации кредитной организации и согласие арендодателя на это, в случае, если здание не будет вноситься в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации.

10. Документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований по ведению кассовых операций.

11. Уведомление о приобретении более 5% акций (долей) кредитной организации.

12. Заключение федерального антимонопольного органа.

13. Документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций кредитной организации.

14. Список учредителей кредитной организации, который должен быть представлен на бумажном носителе.

Все документы для регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковской деятельности представляются в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой кредитной организации не позднее чем через месяц после заключения учредительного договора и утверждения устава кредитной организации для обществ с дополнительной или ограниченной ответственностью и заключения договора о подготовке и утверждении устава кредитной организации при создании акционерного общества.

При получении этих документов территориальное учреждение Банка России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение их получения и в течение 90 дней рассматривает данные документы. Если при этом возникают определенные замечания по ним, то Банк России возвращает их учредителям на доработку с письменным заключением. При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России положительное заключение, которое должно содержать полную информацию, на основе чего был сделан вывод о возможности государственной регистрации создаваемой кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций. Оно включает:

  • информацию о сроках рассмотрения документов;
  • оценку бизнес-плана;
  • информацию о соответствии помещений кредитной организации для совершения операций с ценностями требованиям, установленным нормативными актами Банка России;
  • информацию о предоставлении в территориальное учреждение Банка России уведомления о приобретении более 5% акций (долей) кредитной организации и о наличии связи между учредителями, а также о характеристике такой связи (о наличии соглашения, об участии в капитале друг друга либо иной форме связи);
  • информацию о предварительном согласовании приобретения учредителями более 20% акций (долей) кредитной организации;
  • информацию о соответствии кандидатов на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера квалификационным требованиям;
  • информацию о соответствии деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров квалификационным требованиям и об отсутствии у них судимости за совершение преступлений в сфере экономики;
  • информацию о представлении учредителями документов для получения лицензии на осуществление банковских операций. К заключению прилагаются документы, представленные учредителями кредитной организации.

Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом Банком России на основании рассмотрения указанных документов производится в срок, не превышающий 6 месяцев с даты предоставления всех предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» документов. После принятия решения о государственной регистрации кредитной организации Банк России в течение 3 дней направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

После получения от уполномоченного регистрирующего органа сообщения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о регистрации кредитной организации Банк России вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения об основном государственном регистрационном номере кредитной организации и о дате его присвоения. И не позднее 3 рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц. За государственную регистрацию кредитных организаций взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России».

Тема 4. Требования к уставному капиталу банковских организаций

Вкладом в уставный капитал кредитной организации могут быть:

- денежные средства в валюте РФ;

денежные средства в иностранной валюте;

- принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности здание (помещение), завершенное строительством (в том числе включающее встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;

- принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности имущество в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.

Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в валюте РФ.

Вклад в уставный капитал кредитной организации не может быть в виде имущества, если право распоряжения этим имуществом ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами.

Денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации при ее учреждении, утверждается общим собранием учредителей.

При оплате дополнительных акций кредитной организации имуществом в неденежной форме денежная оценка такого имущества производится советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации.

Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться денежные средства, а в случаях, установленных федеральными законами, - иное имущество.

Стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций (долей в уставном капитале) создаваемой путем учреждения кредитной организации, не может превышать двадцати процентов цены размещения акций (долей в уставном капитале).

Наши рекомендации