Субъекты финансовых правоотношений

Финансово-правовое регулирование

Обязательного страхования

Обязательное страхование — одна из форм страхования, при которой страховые отношения возникают в силу закона. Обязательное страхование подразделяется на государственное, регулируемое специальным законодательством Российской Федерации, и социальное, правовую основу которого образуют, в первую очередь, Федеральные законы «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г.3; «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г.4 и иные нормативные акты.

Возникающие при обязательном социальном страховании общественные отношения являются одновременно предметом трудового права, права социального обеспечения, а также финансового права.

Обязательное страхование подразумевает возложение обязанности по страхованию на лиц, указанных в законе (ст. 935 ГК РФ). Этот вид страхования включает страхование: жизни, здоровья или имущества других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами. Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может возлагаться на гражданина по закону.

Государство устанавливает обязательную форму страхования в том случае, когда защита тех или иных объектов связана с интересами не только отдельных страхователей, но и всего общества.

Обязательное страхование проводится на основе соответствующих законодательных актов, в которых предусмотрены: перечень объектов, подлежащих страхованию; объем страховой ответственности; уровень (нормы) страхового обеспечения, основные права и обязанности сторон, участвующих в страховании; порядок установления тарифных ставок страховых платежей и некоторые другие вопросы. Закон определяет круг страховых организаций, которым поручается проведение обязательного страхования.

Принцип обязательности в равной степени распространяется на страхователя и страховщика: первый обязан вносить страховые платежи по действующим ставкам, другой — выплачивать страховое возмещение во всех предусмотренных случаях.

Финансово-правовое регулирование в сфере обязательного страхования обусловлено тем, что: во-первых, именно государство в законодательном порядке устанавливает виды, условия обязательного страхования; во-вторых, определяет бюджетные источники выплат страховых возмещений; в-третьих, государство выступает или одной из сторон данных отношений, или осуществляет государственный надзор за выполнением требований закона страховщиком и страхователем; в-четвертых, регулирование отношений по обязательному страхованию осуществляется государством с использованием императивного метода, что является характерным для метода финансового права.

Цель финансово-правового регулирования данных отношений заключается в обеспечении, с одной стороны, автономности финансовой системы обязательного социального страхования, а с другой стороны, ее включенности в финансовую систему государства, гарантированности государством соблюдения прав застрахованных лиц.

Субъектами отношений, в частности, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и регулируемых нормами финансового права, выступают: страховщик — Фонд социального страхования РФ и страхователь — юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории РФ и нанимающая российских граждан) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.

К отношениям по обязательному социальному страхованию, регулируемым финансово-правовыми нормами, относятся следующие.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» в случае нехватки в данной системе средств для социальных выплат Правительство РФ в лице своих органов — Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ — должно при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год предусмотреть дотации Фонду социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить необходимые выплаты по обязательному социальному страхованию.

Законодательство предусматривает возможность вложения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования Фондом социального страхования РФ только под обязательства Правительства РФ. Согласно п. 3 и 5 ст. 13 названного Федерального закона средства обязательного социального страхования являются федеральной собственностью, страховщики же осуществляют их оперативное управление.

За финансово-хозяйственной деятельностью страховщика и осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проводится государственный контроль Счетной палатой РФ, а в части использования ассигнований из федерального бюджета — федеральным органом исполнительной власти в области финансов — Министерством финансов РФ.

Предметом финансового права являются также отношения между Фондом социального страхования РФ и страхователями по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования, включая отношения по формированию резервов средств на осуществление социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; отношения в процессе аккумуляции платежей, в том числе капитализации платежей в случае ликвидации страхователя, а также отношения между страховщиком и страхователем по взиманию пеней с последнего за каждый день просрочки уплаты страхового взноса или штрафов.

Особую группу отношений между Фондом социального страхования РФ и страхователями образуют отношения по выделению средств из бюджета данного фонда страхователям на страховые выплаты застрахованным.

Обязательное страхование во всех других случаях осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком. Этот вид страхования производится за счет страхователя, за исключением обязательного страхования пассажиров, которое в предусмотренных законом случаях может осуществляться и за их счет, а также при обязательном государственном страховании жизни, здоровья и имущества граждан страхование проводится за счет соответствующего бюджета (п. 3 ст. 927 ГКРФ).

Принцип обязательности достаточно широко применяется в имущественном страховании. Так, законодательством предусмотрены случаи обязательного страхования юридическими лицами имущества, находящегося в их хозяйственном ведении или оперативном управлении и являющимся государственной или муниципальной собственностью.

Обязательное государственное личное страхование предусмотрено различными законодательными актами и включает:

— страхование личности работников ядерных установок и иных аналогичных предприятий, а также некоторых других лиц от риска радиационного воздействия за счет собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии (ст. 18 Федерального закона «Об использовании атомной энергии»1);

— обязательное государственное страхование военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работников налоговых органов и налоговой полиции, судей, всех сотрудников кадрового состава органов внешней разведки и органов государственной безопасности, судебных приставов (Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации»1; Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»2; Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции»3; Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»4; Федеральный закон «О внешней разведке»5; Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»6);

— страхование врачей-психиатров и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи (Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание»);

— страхование лиц, пострадавших от чернобыльской катастрофы, а также граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов аварии 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»8);

— страхование должностных лиц таможенных органов (ст. 431 ТК РФ);

— страхование доноров за счет средств службы крови на случай заражения их инфекционными заболеваниями при выполнении донорской функции (Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов»9).

К отношениям, регулируемым нормами финансового права, относятся, во-первых, отношения, связанные с лицензированием деятельности страховщика. Страховщиками по обязательному государственному страхованию могут быть страховые организации, имеющие лицензию на осуществление данного вида страхования. Разрешения (лицензии) выдаются Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ. К страховщикам предъявляются дополнительные требования, связанные с тем, что они должны иметь определенный опыт работы, а также их уставный капитал должен быть сформирован без участия иностранных инвестиций. Страховщики выбираются на конкурсной основе.

Во-вторых, к отношениям, регулируемым нормами финансового права, относятся отношения между страхователями и страховщиками в связи с уплатой страховых взносов и осуществлением страховых выплат. Страхователями в данных отношениях являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, например, Минобороны России, МВД России, МНС России, ФСНП России, ГТК России и др. Застрахованными являются, например, военнослужащие, работники налоговых органов, налоговой полиции и др. категории работников.

Основой правоотношений между страхователем и страховщиком является заключение соответствующего договора, что регулируется нормами гражданского права. В то же время, обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов, следовательно, возникающие при этом отношения можно считать предметом финансового права, по скольку они возникают в ходе использования государством финансовых ресурсов, т.е. в сфере финансовой деятельности государства, и регулируются, как отмечалось ранее, в императивном порядке.

В-третьих, Счетная палата РФ осуществляет государственный финансовый контроль за законным и целевым расходованием бюджетных средств, в том числе на цели обязательного государственного страхования. Одновременно Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ осуществляет надзор за деятельностью страховщиков, имеющих лицензию на проведение данного вида страхования.

Субъекты финансовых правоотношений

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. В результате, субъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

Государство и его территориальные подразделения:

  • Российская Федерация; субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область;
  • муниципальные образования;
  • городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования;
  • административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны).

Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям.

Коллективными субъектамифинансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся:

  • представительные и исполнительные органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • предприятия, организации, учреждения разных форм собственности: коммерческие и некоммерческие организации.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Среди физических лиц – субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Финансово-правовой статус субъекта финансового права включает в себя следующие элементы:

  • правоспособность – способность иметь права и обязанности (они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции России (ст. 32));
  • дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности (обязанность по уплате налога);
  • деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершение правонарушение (ответственность за налоговые правонарушения – нарушение налогоплательщиками срока постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ)).

3, БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО - организация бюджетной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее. Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство), от социально-экономического строя общества. Основой бюджетного устройства Российской Федерации является бюджетный федерализм, реализуемый посредством единой бюджетно-налоговой политики государства.

Основными принципами бюджетного устройства Российской Федерации являются:

1) принцип единства бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

3) принцип самостоятельности бюджетов - а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; д) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; е) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджетах, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; ж) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджетах, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;

4) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов -все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

5) принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

6) принцип эффективности использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

7) принцип гласности - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов; открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в т. ч. по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами;

8) принцип достоверности бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

9) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Не до конца 3 вопрос

Вопрос 6. Правовые основы денежного обращения
Денежное обращение — движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.
Существует два вида денежного обращения:
Обращение наличных денег, т.е. денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы).
Безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации, либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.
Денежная система регулируется конституционным правом. Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации.[5]
Финансовое право детально фиксирует организацию денежной системы Российской Федерации. С помощью норм финансового права обеспечивается ее нормальное функционирование денежной системы. Они устанавливают признаки платежеспособности денежных знаков, порядка обращения наличных денег, основы организации расчетов и т.п.
Гражданское право регулирует вопросы права собственности на деньги (денежные знаки), порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера.
Административное право устанавливает ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.
Уголовное право предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (фальшивомонетничество — изготовление или сбыт поддельных денег,[6] злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии)[7]).
Денежной системе посвящена 6 глава Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)».[8] Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности»,[9] Гражданском кодексе РФ[10] и в некоторых других законодательных актах РФ.
Вопросы финансово-технического характера, обеспечение функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и другие), регулируются нормативными актами Банка России, издаваемыми на основе законодательства.

5. Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль, будучи составной частью контроля в деятельности хозяйствующего субъекта, является одной из функций управления. Он представляет собой систему действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом :

  • норм финансового права и решений, принятых управляющим субъектом,
  • интересов управляющего субъекта.

Фактически, выше названы две основных цели финансового контроля, которые можно назвать тактическими. При этом стратегические цели финансового контроля, как и любого другого, перечислены в статье Контроль.

Несмотря на множество видов контроля в деятельности организации, ряд специалистов высказывает мысль, что финансовый контроль является контролем более высокого порядка по отношению к другим видам контроля. Это объясняется тем, что многие процедуры финансового контроля невозможно осуществить только как контроль финансовых потоков, без рассмотрения сущности финансируемых операций, а следовательно, без привлечения других видов контроля.

Наши рекомендации