Вопрос 21. Обязанности, права и ответственность контролирующих органов
Согласно Положению о порядке организации и проведения проверок, утвержденному Указом №510 определены права и обязанности контролирующих органов и проверяющих. Проверяющий – это должностное лицо контролирующего (надзорного) органа, уполномоченное на проведение проверок по вопросам, отнесенным к компетенции этого контролирующего (надзорного) органа.
При проведении проверок работники контролирующих органов имеют право:
• свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки, предъявив служебные удостоверения и предписания на проведение проверки;
• проверять у представителей проверяемого субъекта удостоверяющие личность документы и (или) документы, подтверждающие полномочия; в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) представителей проверяемого субъекта и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
• в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся деятельности и имущества субъекта. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее двух рабочих дней) для представления документов (их копий);
• проверять первичные документы, учетные регистры, статистическую и бухгалтерскую (финансовую) отчетность, планы, счета и иные документы, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество;
• опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные места хранения ценностей, финансовых документов и ценных бумаг; проводить проверки фактического наличия в них ценностей; требовать от руководителя проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя проведения инвентаризаций, а также осуществлять проверки правильности их проведения;
• вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
• на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более двух суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;
• проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;
• требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
• привлекать экспертов, специалистов для определения количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и выполненных работ, для проверки фактических затрат сырья и материалов, экспертизы состояния зданий и сооружений, для контрольных обмеров объемов строительно-монтажных и ремонтных работ и определения их качества, а также в других необходимых случаях;
• в предусмотренном законодательством порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами и счетами, в том числе валютными;
• запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения проверки, у других государственных органов и иных государственных организаций;
• получать от организаций независимо от формы собственности справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым субъектом предпринимательской деятельности, а при необходимости — проводить встречные проверки путем ознакомления с подлинными документальными записями в регистрах учета и получать объяснения от должностных лиц и иных работников;
• требовать у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности копии документов и выписки из них, заверенные подписью уполномоченного должностного лица и печатью этого субъекта;
• при выявлении фактов совершения подлога документов изымать подлинные документы, имеющие отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий периода проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении), либо требовать представления выписок из них или копий. Взамен изъятых подлинных документов в делах проверяемого субъекта предпринимательской деятельности оставляются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями работника контролирующего органа и главного бухгалтера (другого должностного лица) проверяемого субъекта;
• передавать по согласованию с лицом, назначившим проверку, материалы в органы уголовного преследования и судебные органы, принимать меры по возмещению ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц, действия или бездействие которых повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения, в соответствии с действующими нормами права.
Законодательством могут предусматриваться и иные права работников контролирующих органов при проведении проверок. Вместе с тем данные работники не наделяются административными правами, они не могут давать обязательных распоряжений специалистам проверяемой организации, требовать их наказания за неправильные действия.
При выполнении служебных функций работники контролирующих органов обязаны:
• строго руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, законами, иными актами законодательства Республики Беларусь, действующим Положением о порядке организации и проведения проверок и ведомственными инструкциями, регламентирующими организацию и порядок проведения контрольной (надзорной) работы;
• принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, возмещению причиненного государству ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц, применению предусмотренных законодательством экономических санкций;
• владеть всем комплексом способов и приемов контроля и использовать их в процессе практической деятельности;
• приступая к проведению проверки, предъявить документ, подтверждающий контрольные полномочия, руководителю проверяемого субъекта предпринимательской деятельности и ознакомить его с задачами предстоящей проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок;
• объективно освещать выявленные факты нарушений и злоупотреблений, случаи бесхозяйственности указывать виновных лиц, размер причиненного материального ущерба и причины вскрытых недостатков в деятельности субъекта предпринимательской деятельности;
• при выявлении фактов нарушения законодательства в части расходования государственных финансовых и материальных ресурсов, невыполнения обязательств перед бюджетом, других нарушений финансовой дисциплины устанавливать размер причиненного материального ущерба, причины нарушений и виновных лиц, действия или бездействие которых повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения;
• оказывать помощь работникам проверяемой организации в устранении вскрытых недостатков, разъяснять действующее законодательство в сфере экономических отношений, если ошибки допущены в результате его незнания;
• оформлять результаты проверки соответствующими документами и принимать меры к их рассмотрению в установленные сроки;
• проверять выполнение решений, принятых по результатам предыдущей проверки, и отражать в акте (справке) его полноту и своевременность.
В процессе осуществления функций контроля работники контролирующих органов несут ответственность:
• за несвоевременность, неполноту и ненадлежащее качество проводимых проверок;
• необъективное освещение результатов проверок;
• полное или частичное сокрытие обнаруженных злоупотреблений;
• неправильность и необоснованность выводов по результатам проверок, неполное установление материального ущерба;
• использование служебного положения в корыстных целях;
• досрочное разглашение результатов проверок, которые впоследствии не подтвердились или разглашение которых привело к уничтожению улик либо послужило причиной несвоевременного и некачественного исследования финансовых операций и хозяйственных процессов.