Международные финансово-кредитные институты

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности стабилизации всемирного хозяйства созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.

В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

- содействие сбалансированному росту международной торговли

- предоставление кредитов странам-членам для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

- отмена валютных ограничений;

- межгосударственное валютное регулирование

путем контроля и соблюдением структурных

принципов мировой валютной системы,

зафиксированных в Уставе фонда.

Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:

- лимитируется размер заимствования страны в

зависимости от ее квоты;

- фонд предъявляет определенные требования,

иногда жесткие, к стране-заемщице, которая

должна выполнить макроэкономическую

стабилизационную программу.

В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР - долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.

Международная ассоциация развития (МАР) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию на покрытие административных расходов.

Международная финансовая корпорация (МФК) стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям.

Многостороннее агентство по гарантированию (МАГИ) осуществляет страхование прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций.

Международные финансовые институты - МВФ и группа ВБ - играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) специализируется на кредитовании производства, оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры, инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий.

Региональные банки развития созданы для решения специфических проблем и расширение сотрудничества развивающихся стран этих регионов.

Межамериканский банк развития (МаБР). Африканский банк развития (АфБР) и Азиатский банк развития (АзБР) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы ВБ.

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР).

БМР - ведущий информационно-исследовательский центр. Роль международных финансовых институтов повышается в условиях интернационализации хозяйственных связей. В их деятельности переплетаются тенденции партнерства и противоречия, характерные для всемирного хозяйства.

25. Организация межбанковских расчётов в РФ.

Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков и перемещении наличных денег. Такие расчеты в настоящее время осуществляются через корреспондентские счета, открывающиеся на балансе каждого банка. Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских счетов: децентрализованный, основанный на корреспондентских отношениях коммерческих банков друг с другом, и централизованный, при котором расчеты между банками проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в ЦБР.

Для открытия корреспондентских счетов коммерческие банки представляют: заявление на открытие счета, копию зарегистрированного устава, образцы подписей первых лиц банка и оттиска печати банка. Через корреспондентские счета банки осуществляют весь круг операций, связанных с обслуживанием своей клиентуры, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта. Для учреждения банка корреспондентский счет - это своего рода «расчетный» счет, на нем хранятся все средства коммерческого банка (как собственные, так и не использованные им деньги своих клиентов, а также неиспользованные деньги, полученные в ссуду от других кредитных учреждений).

Главный принцип осуществления платежей по корреспондентским счетам коммерческих банков - это осуществление их строго при наличии и в пределах остатка средств на этих счетах. Такая организация межбанковских расчетов предполагает высокую степень ответственности каждого коммерческого банка за бесперебойность расчетов с другими банками-корреспондентами. Посредничество Центрального банка России в платежах между банками позволяет контролировать и регулировать денежный оборот в стране.

Важное место в системе межбанковских расчетов может и должен занять КЛИРИНГ. Клиринговые расчеты проводились и проводятся Центра банком России между одногородними коммерческими банками.

Клиринговые учреждения могут проводить клиринговые расчеты не только между местными банками, но включать в сферу своей деятельности и межрегиональные расчеты.

Организующим началом межбанковских расчетов был и остается Центральный банк России, располагающий разветвленной сетью филиалов по всей стране, через которые проходит основной объем межбанковских расчетов. ЦБР должен создать высокоэффективную общегосударственную систему межбанковских расчетов, отвечающую мировым достижениям. На первое место выступает организация электронных платежей, освобождающая банки от пересылки друг другу первичных документов. В качестве дополнения к системе межбанковских расчетов через Центральный банк России могут существовать различного рода клиринговые структуры, а также прямые расчеты между коммерческими банками.

Что касается расчетов с иностранными банками, то коммерческие банки России ориентируются в основном на межбанковскую систему СВИФТ с центром обработки информации в Голландии. В настоящее время в данную систему входит несколько десятков отечественных банков.

В условиях рыночной экономики роль банков значительно возросла. Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 17 мая 1993 г. № 467 «О мерах по повышению роли банков в обеспечении государственных инвестиционных программ» намечен целый комплекс мероприятий по ускорению формирования эффективной банковской системы, мобилизации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях структурной перестройки экономики, совершению организации расчетов.

Наши рекомендации