Политика в области доходов

Оглавление

Преамбула исследования. 3

1. Политика в области доходов. 4

2. Политика в области расходов. 10

3. Политика в области финансирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом. 15

3. Политика в области межбюджетных отношений (уровень Федерация–Регион) 24

Выводы по исследованию.. 26

Преамбула исследования

Подготовка основных направлений бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Основные направления бюджетной политики) осуществлялась в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в целях составления проекта федерального бюджета на

2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - проект федерального бюджета на 2015-2017 годы).

В процессе подготовки Основных направлений бюджетной политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, государственных программ Российской Федерации (далее - государственные программы) и иных документов государственного стратегического планирования.

Разработка этого документа производилась в соответствии с итогами реализации бюджетной политики в период до 2014 года, а также на основании Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, практики реализации Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле».

Цель основных направлений бюджетной политики заключается в описании условий, которые были приняты для составления проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы, основных подходов к процессу формирования и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обеспечении прозрачности и открытости бюджетного планирования.

Политика в области доходов

– степень централизации доходов федерального бюджета (в соотношении с консолидированным бюджетом и в % к ВВП);

Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2013 году исполнен с дефицитом в сумме (-) 865,2 млрд. рублей или 1,3% к объему ВВП за 2013 год. При этом результат исполнения бюджетов, которые входят в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составляет:

величина дефицита федерального бюджета - (-) 323,0 млрд. рублей;

величина дефицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - (-)642,0 млрд. рублей;

величина профицита бюджетов государственных внебюджетных фондов - 99,8 млрд. рублей.

Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы Российской Федерации (до того, как были предоставлены межбюджетные трансферты) уменьшился с 54% в 2014 году до 51,4% в 2017 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до того, как были предоставлены межбюджетные трансферты) увеличится с 26,6% в 2014 году до 27,6% в 2017 году. Также можно прогнозировать увеличение доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с 19,4% в 2014 году до 21,1% в 2017 году.

В 2015-2017 годах прогнозируется увеличение темпа роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с 105,8% в 2016 году в сравнении с 2014 годом до 107,3% в 2017 году в сравнении с 2014 годом, при этом будет сохраняться динамика ежегодного увеличения бюджетных расходов на уровне 105,2 - 106,3% в рассмотренном периоде.

– изменение уровня налоговой нагрузки на экономику;

В связи со значительной величиной объема передаваемых расходных обязательств урегулирование изменения разграничения полномочий только с использованием механизма межбюджетного регулирования было недостаточно недостаточным, что в свою очередь обусловило принятие на федеральном уровне мер, которые будут способствовать обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации посредством перераспределения доходных источников между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.

В этой связи Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2014 года уменьшились на 5% установленные Бюджетным кодексом нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Также уменьшился размер нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, который является обязательным для применения субъектом Российской Федерации в рамках межбюджетного регулирования в соответствии с пунктом 3 статьи 58 Бюджетного кодекса. Соответственно, нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, которые зачисляются в доходы региональных бюджетов, были повышены на 10%.

– приоритеты в налогообложении;

В связи со значительным объемом передаваемых расходных обязательств урегулирование изменения разграничения полномочий только с использованием механизма межбюджетного регулирования было недостаточным, что в свою очередь обусловило принятие на федеральном уровне мер, которые будут способствовать обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации посредством перераспределения доходных источников между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.

В этой связи Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2014 года уменьшены на 5% установленные в Бюджетном кодексе нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, которые зачислялись в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Также уменьшился размер норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, обязательный к применению субъектом Российской Федерации в рамках межбюджетного регулирования в соответствии с пунктом 3 статьи 58 Бюджетного кодекса. Соответственно, нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, зачисляемые в доходы региональных бюджетов, были увеличены на 10%.

– степень (%) фактического (кассового) исполнения бюджета по доходам в сравнении с утвержденной в бюджете величиной (по основным подгруппам доходов);

В таблице 1 представлен прогноз по основным доходам федерального бюджета на 2015-2017 годы.

Таблица 1 -Прогноз доходов федерального бюджета (млрд. Рублей)

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
отчет %% ВВП Закон 201-ФЗ %% ВВП прогноз %% ВВП прогноз %% ВВП прогноз %% ВВП
Доходы, всего 13 019,9 19,5 14 238,8 19,9 14 923,9 19,6 15 493,2 18,8 16 272,7 18,1
в том числе:                    
Нефтегазовые доходы 6 534,0 9,8 7 480,2 10,5 7 520,6 9,9 7 516,1 9,1 7 590,9 8,4
в том числе:                    
НДПИ 2 514,5 3,8 2 917,1 4,1 3 052,4 4,0 3 209,6 3,9 3 251,5 3,6
Таможенные пошлины 4 019,5 6,0 4 563,1 6,4 4 468,2 5,9 4 306,5 5,2 4 339,4 4,8
Ненефтегазовые доходы 6 485,9 9,7 6 758,6 9,5 7 403,3 9,7 7 977,1 9,7 8 681,8 9,7
в том числе:                    
Налог на прибыль организаций 352,2 0,5 363,2 0,5 380,6 0,5 403,8 0,5 449,6 0,5
НДС 3 539,0 5,3 3 711,9 5,2 4 202,4 5,5 4 704,3 5,7 5 283,9 5,9
Акцизы 524,4 0,8 664,9 0,9 797,0 1,0 933,7 1,1 1 036,5 1,2
НДПИ (без нефтегазовых доходов) 20,7 0,0 20,3 0,0 22,4 0,0 23,0 0,0 23,8 0,0
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) 722,3 1,1 711,1 1,0 707,8 0,9 686,2 0,8 664,7 0,7
Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации 134,8 0,2 139,1 0,2 229,1 0,3 152,1 0,2 167,3 0,2
Прочие ненефтегазовые доходы 1 192,5 1,8 1 148,1 1,6 1 064,0 1,4 1 074,0 1,3 1 056,0 1,2

Уменьшение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах ВВП в 2015 - 2017 годах обусловлено уменьшением экспортных цен на газ природный, объемов добычи нефти, объемов экспорта товаров, выработанных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю, объемов экспорта нефти и газа природного, объемов добычи газа горючего природного.

Величина объема ненефегазовых доходов была сформирована с учетом реализации плана по мобилизации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который включает в себя меры по уменьшению теневого сектора экономики, реализации некоторых дополнительных мер по увеличению доходов федерального бюджета, совершенствования налогового и таможенного администрирования.

Прогноз доходов формировался в соответствии с изменениями налогового, бюджетного, таможенного законодательства и нормативных правовых актах Правительства

– темпы роста общего объема доходов и отдельных источников; –

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов характеризуется уменьшением доходов и расходов по отношению к ВВП при уровне дефицита более 1,0% ВВП (таблица 2.).

Таблица 2 - Основные параметры бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (млрд. Рублей)

Показатели 2013 год %% ВВП 2014 год %% ВВП год %% ВВП 2016 год %% ВВП 2017 год %% ВВП
Доходы, всего 24 399,3 36,6 26 367,4 36,9 27 917,6 36,7 29 770,7 36,2 31 688,2 35,3
в том числе:                    
Федеральный бюджет 13 019,9 19,5 14 238,8 19,9 14 923,9 19,6 15 493,2 18,8 16 272,7 18,1
Консолидированн ые бюджеты субъектов Российской Федерации 8 161,2 12,2 8 442,2 11,8 8 927,8 11,7 9 441,9 11,5 10 135,6 11,3
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 6 673,3 10,0 7 026,0 9,8 7 498,8 9,9 8 092,5 9,8 8 735,1 9,7
Бюджеты государственных внебюджетных фондов, всего 8 093,2 12,1 8 114,5 11,4 9 210,1 12,1 10 085,0 12,3 10 620,7 11,8
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 6 388,4 9,6 6 294,6 8,8 7 163,8 9,4 7 761,2 9,4 8 154,8 9,1
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 3 541,8 5,3 3 837,3 5,4 4 160,5 5,5 4 556,0 5,5 4 913,5 5,5
Бюджет Фонда социального страхования 603,5 0,9 579,8 0,8 592,6 0,8 615,8 0,7 666,8 0,7
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 474,5 0,7 532,1 0,7 545,2 0,7 587,2 0,7 637,1 0,7
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования 1 101,4 1,6 1 240,1 1,7 1 453,7 1,9 1 707,9 2,1 1 799,1 2,0
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 689,8 1,0 733,3 1,0 789,1 1,0 1 041,8 1,3 1 129,7 1,3

В 2013 году величина консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам исполнен в сумме 24 399,3 млрд. рублей, из которых 53,4% составили доходы федерального бюджета.

Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы Российской Федерации (до того, как были предоставлены межбюджетные трансферты) уменьшился с 54% в 2014 году до 51,4% в 2017 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до того, как были предоставлены межбюджетные трансферты) возрастет с 26,6% в 2014 году до 27,6% в 2017 году. Также можно спрогнозировать увеличение :

доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с 19,4% в 2014 году до 21,1% в 2017 году.

структуры основных источников доходов (налоговых и неналоговых); –

Доходы федерального бюджета в 2013 году складывались в сумме 13 019,9 млрд. рублей, что составило 19,5% к объему ВВП за 2013 год.

Величина доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013 году составила 8 161,2 млрд. рублей, или 12,2% к объему ВВП за 2013 год.

Величина доходов государственных внебюджетных фондов в 2013 году составила 8 093,2 млрд. рублей, или 12,1% к объему ВВП за 2013 год.

Величина доходов территориальных государственных внебюджетных фондов в 2013 году составила 1 027,5 млрд. рублей или 1,5% к объему ВВП за 2013 год. В 2013 году величина консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам исполнен на 25 264,4 млрд. рублей.

Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2013 году исполнен с дефицитом в сумме (-) 865,2 млрд. рублей или 1,3% к объему ВВП за 2013 год. При этом результаты исполнения бюджетов, которые входят в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов.

Наши рекомендации