Понятие бюджетного процесса и основные полномочия его участников

Бюджетный процесс — составная часть бюджетного права, а точнее — один из правовых инсти.,входящих в подотрасль≪бюджетное право≫. Бюджетный процесс как правовой механизм направлен на принятие реального бюджета, законов (решений) о бюджете и государственных внебюджетных фондов, а также на эффективное их исполнение. В настоящее время основным правовым актом, регулирующим бюджетный процесс, является Бюджетный кодекс РФ (ст. 151—280). Однако, учитывая федеративное устройство России, бюджетный процесс существует как на уровне федерации, так и на уровне субъектов РФ. Кроме того, бюджетный процесс имеет место на уровне муниципальных образований. В связи с этим правовым источником бюджетного процесса является не только БК РФ, но также законы субъектов РФ о бюджетном процессе и постановления представительных органов местного самоуправления.

Понятие бюджетного процесса в РФ дано в ст. 6 БК РФ. Здесь он определен как регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Данное понятие бюджетного процесса страдает рядом недостатков. Главный из них состоит в том, что это понятие не охватывает всего содержания бюджетного процесса, а лишь его часть. В связи с этим представляется более полезным исходить из научного понятия бюджетного процесса, устоявшегося в финансово-правовой и экономической науке на протяжении многих лет1. Учитывая, что сегодня (с учетом ст. 6 БК РФ) бюджетный процесс обеспечивает не только формирование и реализацию бюджета, но и государственных внебюджетных фондов, правильно будет сказать, что бюджетный процесс — это установленный правовыми нормами порядок составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, исполнения этих бюджетов, а также составления, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении2.

Из данного понятия следует, что бюджетный процесс — это сложный правовой механизм, в котором выделяются следующие стадии:

— составление проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов,

— рассмотрение и утверждение проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов,

— исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов,

— составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная классификация.

Составление и исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов бюджетов, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов.

Бюджетная классификация необходима для того, чтобы обеспечить сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Иначе говоря, — для того, чтобы в бюджетах разного уровня бюджетной системы можно было легко найти расходы, выделяемые на одни и те же цели, или доходы, поступающие из одного и того же источника. Бюджетная классификация имеет очень важное значение в бюджетном процессе, а точнее — на стадии составления и исполнения бюджетов.

Бюджетная классификация включает'.

— классификацию доходов бюджетов РФ;

— функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

— экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

— классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

— классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

— классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

— классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

— ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации основана на подразделении конкретных видов доходов по источникам и способам их получения (ст. 20 БК РФ). Например, такие доходы бюджета, как налоги на имущество, подразделяются по источникам их получения на налог на имущество физических лиц и налог на имущество предприятий, а по способам их получения — на налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, налог на операции с ценными бумагами.

28. Составление проекта бюджета .

Составление проекта бюджета— первая стадия в бюджетном процессе. Ее целью является подготовка реального, экономически обоснованного проекта бюджета. Правовые основы составления проектов бюджетов определены в ст. 169—184 БК РФ. При этом, в ст. 184 БК РФ особо выделен порядок составления проекта федерального бюджета. В законах субъектов РФ, а также в постановлениях представительных органов местного самоуправления, посвященных бюджетному процессу, могут содержаться нормы, регулирующие порядок составления региональных и местных бюджетов.

В Российской Федерации составление проектов бюджетов входит в компетенцию исполнительных органов власти и местного самоуправления. Непосредственное составление проектовбюджетов на федеральном уровне осуществляет Министерствофинансов РФ, а на региональном и местном уровнях — финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.Составление проектов бюджетов различных уровней бюджетов системы РФ осуществляется не синхронно, а сдвинуто вовремени. Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года (ст. 184 БК РФ). В субъектах РФ и в муниципальных образованиях процесс составления проектов бюджетовсдвинут во времени на два—три месяца вперед, так как бюджеты этих уровней зависят от показателей федерального бюджетав плане формирования их доходной части. Составление бюджетов всех уровней бюджетной системы основывается, прежде всего, на политических и сугубо экономических документах. К политическим документам в бюджетном процессе относится Бюджетное послание Президента РФ. В нем определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год. Оно направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году1.

К сугубо экономическим документам, принимаемым во внимание на стадии составления проектов бюджетов, относятся: прогноз социально-экономического развития, сводный финансовый баланс территории, а также план развития государственного или муниципального секторов экономики (

Проект бюджета составляется строго в соответствии с бюджетной классификацией, которая обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы1.

На уровне субъектов РФ правления территориальных фондов обязательного медицинского страхования составляют проекты бюджетов этих фондов для последующего их внесения в законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ.

Наши рекомендации