Понятие налога и его признаки 2 страница
1 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Издательство «Русский язык»!
1985. С. 69.
2 Там же. С. 449.
Поскольку налоги выражают собой финансовые отношения, отличающиеся от товарно-денежных отношений тем, что выражают одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопровождающееся встречным движением стоимости в товарной форме, то в своем прямом значении термин «платеж» для характеристики налогов мало пригоден. В то же время следует признать, что при характеристике налога этот термин принял уже несколько иной смысл и употребляется в качестве обозначения денежного перечисления, не связанного с каким-либо встречным движением стоимости («платеж в нетоварных операциях»). Более точным для обозначения сути налога является термин «изъятие», поскольку он несет в себе признаки, во-первых, принудительности, во-вторых, отчуждения имущества, что как раз и свойственно налогам.
На основании изложенного представляется возможным дать следующее определение налога. Налог— это принудительное изъятие государством в целях финансового обеспечения своей деятельности денежных средств, принадлежащих на праве собственности организациям и физическим лицам, а) осуществляемое на основе правового акта, принятого надлежащим государственным органом и в надлежащей форме,
б) производимое в определенных размерах и в установленном порядке,
в) носящее обязательный, безвозвратный и безвозмездный характер.
Данное определение является теоретической дефиницией, призванной
раскрыть сущность налога как экономической и финансово-правовой
категории.
Рассмотрим соотношение налога с другими обязательными платежами, входящими в состав государственных доходов.
1. Отличие налогов и государственных сборов. Согласно традиционным представлениям, государственный сбор — это платеж государственному органу за совершение юридически значимого по отношению к плательщику акта. Так, государственный сбор взимается за придание плательщику определенного правового статуса, юридическую легализацию имущества, без которой использование данного имущества не разрешается (например, автомашины), выдачу разрешения на пользование чем-либо либо предоставление права осуществления какой-либо деятельности. К государственным сборам относятся лицензионные сборы, которые упоминаются в самом Налоговом кодексе, сбор за государст-венную регистрацию юридических лиц, сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, сбор за государственную Регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств, гербовый сбор и др.
Основное отличие налогов и государственных сборов заключается следующем. Во-первых, государственные сборы призваны компенсировать расходы государственного аппарата, т. е. они должны быть увя-ань1 с затратами, произведенными при реализации соответствующей
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
ства 4. Налоговая система
государственной услуги в виде юридически значимых действий; налоги же призваны финансировать деятельность государства в целом. Во-вторых, признаком налога является безвозмездность (юридический критерий) и безэквивалентность (экономический критерий); сбор же является относительно эквивалентным платежом — уплатив сбор, субъект получает что-то взамен: определенное право, статус или разрешение от государства. Например, с уплатой сбора за государственную регистрацию юридических лиц связано приобретение субъектом статуса юридического лица, лицензионный сбор взимается при выдаче лицензии, которая дает плательщику право заниматься определенным видом деятельности. Сбор уплачивается в связи с совершением государственным органом в пользу плательщика какого-то юридически значимого действия. В-третьих, сбор является разовым платежом, а для налога характерна стабильность и длительность отношений. В-четвертых, вступление лица в отношение с государством по поводу уплаты налога носит для этого лица принудительный характер; вступление же в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица добровольный характер, поскольку добровольным является само обращение к государству за тем, что обусловлено уплатой сбора. Например, лицо обращается в соответствующий государственный орган с заявлением о выдаче лицензии на право занятия определенным видом предпринимательской деятельности. Само обращение носит сугубо добровольный характер — никто не заставляет лицо заниматься такой деятельностью. Однако выдача лицензии обусловлена уплатой лицензионного сбора, который в силу этого приобретает характер обязательного платежа.
Налоговый кодекс РФ дает следующее определение сбора: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п. 2 ст. 8 НК РФ). Возможность раскрытия понятия «сбор» через термин «взнос» вызывает сомнение. Этот термин несет в себе оттенок добровольности. Понятие «сбор» связано в данном случае с обязательным государственным платежом: плательщик сбора не вносит деньги, он обязан их заплатить.
2. Отличие налога от платы. Плата — это платеж государству за пользование объектами, находящимися в государственной собственности или отнесенными к фискальной монополии государства. Основное отличие налога от платы заключается в том, что налог является безвозмездным и безэквивалентным платежом, а плата — возмездным и эквивалентным; налог опосредует финансовое отношение, а плата — гражданско-правовое, где государство выступает в роли субъекта граждан-
ского права. Уплатив плату, лицо получает ее эквивалент в виде права пользования тем или иным объектом.
3. Отличие налога от государственной пошлины. Государственная пошлина — обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами. Данное определение является легальным, так как дано непосредственно в Законе «О государственной пошлине». Пошлины — это, пожалуй, самый древний вид обязательных платежей. Объясняется это удобством их взимания — плательщику довольно сложно избежать уплаты пошлины (например, дорожной пошлины), либо он сам заинтересован в ее уплате, поскольку нуждается в получении той или иной услуги со стороны государства (например, лицо, заинтересованное в рассмотрении своего дела в суде, вынуждено заплатить судебную пошлину).
Отличие пошлины от налога заключается прежде всего в том, что пошлины связаны с получением встречной (причем конкретной) услуги со стороны государства, поэтому данный платеж носит относительно эквивалентный характер, что, кстати, сближает их со сборами. В то же время необходимо отметить, что пошлина не есть плата за товар в виде государственной услуги, а плата в связи с услугой, оказываемой государством. Причем эта услуга носит публично-правовой характер и оказывается государственным органом, реализующим свои государственно-властные функции.
Еще в начале прошлого века Э. Селигман показал отличия налога от пошлины, которые не утратили своего значения и в настоящее время. Так, по его мнению, во-первых, пошлина — это платеж за какую-либо услугу государства, в налоге этого нет. Во-вторых, налог взимается как часть общего податного бремени, тогда как пошлина налагается только в виде платы за определенную услугу. Мерилом налога является платежеспособность плательщика; мерилом пошлины — специальная выгода, получаемая индивидом. В-третьих, пошлина не должна превышать по своей величине стоимости тех услуг, которые оказываются лицу, уплачивающему пошлину. Налог не связан с величиной услуг, получаемых плательщиком от государства [Селигман, Стурмъ, с. 45—51].
Согласно традиционным представлениям различие между пошлиной и сбором заключается в том что, во-первых, пошлина является доходом бюджета, т. е. доходом государства в целом, а сбор — доходом той государственной организации, которая оказала услугу плательщику с°ора. Поэтому в старину по классической теории налогообложения пошлину называли фискальной таксой, а сбор — чиновничьей таксой. оо-вторых, пошлина взыскивается вне зависимости от стоимости оказываемых плательщику услуг, а размер сбора корреспондируется со тоимостью этой услуги, т. е. сбор призван компенсировать те затраты, вторые понесет государственный орган, оказывающий услуги заявите-ю- Поэтому размер сбора должен быть скалькулирован как цена услу-
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
глава 4. Налоговая система
ги (трудозатраты государственных служащих, материальные затраты и т. п.)- Однако в настоящее время некоторые виды государственных сборов выступают в качестве дохода бюджета, что сближает их с государственной пошлиной.
Говоря о преобладании фискальных интересов при установлении государственных сборов и пошлин, следует отметить, что стремление государства извлечь побольше доходов путем установления платности тех услуг, которые оно оказывает гражданам, приводит к фактическому ограничению возможностей граждан по реализации своих конституционных прав. Так, высокие ставки за выдачу лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности, за регистрацию лиц в качестве индивидуальных предпринимателей фактически лишает граждан их права на свободу предпринимательской деятельности, предусмотренного ст. 34 Конституции РФ. Установление высоких судебных пошлин лишает граждан конституционного права на судебную защиту и т. д. В целом расширение платности оказываемых государством услуг обществу выражает собой коммерциализацию деятельности государства, что представляет собой довольно негативный процесс. Как отмечают зарубежные авторы, «принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос»1.
Понятие «обязательные отчисления» не имеет четкого определения. В советские времена им обозначались обязательные платежи государственных предприятий в бюджет. При этом отличие этих платежей от налогов заключалось в факторе смены собственности — при уплате налогов право собственности на денежные средства меняется с частной на государственную, при внесении обязательных отчислений форма собственности не меняется — движение денег производится в рамках государственной собственности. В более поздние времена так назывались некоторые виды платежей во всякого рода целевые внебюджетные фонды, которые по существу являлись замаскированными налогами (например, «отчисления предприятий и организаций в фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ»). При этом название «отчисление» использовалось для того, чтобы обойти конституционное предписание, в соответствии с которым налоги могут устанавливаться лишь представительными органами, а ввести налог под видом «отчисления» можно решением исполнительного органа.
Заканчивая обсуждение о соотношении налогов с другими видами государственных доходов, отметим, что корректное определение природы платежа (налог, сбор, пошлина, плата, отчисление, взнос и т. п.) является предпосылкой не только построения системы государственных доходов на научно обоснованной основе, но и рациональной организа-
1 Государственное право Германии: в 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 149.
дни каждого платежа в отдельности, а также условием соблюдения прав граждан.
Виды и функции налогов
Для понимания сущности каждого отдельного налога необходимо выделить его элементы. К важнейшим элементам налога относятся: субъект налога, носитель налога, объект налога, налоговая база, единица обложения, ставка налога, оклад налога, налоговый период, налоговая льгота. Налоговый кодекс РФ содержит трактовку ряда этих понятий, в частности, в нем содержатся определения налогоплательщика, объекта налогообложения, налоговой базы, налоговой ставки, налогового периода, налоговых льгот.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Под объектом налогообложения рассматривается: реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговую ставку НК РФ определяет как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Под налоговым периодом в НК РФ понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Следует указать на то, что трактовка объекта налогообложения вНКРФ содержит в себе, по существу, два понятия: собственно объект налогообложения и предмет налогообложения. В налоговом праве под объектом налогообложения рассматривают юридические факты (действия, события, состояния), которые определяют обязанность субъекта (налогоплательщика) заплатить налог. Под предметом налогообложения понимается фактический предмет, на который распространяется обложение. Например, объектом налога на землю является право собст-венности на земельный участок, а предметом налогообложения высту-п^ет непосредственно сам земельный участок.
Облагаемая единица — это единица меры, по которой определяется предмет (объект) обложения, как-то: единица поверхности (гектар, м2
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 4. Налоговая система
и т. п.), веса, ценности. Носитель налога — юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит последний субъекту налога, а не государству. Классический пример: субъектом налога является производитель или продавец товара, а носителем налога — покупатель товара. Оклад налога — сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд. Налоговое право — совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания, связанный с возникновением, функционированием, изменением и прекращением налоговых отношений. В налоговом праве предусматриваются специальные нормы, устанавливающие по каждому налогу элементы, регламентирующие порядок исчисления, взимания, отмены налога; сроки уплаты; льготы; ответственность плательщиков; порядок обжалования действий налоговых органов. Налогообложение — это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.
Выделяют три основных метода расчета и взимания налогов (налогообложения): 1) исчисление фиксированной надбавки к цене реализации (классические примеры: налог с оборота и налог с продаж); 2) исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта (например, в Российской Федерации большинство ставок акцизов устанавливаются в рублях с единицы измерения объекта); 3) исчисление налога путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу (например, налог на прибыль организаций).
В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов.
1. Кадастровый, т. е. на основе кадастра — реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли, игровой стол в казино и т. д.); этот способ, в основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению (например, в рублях с сотки с учетом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализации налогообложения.
2. Изъятие налога до получения субъектом дохода, т. е. изъятие у источника выплаты дохода. Классический пример — исчисление и удержание налога бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (в современной России главный бухгалтер несет уголовную и административную ответственность за полноту и своевремеН' ность удержания и уплаты налога).
3. Декларационный. Изъятие налога после получения дохода субъектом и представления последним декларации о всех полученных годовых доходах. Налоговые органы исходя из указанных в декларации величин объектов обложения и действующих ставок устанавливают оклад налога. Данный способ взимания налога возник с ростом масштабов и многообразия личных доходов граждан.
4. Изъятие в момент расходования доходов — при совершении покупок (например, такие налоги, как налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы, непосредственно оплачиваются покупателями, становящимися носителями налога).
5. Административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (например, налог на вмененный доход предприятий).
Функции налогов.Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Исходя из различий в трактовках налога в литературе по-разному выделяются и их основные функции. На рис. 4.1 приведен один из наиболее распространенных подходов к выделению функций налогов.
Функции налогов | |||||||||||||||||||||
" | i[ | ||||||||||||||||||||
Фискальная функция | Распределительная функция | Регулирующая функция | Контрольная функция | ||||||||||||||||||
J | |||||||||||||||||||||
ч • | Г" | > | |||||||||||||||||||
Социальная функция | Подфункция стимули- | Подфункция воспроизводственного | |||||||||||||||||||
рующего назначения | и природоохранного назначения | ||||||||||||||||||||
Механизм реализации: | 1'Механизм реализации - спе- | w Механизм реализации: | |||||||||||||||||||
• единый социальный налог; • доходы, не подлежащие на- | циальные режимы налогообложения: | • налог на добычу полезных ископаемых; | |||||||||||||||||||
логообложению; | • единый сельскохозяйствен- | • водный налог; | |||||||||||||||||||
• налоговые вычеты при рас- | ный налог; | • налог на имущество; | |||||||||||||||||||
чете налога на доходы физических лиц; | • упрощенная система налогообложения; | • транспортный налог; • земельный налог | |||||||||||||||||||
• Доходы, по которым налог взимается по повышен- | • единый налог на вмененный доход; | ||||||||||||||||||||
ным ставкам | • система налогообложения при выполнении соглаше- | ||||||||||||||||||||
Рис. 4.1. Взаимоувязка функций налогов
Фискальная функция. Свое название она получила в Древнем Риме, ^е на рынках специальные сборщики ходили с большими корзинами, Оторые назывались fiscus, куда откладывали часть товаров, продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право торговли. Соб-
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 4. Налоговая система
ранные товары переходили в собственность государства. Фискальная функция реализует ныне основное предназначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.
Между налогами и займами формируется противоречивая взаимосвязь. Обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). С другой стороны, рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к размещению новых займов. Возникает опасность становления «финансовой пирамиды», а значит, финансового краха.
Контрольная функция. Эта функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику. Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми органами. Задача последнего — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в различных формах.
Распределительная функция. Является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями, во временном аспекте.
Регулирующая функция. Приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями. Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних — сокращение размера налоговых обязательств отдельных налогоплательщиков, в том числе вследствие осуществления определенной деятельности, признаваемой государством общественно значимой. Льготы могут быть направлены на изменение различных элементов налогообло-
зкения, например освобождение от обязанностей по уплате налогов отдельных категорий налогоплательщиков, выведение из-под обложения отдельных объектов налогов, сокращение налоговой базы, снижение налоговой ставки, изменение отчетного (или налогового) периода, срока уплаты налога (налоговый кредит) и др. Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам правомерно отнести налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.