Из проекта правительственной декларации по вопросам экономической политики (8 июня 1917г.)

Власть и экономика в революционной России

1. Сравните позиции Временного и Советского правительств в аграрном и рабочем вопросе, а также подходы этих правительств к регулированию экономической жизни страны (например, принципы и механизмы экономического регулирования в документах 3, 4, 7). 2. Охарактеризуйте программу генерала Л.Г. Корнилова – будущего организатора и лидера Белого движения. В чём её особенности в сравнении с политикой Временного правительства? 3. Можно ли говорить об эволюции социально-экономической политики Советского правительства (сравни документы 5-8 и 9-10).

Из постановления Временного правительства по земельному вопросу (19 марта 1917 г.)

Война и падение старого строя поставили на очередь самые серьезные экономические и хозяйственные вопро­сы России. Их планомерное и целесообразное разреше­ние необходимо для благосостояния государства. Первейшим из первых среди них является земельный вопрос… Заветная мечта многих поколе­ний всего земледельческого населения страны—земель­ная реформа — составляет основное требование прог­рамм всех демократических партий. Она, несомненно, станет на очередь в предстоящем Учредительном соб­рании.

Земельный вопрос не может быть проведен в жизнь путем какого-либо захвата. Насилие и грабежи—самое дурное и самое опасное средство в области экономиче­ских отношений… Земельный вопрос должен быть решен путем закона, принятого народным предста­вительством.

Правильное рассмотрение и принятие закона о земле невозможно без серьезной подготовительной работы, со­бирания материалов, учета земельных запасов, распре­деления земельной собственности, выяснения условий и видов землепользования и т. д. Временное правительство признает своим неотложным долгом скорейшее выполнение подготовительных работ по. земельному вопросу…

Из положения о рабочих комитетах в промышленных предприятиях (23 апреля 1917 г.)

В изменение и дополнение подлежащих узаконении утвердить нижеследующее положение о рабочих комите­тах в промышленных заведениях: Рабочие комитеты учреждаются как в частных, так и в казенных промышленных заведениях всякого ро­да (фабрично-заводских, горных, горно-заводских, в строительном промысле и т. п.)... Предметами ведения рабочих комитетов являются: а) представительство рабочих перед администрацией за­ведения по вопросам, касающимся взаимоотношений между предпринимателями и рабочими, как-то: о зара­ботной плате, рабочем времени, правилах внутреннего распорядка и т. п.; б) разрешение вопросов, касающихся внутренних взаимоотношений между рабочими заведе­ния; в) представительство рабочих в их сношениях с пра­вительственными и общественными учреждениями; г) за­боты о культурно-просветительной деятельности среди рабочих заведения и о других мероприятиях, направлен­ных к улучшению их быта...

Из проекта правительственной декларации по вопросам экономической политики (8 июня 1917г.)

Народное хозяйство России, во всех его главнейших отраслях, переживает глубокий кризис. Производительные силы страны, исто­щенные долгою войной и пагубной политикой дореволюционного правительства, находятся в состоянии полного упадка... В особенно тяжелом состоянии находится промышленность: производство самых необходимых предметов сокращается, интенсивность и производи­тельность труда неуклонно падают, товарный рынок все более сужи­вается; непрерывные столкновения труда и капитала принимают все более острые формы; неверно понятые лозунги социализации произ­водства претворяются в чисто анархические захваты предприятий занятыми в них рабочими.

При таких условиях трудящиеся лишаются физической возмож­ности удовлетворения даже самых законных требований относи­тельно повышения уровня жизни. Предприниматели, не чувствуя под собой устойчивой почвы и утеряв надлежащую энергию, обнаружи­вают желание остановить производство или стремятся переложить на широкие потребительские круги и на казну непомерно возрастаю­щие издержки путем увеличения товарных цен.

Перед лицом происходящего развала Временное правительство считает своим долгом указать народу, каких основ социальной эко­номической политики оно намерено придерживаться.

Прежде всего правительство призывает все классы общества к исключительному напряжению трудовой энергии и забвению на время личных, групповых и классовых интересов… Вместе с тем Временное правительство определенно заявляет о невозможности изменения существующего хозяйственного строя на социалистический ни сейчас, ни в ближайшее за войной время… Мощное развитие наших производительных сил немыслимо без привлечения иностранных капиталов и создания выгодных условий для их приложения…

С другой стороны, как раз ввиду происходящей разрухи прави­тельство считает невозможным предоставление хозяйства на волю самоопределения частных интересов. Необходимо планомерное вме­шательство государства в экономическую жизнь, регулирование главнейших отраслей народного хозяйства. Личная инициатива и частная собственность остаются непоколебимыми, но должны стать в подчиненное положение к общему интересу.

Далекое от мысли охватить регулированием все народное хозяй­ство целиком, правительство определит те главные отрасли произ­водства, которые должны подчиниться его общему руководству и над­зору. Таковы, прежде всего, промышленное сырье, топливо, металлы и вообще главнейшие предметы первой необходимости и жизненного обихода. Где окажется возможным по условиям хозяйственной жиз­ни, будут введены торговые правительственные монополии. В иных случаях будут приняты меры к разумному объединению отдельных частных предприятий с возможным участием в этих объединениях казны… Таким путем правительство намере­вается уравновесить производство и распределение наиболее важных для жизни страны изделий и материалов.

Необходимо помнить, что принцип регулирования, устанавлива­емый правительством для предотвращения полной экономической разрухи, налагает неизбежное стеснение на свободу действий как промышленников, так и рабочих; с этими стеснениями необходимо примириться во имя блага страны. Так как в регулируемых отраслях промышленности недопустима остановка производства на почве конфликтов труда и капитала, то столкновения интересов будут подлежать обязательному примирительному разбирательству. Если по вопросу о заработной плате не будет достигнуто соглашение в примирительных учреждениях, то нормы оплаты по профессиям и местностям будут определяться особыми правительственными органами. Прибыль предпринимателей налоговыми мероприятиями будет сокращена до возможного минимума — с тем, однако, расче­том, чтобы не убить у промышленников интерес к делу. Будут при­ложены усилия к тому, чтобы рабочие получили фактическую воз­можность располагать необходимыми для жизни продуктами. Учет и распределение рабочей силы составят одну из главнейших забот государственной власти, дабы трудовая энергия всех элементов об­щества не осталась без использования или (не) находила неподобаю­щее применение.

Наши рекомендации