Учет выбытия основных средств

Выбытие основных средств определено в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, Типовой инструкции о порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам) (утверждена Письмом Минфина СССР и Госплана СССР от 1.07.85 № 100, в последующих редакциях).

Основные средства могут выбыть с предприятия по различным причинам:

• Передача по договору дарения — одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность.

• Финансовые вложения предприятия могут иметь место, когда предприятие передает основные средства как свой вклад в уставный капитал создаваемого дочернего предприятия (при этом не возникает финансовый результат (прибыль или убыток) ни для целей бухгалтерского учета, ни для целей налогообложения).

• Продажа неиспользуемых основных средств, при этом выручка от их реализации направляется предприятием в фонд развития производства, науки и техники.

• Ликвидация ветхих и морально изношенных объектов. С баланса предприятия могут быть списаны здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящиеся к основным средствам, по причине:

а) их негодности вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам;

б) морального износа;

в) в связи со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, цехов и других объектов

• Необходимость списания основных средств появляется и в случае обнаружения их недостачи.

• Стихийные бедствия. Выбытие основных средств может произойти в результате пожара, стихийных бедствий и экстремальных ситуаций.

• Передача другим предприятиям на условиях аренды.

Во всех случаях выбытия составляется акт ликвидации основных средств типовой формы № ОС-4, где отражается баланс стоимости, сумма износа этих объектов. Инвентарная карточка изымается из картотеки и в ней делается отметка о выбытии объекта; также это делается в инвентарном списке по местонахождению объекта.

Для обобщения информации о выбытии основных средств используется счет 01 «Основные средства» (активно-пассивный счет), результативный счет. Для удобства бухгалтерского учета возможно открывать субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится остаточная стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации.

Выбытие объектов основных средств осуществляется со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Корреспонденция счетов по учету выбытия основных средств (ОС):

Содержание операций Сумма, руб. Корреспонденции счетов
Дт Кт
1. Реализация объекта ОС  
1.1. Продажная стоимость объекта 91-1
1.2. Выделен НДС 91-1
1.3. Первоначальная (восстановительная) стоимость объекта 01-2 01-1
1.4. Начисленный износ 01-2
1.5 Расходы, связанные с продажей объекта демонтаж, упаковка, комиссионные и т.д.) 91-2 10,69,70, 76 и др.
1.6. Списывается остаточная стоимость объекта ОС 91-2 01-2
1.7. Списывается сальдо от переоценки данного объекта ОС
1.8. Финансовый результат - прибыль (налогооблагаемая прибыль -23 000 руб.) 26000 23000 91-9
2. Списание объекта ОС  
2.1. Первоначальная (восстановительная) стоимость объекта 01-2 01-1
2.2. Начисленный износ 01-2
2.3. Расходы по ликвидации объекта 91-2 10,69,70, 76 и др.
2.4. Стоимость оприходованных материалов, запасных частей и т.п. по рыночной цене 91-1
2.5. Списывается остаточная стоимость объекта ОС 91-2 01-2
2.6. Списывается сальдо от переоценки данного объекта ОС
2.7. Финансовый результат - убыток 91-9
3. Передача объекта ОС в виде вклада в уставный капитал
3.1. Согласованная стоимость объекта между участниками по договору 58-1 91-1
3.2. Первоначальная (восстановительная) стоимость объекта 01-2 01-1
3.3. Начисленный износ 01-2
3.4. Расходы, связанные с продажей объекта (демонтаж, упаковка, транспортировка и т.д.) 91-2 10,69,70, 76 и др.
3.5. Списывается остаточная стоимость объекта ОС 91-2 01-2
3.6. Списывается сальдо от переоценки данного объекта ОС
3.7. Финансовый результат - превышение договорной стоимости над остаточной (балансовой) (налогооблагаемая прибыль - 9 000 руб.)   12000 2000 91-9
4. Безвозмездная передача объекта ОС  
4.1. Первоначальная (восстановительная) стоимость объекта 35 000 01-2 01-1
4.2. Начисленный износ 01-2
4.3. Расходы, связанные с продажей объекта (демонтаж, упаковка, транспортировка и т.д.)   91-2 10,69,70, 76 и др.  
4.4. Списывается остаточная стоимость объекта ОС 91-2 01-2
4.5. Списывается сальдо от переоценки данного объекта ОС
4.6. Финансовый результат - убыток (не уменьшает налогооблагаемую прибыль) 23000 26000 91-9
4.7. Начислен НДС - 20% от остаточной стоимости (не уменьшает налогооблагаемую прибыль) 91-2 91-9  
             

Учет арендных операций

Во многих случаях предприятиям выгоднее не покупать собственные основные средства, а использовать арендованные основные средства. В последние годы практикуется аренда (лизинг) целых предприятий или подразделений.

Аренда — получение арендатором на основании двухстороннего договора с арендодателем во временное пользование (без выкупа или с выкупом) определенного имущества.

Наиболее распространенными в экономике Российской Федерации видами аренды, включая аренду отдельных видов имущества, регламентируемыми ГК РФ, являются аренда транспортных средств и аренда зданий и сооружений.

Лизинг — средне- и долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, строительной, сельскохозяйственной техники, средств теле- и радиосвязи, вычислительной техники, различных сооружений производственного назначения, а также прав интеллектуальной собственности — лицензий, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.

Обязательным участником лизинговой операции является лизингодатель, в качестве которого могут выступать либо предприятия - производители объекта лизинга (например, в тех ситуациях, когда на рынке товаров складывается неблагоприятная для них конъюнктура и в результате падает платежеспособный спрос на произведенную продукцию, при наличии в то же время потребности в ней), либо самостоятельные лизинговые фирмы, для которых соответствующая деятельность является основной уставной целью и которые обычно создаются при активном финансовом участии коммерческих банков, либо сами эти банки, поскольку лизинг имеет много общего с банковскими операциями.

Другим обязательным участником сделки является лизингополучатель, т.е. предприятие любой организационно-правовой формы собственности, нуждающееся в конкретном имуществе и испытывающее финансовые проблемы, препятствующие приобретению требуемого имущества на собственные или заемные средства.

Кроме этого, в сделке обычно участвует предприятие- производитель (но не лизингодатель) ценностей, выступающих объектом лизинга, а также коммерческий банк, тоже не являющийся в данном случае лизингодателем, а лишь финансирующий операции последнего, например, лизинговой компании, которая для осуществления лизинга нуждается в кредитных ресурсах.

Основными видами лизинга, признанными во всем мире, являются финансовый лизинг и операционный лизинг. У нас в стране операционный лизинг больше известен под названием «оперативный лизинг».

• Оперативный лизинг характеризуется тем, что срок договора лизинга значительно короче, чем нормативный срок службы имущества, и лизинговые платежи не покрывают полной стоимости имущества. Поэтому лизингодатель вынужден его сдавать во временное пользование несколько раз, и для него возрастает риск по возмещению остаточной стоимости объекта лизинга при отсутствии спроса на него.

• Финансовый лизинг обычно применяется по группе инвестиционных товаров длительного использования, причем суммарные лизинговые платежи примерно эквивалентны (несколько больше) их первоначальной стоимости. При данном виде лизинга обязанности по страхованию, обслуживанию и ремонту арендуемых технических средств, а также по предотвращению риска их случайной гибели обычно лежат на арендаторе (чистый лизинг). В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой сделки.

По экономическим условиям аренда (лизинг) бывает:

• Текущая (внаем сдается имущество) — на определенный для удовлетворения потребности арендатора. По окончании срока имущество возвращается арендодателю. В арендный период: арендатору переходит право только пользования имуществом.

• Финансируемая — состоит в сдаче движимого и недвижимого имущества на длительный срок, причем арендатор принимает на себя обязательства собственника арендуемого имущества.

Финансируемая аренда возникает, если выполняются следующие требования:

— период аренды совпадает или близок к сроку полезной службы арендованного имущества;

— сумма арендной платы за весь период превышает или равна стоимости арендованного имущества в текущих ценах;

— права собственности переходят к арендатору в конце арендного периода;

— в течение арендного периода предусмотрено право арендатора выкупить арендованное имущество.

Если условиями договора аренды не предусмотрена передача объектов на баланс арендатора, то у арендодателя к счету 01 «Основные средства» открывается субсчет 1 «Основные средства, сданные в аренду». Если же по условиям договора имущество передается на баланс арендатора, то в учете арендодателя оно учитывается на забалансовом счете 011 «Основные средства, сданные в аренду» в оценке, указанной в договоре.

Доход, получаемый арендодателем от аренды, состоит из трех частей:

— сумма износа, начисленного по нормам амортизационных отчислений по сданным в аренду основным средствам;

— сумма на ремонт основных средств, если это предусмотрено договором аренды;

— часть прибыли.

Если сдача объектов в аренду признается одним из видов основной деятельности, то формирование дохода следует отражать на счете 90 «Продажи» в разрезе его субсчетов.

Если сдача объектов в аренду не признается одним из видов основной деятельности, то доход от данных операций расценивается как внереализационный доход и отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

У арендатора взятые в аренду основные средства отражаются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». Аналитический учет по счету 001 ведется:

1) по объектам основных средств, взятых в аренду; по договорной стоимости, отраженной в договоре;

2) по арендодателям.

Арендатор всю сумму арендной платы без НДС включает в себестоимость продукции, работ и услуг, если эта сумма находится в пределах норм амортизационных отчислений и отчислений на ремонт. Сверхнормативные суммы покрывают из прибыли предприятия.

Наши рекомендации