Возникает ли у арендатора обязанность налогового агента при безвозмездном пользовании федеральным (муниципальным) имуществом (п. 3 ст. 161 НК РФ)?

Ситуация актуальна до 01.01.2010 для некоммерческих организаций, получающих в безвозмездное пользование государственное (муниципальное) имущество на ведение уставной деятельности, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющее государственную казну России, казну республики в составе России, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Налоговый кодекс РФ (п. 3 ст. 161) говорит о возникновении обязанностей налогового агента именно при аренде.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции, выраженной в Письмах Минфина России, при безвозмездном пользовании муниципальным имуществом арендатор должен исполнять обязанности налогового агента. Есть работа автора, в которой высказана аналогичная точка зрения.

Есть примеры судебных решений, в которых выражена противоположная позиция: у лица, получившего имущество в безвозмездное пользование, нет обязанности налогового агента. Такого же подхода придерживаются авторы.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Арендатор должен исполнять обязанности налогового агента

Письмо Минфина России от 20.10.2009 N 03-03-06/4/91

Финансовое ведомство разъясняет, что при безвозмездном пользовании муниципальным имуществом арендатор должен исполнять обязанности налогового агента.

Письмо Минфина России от 02.04.2009 N 03-07-11/100

Разъяснено, что при безвозмездном пользовании муниципальным имуществом налоговая база по НДС определяется арендатором как сумма арендной платы, исчисленная исходя из рыночных цен, с учетом налога.

Аналогичные выводы содержит...

Письмо Минфина России от 24.10.2007 N 03-07-11/520

Консультация эксперта, 2007

Позиция 2. Арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.06.2011 по делу N А12-17816/2010

При наличии отношений по договору безвозмездного пользования у арендатора отсутствуют обязанности налогового агента, вытекающие из п. 3 ст. 161 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.10.2005 N А33-18628/04-С3-Ф02-5106/05-С1

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.09.2005 N А52-479/2005/2

Управление Пенсионного фонда не является арендатором муниципального имущества, пользуется им безвозмездно, следовательно, не может рассматриваться в качестве налогового агента. Кроме того, уплата в бюджет НДС за счет собственных средств лицом, потребляющим безвозмездную услугу, налоговым законодательством не предусмотрена.

Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 22.04.2009

По мнению автора, безвозмездное пользование имуществом, предоставленным органами государственной власти или местного самоуправления, следует квалифицировать как отношения по договору ссуды, при которых у организации отсутствует обязанность налогового агента, установленная п. 3 ст. 161 НК РФ.

Консультация эксперта, 2005

Автор подтверждает позицию о том, что если нет арендной платы, то и обязанности налогового агента не возникают.

Наши рекомендации