Влияние бухгалтерского учета и налогов на денежный поток
В относительно простых системах бухгалтерского учета, сумма, полученная от продажи товаров, которая непосредственно влияет на прибыль, подсчитывается за год. При подсчете исходят из стоимости исходных товарных запасов, затем добавляют стоимость закупок (включая заработную плату) и вычитают стоимость оставшегося товара. Это означает, что чем большая сумма связана в конце года с товарными запасами, тем больше будет заявленная в отчете прибыль. И наоборот, чем меньше стоимость оставшегося товара, тем меньше прибыль в отчете.
Цель этого обсуждения заключается в оценке товарных запасов. Бухгалтерский учет не является точной наукой. Если попросить пятерых бухгалтеров высчитать стоимость товарных запасов к концу года, то вы получите, по крайней мере, пять разных ответов. В ответ на вашу просьбу самый остроумный из бухгалтеров спрашивает вас: "Как вам угодно, чтобы стоимость была высокой или низкой?"
Бухгалтеры могут манипулировать своими вычислениями в зависимости от желаний и целей менеджмента. Вернемся к нашему обсуждению излишка запасов и устаревших товаров. Если вы хотите получить в конце года высокую цифру, то должны закрыть глаза на медленно продающийся товар. Если вы хотите увеличить денежный поток к концу года, то должны тщательно изучить весь товар и занять энергичную позицию в отношении оценки возможного спроса на этот товар. Создавая большие резервы и в действительности избавляясь от медленно продающихся товаров, вы уменьшите свои налоги, правда, ценой более низких заявленных доходов.
В ходе этого обсуждения мы предполагали, что единственной переменной в данном случае является спрос на товар в будущем. На самом деле, есть еще одна переменная: вычисление действительной стоимости единицы каждого конкретного товара.
Для товаров, закупаемых для перепродажи (либо оптом у производителя, либо в розницу у оптового продавца), действительную стоимость легко определить по счету продавца. Единственное, что можно предпринять, это оценить, является ли цена выше рыночной и не придется ли снижать цену на этот товар, чтобы его продать.
С другой стороны, производителям приходится иметь дело с гораздо большим числом отдельных показателей при оценке товарных запасов. Обычно рассматриваются три элемента расходов: труд, материалы и накладные расходы. Труд рассматривается как число рабочих часов, необходимых для производства единицы товара в расценках оплаты труда на сегодняшний день. По объему труда обычно не возникает противоречий, за исключением технических вопросов, например, какие именно расценки на оплату труда использовать — включать или не включать переработки, нормы оплаты этого года или предыдущего и т.д. Также, за исключением оценки потерь на брак и ценовых скидок при закупках, стоимость материалов товарных запасов производителя рассчитывается достаточно просто.
Когда же мы доходим до известной категории накладных расходов, бухгалтеры расходятся во мнении, субъективность торжествует и какой-либо менеджер может получить почти любой ответ, какой он хочет. Мы не можем вдаваться во все тонкости операций, с помощью которых бухгалтеры могут манипулировать суммой накладных расходов, относящихся к продукции, но основной принцип прост. Для того, чтобы избежать неправильного ценообразования при колеблющемся объеме производства, бухгалтеры согласны включать расходы на невостребованные производственные мощности, если вы в данный момент работаете ниже возможного уровня производительности, в расходы за текущий промежуток времени, но не включают их в стоимость производящихся в настоящее время или запасенных товаров. Как определить и вычислить производительность, зависит во многом от точки зрения.
Вторая группа вопросов для возможной дискуссии связана с такими темами: какие накладные расходы относятся к производству и что называется расходами на организацию продаж, общими и административными расходами? Все согласны с тем, что так называемые расходы на организацию продаж, общие и административные расходы не входят в стоимость товарных запасов. Является ли бухгалтерский отдел частью производства или входит в расходы на организацию продаж, общие и административные расходы? А как насчет человеческих ресурсов? Назвав их накладными расходами производства, мы увеличим тем самым стоимость имеющегося товара, тогда как, рассматривая их как расходы на организацию продаж, общие и административные расходы мы, очевидно, понизим стоимость товарных запасов.
Поэтому если у вас был хороший год и вы хотите уменьшить заявленные за этот год доходы, не так-то легко внезапно изъять расходы на бухгалтерию и человеческие ресурсы из накладных расходов и назвать их только в этом году расходами на организацию продаж, общие и административные расходы.
Менеджеры должны решать, к какой статье отнести те или иные расходы, исходя из собственных целей (денежный поток или заявленные прибыли), а затем проинструктировать бухгалтеров и независимых аудиторов для того, чтобы их действия отвечали этим целям. Заявленная прибыль, на самом деле связанная в виде нереализованного товара, не может быть использована для расширения бизнеса.
НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД
Часто такое понятие вводят при внедрении управления качеством и системы "точно в срок", определяя непроизводительный труд как работу, не имеющая прямого отношения к удовлетворению потребностей покупателя. Например, обработка товара (транспортировка, упаковка, отправка) в магазине или инспекция присылаемого от поставщика товара. В любой момент может понадобиться разместить товар в данном магазине, нужно ли это делать? Да. Получит ли покупатель при этом какую-либо выгоду? Нет. Выходом из положения может быть переоборудование фабрики таким образом, чтобы вся обработка товара была механизирована и ею не нужно было заниматься вручную. Что касается проверки поступающего товара, если ваши поставщики имеют соответствующие сертификаты, то вы можете сократить службу контроля, так как будете уверены в хорошем качестве поставок.
Термин непроизводительный труд имеет эмоциональную окраску, вероятно, по обоснованной причине. Прежде всего, менеджеры не хотят допускать, что они ответственны за расходование ресурсов впустую. Во-вторых, рабочие никогда не захотят выполнять не имеющую ценности работу. "Конечно, моя работа важна. Если бы я не делал ее, все бы пошло вкривь и вкось..." Очень трудно уступить и отнести одно или целую серию заданий к такой работе, которая связана исключительно с выполнением требований покупателя.
Защитники системы управления качеством, несмотря на то, что они время от времени в своих заявлениях слишком категоричны, совершенно правы в том, что непроизводительный труд представляет собой потери организационных ресурсов. Любой непроизводительный труд — потеря денег. Определить непроизводительный труд и изменить процесс таким образом, чтобы такая работа больше была не нужна, совершенно разные вещи. Возьмем, например, распределение материалов. Очевидно, если три машинные операции совершаются в разных филиалах, материал нужно перевозить из филиала А в филиал В, а затем в филиал С, в противном случае работа не будет завершена. Таким образом, на сегодняшний день, несмотря на то, что распределение материалов, по определению, является непроизводительным трудом; но это не значит, что необходимо полностью избавиться от операций по распределению материалов. Прежде всего, нужно менять основной план работы завода, а это требует времени и дополнительных усилий.
Тот же принцип верен и в отношении проверок товарных поступлений. Если вы имеете дело с поставщиком, который известен поставкой некачественных деталей, здравый смысл подсказывает вам, что перед тем, как вложить деньги в дальнейшую механизацию операций, надо проконтролировать качество поступающих деталей. Проверка поставок — тоже непроизводительный труд. Но эту службу можно будет сократить только тогда, когда качество поставок улучшится.
ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ
Во времена растущих процентных ставок кратковременное влияние инвестиций в ценные бумаги очень велико. В равной степени привлекательно и их влияние на валовую прибыль.
Пример. Представьте, что цены на закупаемое вами сырье повысились на 10 процентов за прошлый год. Затем, когда вы продаете по сегодняшним ценам старые, купленные по более низким ценам, товарные запасы клиентам (предположим, что вы подняли свою продажную цену на столько же, насколько подняли цены ваши поставщики), то вы получаете большую валовую прибыль. Старые товарные запасы, купленные в прошлом году за 90 центов (сегодня то же самое стоит уже $1), теперь будут проданы за $1,40, а не как раньше за $1,30. С другой стороны, если вы привыкли к наценке на оптовые цены в 40 центов и повышаете продажную цену параллельно с повышением цен поставщика, вы получите прибыль, на уже существующий товарный запас. Для товара, который у вас в наличии (и только для него), вы получите 50%-ную надбавку, что на 25% выше, чем обычно.
Это явление можно проследить в ценах при розничной продаже бензина. Когда цены на неочищенную нефть повышаются, то нефтеперерабатывающие компании поднимают оптовые цены на бензин. Уже на следующий день хозяин местной АЗС повышает цену за галлон на 5 центов, объясняя это тем, что цены на бензин выросли. Но когда цены нефтеперерабатывающих компаний понижаются, проходит какое-то время, прежде чем цены на АЗС тоже упадут, так как хозяин бензоколонки теперь должен покрыть расходы, сделанные в период более высоких цен на бензин. Такой подход к ценообразованию был перенят и банками. Банкиры очень быстро поднимают проценты заемщикам или понижают их вкладчикам, в зависимости от того, каким образом развиваются события в экономике, но обратные операции совершаются значительно медленнее.
Дело здесь не в этике бизнеса, но во влиянии повышения цен на объявленную прибыль. Одна из причин того, что "слабое обаяние" инфляции так популярно, состоит в том, что всем, в том числе и бизнесменам, нравится чувствовать себя более богатыми людьми. Если стоимость вашего дома в настоящий момент поднялась до $250,000, а вы купили его четыре года назад за $160,000, вы таким образом "заработали" $90,000, что гораздо больше, чем большинство людей может сэкономить на текущих доходах за четыре года. Аналогично, если предприниматель продает товар за $1,40, который совсем недавно стоил ему всего 90 центов, то его предприятие становится более прибыльным — но только на бумаге.
С точки зрения денежного потока бизнес должен заменять товарные запасы на новые, купленные уже по более высоким ценам, а это требует денег. В качестве покупателя вы не так уж часто покупаете новый дом, но вы часто покупаете автомобиль. Помните, ваш Шевроле, тот самый, который вы купили пять лет назад за $7000, теперь по прайс-листу дилера стоит $18.000? Это отражает то же самое явление. Инфляция увеличивает долларовую стоимость запасенных товаров, имущества, но затем, как только вам надо будет что-нибудь заменить, оказывает свое влияние на денежный поток.
Если вы занимаетесь своим бизнесом, как вы должны поступать? Если вы уверены в том, что цены на сырье, которое вы покупаете, будут расти, следует ли вам сейчас закупать сырье впрок? Ответ не столь очевиден. С одной стороны, все, о чем мы думали, говорит в пользу того, что поддержание товарных запасов на минимальном уровне — следуя философии системы "точно в срок" — приводит к оптимальным денежным потокам, к большей эффективности, производительности труда и лучшему качеству операций. Вам нужны меньшие площади, ниже уровень брака и переделок, быстрее осуществляются поставки клиентам — все это относится к преимуществам небольшого объема товарных запасов.
Покупка сегодня таких товаров, которые будут не нужны, например, в течение шести месяцев, только для того, чтобы извлечь выгоду из сегодняшних белее низких цен, называется спекуляцией. Нет ничего плохого в спекуляции. Можно рассматривать покупку товаров впрок в расчете на то, что экономия денег в связи с повышением цен будет больше, чем просто компенсация за временные текущие расходы, как хеджирование (страхование от потерь).
Пример. В качестве примера традиционной операции хеджирования можно привести, например, производителя кабеля, основным сырьем которого является медь. Он заключает контракт на продажу клиенту — компании коммунальной службы — многих тысяч футов кабеля, содержащего 100,000 фунтов меди по фиксированной цене за фут. Кабель не будет произведен и доставлен в течение следующих 60 дней, цены на медь за этот срок могут подняться, но цена для коммунальных служб уже фиксирована. Покупая сегодня срочный контракт на поставку меди через 60 дней, производитель удерживает цены на медь. Если цены на медь поднимаются, его расходы на сырье, купленное на рынке наличного товара, повысятся, но он компенсирует эти расходы, получив выгоду от срочного контракта. Если цена на медь на рынке наличного товара понизится через 60 дней, он заработает деньги на рынке, но потеряет их на срочном контракте.
Давайте теперь рассмотрим преимущество наличия сегодня меди по текущей цене, если мы не собираемся ее использовать на протяжении следующих 60 дней. Единственное отличие заключается в том, что в этом случае производитель не устанавливал фиксированной цены на кабель для заказчика — компании коммунальной службы. Опираясь на свой прошлый опыт, он знает, что у него будут заказы, и цена на один фут кабеля будет зависеть от цен на медь на рынке наличного товара. Покупка меди сегодня — это простая ставка на повышение цен. В период инфляции, возможно, это выигрышная стратегия — но есть два предостережения.
Товарные запасы должны быть профинансированы. Поставщик меди хочет, чтобы ему заплатили прямо сейчас, а не через 60 дней, когда медь превратится в кабель. В период инфляции мы видели, что процентные расходы растут. Банковские ссуды, необходимые для того, чтобы оплатить медь (или потерянный процентный доход, если у нас не останется лишних денег для инвестиций), дорого будут вам стоить. Более того, текущие расходы на товарные запасы, включая хранение, налоги и страховку (для таких материалов как медь нет риска физической порчи, но для многих других товаров он есть, например, для муки) должны быть учтены в этом уравнении. Когда стоимость денег и расходы на хранение суммируются, какова вероятность того, что вы сможете действительно сэкономить значительные суммы? Если вы предполагаете, что поставщик меди такой же проницательный, как вы, насколько вероятно, что цены на медь сегодня не отражают ожидания рынка относительно будущих цен?