I. Порядок выполнения расчетов

Федеральное агентство по образованию

Ухтинский государственный технический университет

Финансы предприятий

Методические указания

По выполнению контрольной работы на тему

«Финансовый план предприятия»

Ухта 2007

ББК 65.590-93Я7

К72

Костецкая, М.П. Финансы предприятий [Текст]:метод. указания по выполнению контрольной работы на тему «Финансовый план предприятия»/М.П. Костецкая. - Ухта: УГТУ, 2007.- 15 с.

Методические указания предназначены для студентов III - V курса дневной и безотрывной форм обучения специальности 080105 «Финансы и кредит». Они содержат рекомендации по выполнению студентами контрольной работы по теме «Финансовый план предприятия».

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры ФК и БУ (протокол №5 от 15.02.07г.) и рекомендовано к публикации.

Рецензент: к.э.н., доцент Назарова И.Г.

Редактор: к.э.н., доцент Плюснина О.В.

В методических указаниях учтены предложения рецензента и редактора.

План 2007г., позиция 208.

Подписано в печать 06.04.2007. Компьютерный набор.

Объем 15 с. Тираж 70 экз. Заказ № 209.

I. Порядок выполнения расчетов - student2.ru I. Порядок выполнения расчетов - student2.ru С Ухтинский государственный технический университет, 2007

169300 г. Ухта, Первомайская, 13.

Отдел оперативной полиграфии УГТУ.

169300 г. Ухта, Октябрьская, 13.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………………4

I. Порядок выполнения расчетов ……………………………………………………………5

II. Материалы (приложения) для выполнения контрольной работы ……………………..10

III. Список использованной литературы ……………………………………………………15

Введение

Финансовое обеспечение хозяйственной деятельности предприятия осуще­ствляется на основе финансового плана, который дает возможность определять источники и объемы финансовых ресурсов исходя из планируемых параметров производства, сбыта, экономического и социального развития. В то же время планируемые объемы финансовых ресурсов позволяют соизмерять намеченные в планах экономического и социального развития затраты с реальными возможно­стями и ориентировать на обеспечение материально-финансовой сбалансирован­ности.

Все звенья финансовой системы имеют финансовые планы. Однако в силу специфики производства их состав в различных отраслях различен. Наиболее распространенной формой финансового плана, применяемой в сфере материаль­ного производства, является баланс доходов и расходов.

Назначением контрольной работы является составление годового финансо­вого плана — баланса доходов и расходов.

В процессе выполнения контрольной работы (КР) необходимо рассчитать основные статьи доходов и поступлений, расчетов и отчислений, уяснить их эко­номическое содержание и методику планирования.

Работа выполняется аккуратно в тетради, в целых числах без десятичных знаков. После каждой таблицы приводятся расчеты. На каждой странице должны быть оставлены поля для замечаний рецензента.

Задания к контрольной работе составлены в 5 вариантах.

Номер варианта выполняемой контрольной работы Отрасль
первый второй третий четвертый пятый   промышленность услуги торговля промышленность торговля  

Методические указания включают:

I. Порядок выполнения расчетов.

II. Материалы (приложения) для выполнения контрольной работы.

III. Список использованной литературы.

I. Порядок выполнения расчетов

1. Рассчитать годовую смету затрат на производство продукции (издержки обращения для вариантов 3, 5). Исходные данные для расчетов представлены в Приложении 1.

Плановая смета затрат составляется по пяти экономическим элементам затрат, хотя в некоторых отраслях приняты смешанные сметы, т.е. и по экономическим элементам, и по калькуляционным статьям затрат.

Смета затрат по экономическим элементам едина для всех отраслей и имеет следующий вид (табл. 1).

Таблица 1

Смета затрат по экономическим элементам, тыс. руб

    Экономические элементы   Методика расчета  
1 2
1.   Материальные затраты (на сырьё, топли­во, По данным Приложения 1.  
    эл.-энергию, материалы и другие      
материальные ресурсы)      
2.   Расходы на оплату труда, включая премию Рассчитываются в зависимости от количества
        (5) МРОТ, установленных законодатель­ством  
        и среднесписочной численности работающих­  
3.   Отчисления на социальные нужды, в т.ч.:     В установленном % от стр. 2  
    - в Пенсионный фонд   20,0  
    - в фонд социального страхования   2,9  
    - на обязательное медицинское страхование     3,1  
    - на обязательное социальное страхование % (приложение 1, стр. 11)  
    от несчастного случая      
4.   Амортизационные отчисления   По установленной норме амортизации (%)  
        от среднегодовой стоимости основных фондов (Прил.1)  
5.   Итого (сумма строк (1+2+3+4))      
6.   Прочие расходы (компл. элемент)   30 % от стр.5  
Выделить в т.ч.:      
    - ремонтный фонд   2% от суммы начисленных амортизационных­ отчислений  
    - налог на имущество организаций   2,2 % от стоимости основных фондов за минусом износа  
7.   Итого затрат на производство   Сумма строк (5+6)  
8.   Коммерческие и управленческие расходы   (Прил.1)  
9.   Итого полная себестоимость   Сумма строк (7+8)  
    Для варианта 2      
10.   Прибыль   20 % от стр. 9  
11.   Итого затрат с учетом прибыли   Сумма строк (9+10)  
12.   Налог на добавленную стоимость   18 % от стр. 11  
13.   Выручка от реализации товарной продукции   Сумма строк (11+12)  

Статья 6 «Прочие расходы» включает в себя множество затрат, не вошед­ших в предшествующие элементы. Сюда относятся административно-управленческие, хозяйственные расходы, налоги, отчисления в ремонтный фонд, расходы по аренде и другие расходы, отражающие специфические особенности предприятий.

2. Определить объем реализуемой товарной продукции или доходы от реа­лизации услуг (товаров), рассчитать прибыль от реализации. Для вариантов с промышленными предприятиями (1,4) следует иметь ввиду, что остатки готовой продукции на начало года берутся из Приложения 2, строка 1, а на конец - рассчиты­ваются на основе нормы запаса в днях (Прил. 2, стр. 5) и однодневного выпуска товарной продукции в отпускных (договорных) ценах и по себестоимости, опре­деляемых на основе данных сметы затрат.

Для предприятий, реализующих услуги и товары потребителям, такие рас­четы делать не надо, т. к. они не являются производителями вещественной про­дукции. По вариантам 3, 5 (предприятия торговли) рассчитывают торговую на­ценку, прибыль и товарооборот на основе Приложения 3. При расчете следует учесть, что объем товарооборота равен сумме всех реализуемых товаров плюс наценка.

Для предприятий, оказывающих услуги (вариант 2), расчет производить на основании данных таблицы 1.

3. Рассчитать прибыль на основании данных Приложений 1,2, 3. Расчет прибыли одинаков для всех вариантов.

4. Рассчитать минимальную потребность предприятия в оборотных средст­вах (норматив ОБС), покрываемую из собственных источников, прирост норма­тива на конец года и источники его финансирования. Расчет делается на основе Приложения 4.

Потребность в оборотных средствах на конец года определяется для средств, вложенных в производственные запасы (сырьё и материалы), незавер­шенное производство, готовую продукцию, расходы будущих периодов.

Потребность в ОБС по производственным запасам определяется путем ум­ножения однодневного их расхода на норму запаса в днях. Норма запаса приве­дена в Приложении 4, п. 1. Затраты нормируемых производственных запасов, не­обходимые для расчета однодневного расхода, приведены в таблице 1, стр. 1 (для предприятий торговли это еще и данные Приложения 3 (стр. 1+стр. 2)); количе­ство дней для расчета 360.

Потребность в ОБС по незавершенному производству и готовой продукции определяется умножением однодневного выпуска продукции по производствен­ной себестоимости (табл. 1, стр.7:360) на норму в днях (Прил. 4, стр.2, 4).

Потребность в ОБС по статье «Расходы будущих периодов» определяется исходя из суммы норматива на начало года и его роста (+) или уменьшения (-) в планируемом году.

Источниками финансирования прироста норматива ОБС в нашем расчете будут:

а) прирост устойчивых пассивов (нормальной, постоянной задолженности предприятия по заработной плате и отчислениям на социальные нужды);

б) в недостающей сумме фонд накопления предприятия.

Расчет устойчивых пассивов

а) По статье «Задолженность по заработной плате» сумма устойчивых пас­сивов определяется по формуле:

Ф х Д

М = ----------

где: М - задолженность по заработной плате;

Ф - расходы на оплату труда планируемого года;

Д - количество дней разрыва между сроком выплаты заработной платы за вторую половину месяца и ее начислением.

Для расчета принимаем, что выдача заработной платы производится 7 числа следующего месяца.

б) Итог по статье «Отчисления на социальные нужды» планируется исходя из задолженности по зарплате и установленного процента отчислений во вне­бюджетные фонды (26,0 % + % на обязательное социальное страхование от не­счастного случая).

Результаты расчета представить в виде таблицы 2, в руб.

Таблица 2

Расчет прироста оборотных средств

Наименование нормируемых ОБС   Норматив на начало планируе­мого года, руб.   Норматив ОБС на планируемый год   Прирост норма­тива (гр.5- гр.2), руб.  
Затраты в день, руб.   Норма запаса, дни   Норматив на конец года, руб.  
1 2 3 4 5 6
1. Производственные запа­сы                      
2. Незавершенное произ­водство                      
3. Расходы будущих пе­риодов                      
4. Готовая продукция                      
Итого (руб.) Итого (тыс. руб.)                    
Источники покрытия прироста собственных обо­ротных средств (тыс. руб.): а) Прирост устойчивых пассивов                      
б) Фонд накопления                      

5. Составить распределение прибыли по предварительно выполненным рас­четам и исчисленному налогу на прибыль. Рассчитать чистую прибыль, остающуюся в распоряжении пред­приятия и направляемую на формирование фондов потребления и накопления.

Формирование прибыли и ее направление представить в виде таблицы 3.

Таблица 3

Формирование прибыли и направление ее использования, тыс. руб.

№   Показатели   Сумма  
1.   Прибыль от реализации продукции (работ, услуг).      
2.   Прочая прибыль (Прил. 1, стр.12)      
3.   Прибыль до налогообложения (стр.1+стр2)      
4.   Направление использования:      
    а) налог на прибыль 24% от стр. 3);      
    б) чистая прибыль (стр.(3-4а)),      
    в т.ч.: фонд потребления 30 %,      
    фонд накопления 70 %      
    (при необходимости перераспределить)      

6. Составить план технического развития (баланс капитальных вложений). Он состоит из двух частей: первая - затраты на различные направления технического развития предприятия; вторая - источники финансирования соответст­вующих затрат (они покрывают все затраты и определяются на основе условий вариантов). В недостающей части покрываются средствами фонда накопления.

Исходные данные для расчетов и форма баланса капитальных вложений да­ны в Приложении 5.

7. Определить плановые размеры фондов накопления и потребления на ос­нове исходных данных об источниках их образования и направлениях их исполь­зования (Прил. 7, 8,).

8. На основании выполненных расчетов по отдельным статьям доходов и расходов составить шахматную (проверочную) таблицу к финплану (Прил. 9). Ее назначение состоит в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить их по направлениям расходов, а также сба­лансировать доходы и расходы. На покрытие расходов в первую очередь направ­ляются собственные доходы с учетом их целевого использования и очередности направления по статьям затрат. Например, прибыль, прежде всего, направляется на покрытие платежей в бюджет, в оставшейся части это чистая прибыль пред­приятия, которая направляется в фонд накопления и потребления. Прирост ус­тойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на финансирование прироста норматива собственных оборотных средств (СОС), а в оставшейся час­ти на другие расходы по смете фонда накопления. При недостатке СОС расходы могут покрываться кредитами банков или другими заемными ресурсами.

Составление шахматной таблицы начинается с заполнения итоговых граф по доходам и расходам. После этого выполняется балансировка на уровне от­дельных статей доходов и расходов предприятия, и проверяются ее результаты. Последнее предполагает равенство итогов по каждой статье затрат в сумме ис­точников ее финансирования; в свою очередь итог по каждой статье доходов должен быть равен сумме затрат средств. Например, выручка от реализации про­дукции с НДС равна сумме затрат на производство и реализацию продукции, НДС и прибыли от реализации.

Аналогичным образом должна быть произведена проверка по всем другим статьям доходов и расходов предприятия. В конечном итоге общая сумма источ­ников финансирования средств должна быть равна итогу затрат предприятия в планируемом году.

9. По данным шахматной таблицы составить финансовый план предприятия (баланс расходов и доходов), таблица 4. Финплан считается правильно состав­ленным, если итог раздела I равен сумме данных разделов (II + Ш).

Таблица 4

Финплан (баланс доходов и расходов), тыс. руб.

I. Доходы и поступления средств

1. Выручка от реализации (с НДС), (для вариантов 3,5- торговая наценка) в т.ч.

- НДС

- прибыль

2. Прочая прибыль

3. Ремонтный фонд

4. Прирост устойчивых пассивов

5. Амортизация

6. Ассигнования из бюджета

7. Средства спонсоров

8. Мобилизация (+), иммобилизация (-) ОБС

9. Налоги за счет себестоимости

10. Прочие источники (расшифровать)

Итого

II. Расходы

1. Затраты на производство и реализацию продукции (издержки обращения для

вариантов 3,5)

2. Затраты на ремонт

3. Фонд накопления

4. Фонд потребления (без ФОТ)

Итого

III. Поступления в бюджет и внебюджетные фонды

1. Налог на прибыль

2. Налог на добавленную стоимость

3. Отчисления на социальные нужды

4. Прочие налоги, отчисляемые в бюджет за счет себестоимости

Итого

Итого разделы II + III

10. Рассчитать показатели рентабельности:

а) рентабельность продаж—отношение прибыли к выручке от реа­лизации;

б) рентабельность всего капитала – отношение прибыли к стоимо­сти активов предприятия (основных и оборотных средств).

11. Рассчитать способность предприятия к самофинансированию как от­ношение прибыли, остающейся у предприятия, к общей прибыли.

12. По результатам произведенных расчетов дать оценку составленному финплану и сделать выводы об обеспеченности предприятия финансовыми ре­сурсами, структуре их формирования и необходимости привлечения кредитных ресурсов для инвестиций.

Наши рекомендации