Понятие и правовые основы образования целевых бюджетных и внебюджетных фондов

Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Методология планирования и порядок их финансирования

Основные методы планирования бюджетных расходов.

Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач.

Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений.

35. Расходы бюджета на социальную сферу: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, искусство.

Перераспределение доходов с целью достижения большей социальной справедливости, защиты малоимущих граждан является одной из задач государства. Основным инструментом выравнивания доходов является система социальных трансфертов. Трансферты направляются на поддержку тех слоев населения, которые оказываются исключенным из рыночного процесса распределения доходов и не могут самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни. Речь идет о полностью или частично нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных социально-незащищенных категориях населения. Помимо этого, целью трансфертов может быть поддержка тех, кто имеет особые заслуги перед обществом (ветераны войн, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, люди, отмеченные за особые трудовые достижения), и поощрение общественно-желательного поведения (например, стимулирование рождаемости). Масштабы перераспределительных программ различаются по странам. Они зависят от предпочтений общества в пользу выравнивания доходов, приоритетов государственной политики, накопленных социальных обязательств, уровня экономического развития страны. Основным фактором, определяющим уровень социальных расходов при условии, что страна достигла определенного уровня развития, является политический выбор. Основные виды трансфертных платежей: 1. Денежные выплаты. К ним относятся пенсии и пособия, стипендии, субсидии на осуществление определенных целевых расходов, компенсации (возмещение гражданам произведенных ими расходов) и др. 2. Натуральная помощь. Оказывается в форме бесплатных (льготных) благ и услуг для всего населения или отдельных категорий. Формами натуральной помощи являются бесплатные услуги образовательных и лечебных учреждений, льготы на проезд в общественном транспорте, на приобретение лекарств и др. 3. Финансирование производителей. Государство может предоставлять субсидии или льготы для коммерческих организаций, которые производят социально-значимые блага и услуги.

36. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды: сущность и предназначение.

Целевой бюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, который образуется в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используется по отдельной смете.

В соответствии с БК средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов учитываются обособленно в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации. Доходы распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ - одно из звеньев финансовой системы РФ; разновидность целевых государственных и местных фондов денежных средств. Делятся на социальные и экономические. К числу социальных относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, созданные в целях: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д. К экономическим относятся: дорожные фонды, Фонд развития таможенной системы РФ. Кроме того, существуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, образующиеся при федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, координирующих деятельность по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Понятие и правовые основы образования целевых бюджетных и внебюджетных фондов

Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

Внебюджетные фонды — одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Необходимость образования государственных внебюджетных фондов заключается в следующем: создание государственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего, для более эффективного использования финансовых ресурсов, а также для успешного решения социальной политики.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации нашли отражение общие принципы, правовой статус и назначение государственных внебюджетных фондов, суть которых состоит в следующем: государственные внебюджетные фонды образуются на основании соответствующих актов органов государственной власти. Внебюджетные фонды имеют обособленные бюджеты и источники формирования доходов.

Целевой бюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целе­вых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступле­ний и используемый по отдельной смете.

Средства бюджетных фондов имеют определенные цели рас­ходования и не могут быть использованы на цели, не соответ­ствующие назначению целевого фонда.

Целевые бюджетные фонды являются составной частью со­ответствующего бюджета, поэтому определение порядка их фор­мирования и использования относится к бюджетной компетен­ции Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Основы правового режима целевых бюджетных фондов установлены БК РФ. Применительно к муниципальным целевым фондам нормы Кодекса дополняют нормы Федераль­ного закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Конкретизируется перечень целевых бюджетных фондов, порядок их формирования и распределе­ния ежегодными законами о федеральном бюджете, законами субъектов РФ о региональных бюджетах и решениями местных органов самоуправления о муниципальных бюджетах.

Финансово-правовой статус целевого бюджетного фонда оформляется отдельной сметой, разрабатываемой, утверждае­мой и исполняемой в порядке общего бюджетного процесса.

Наши рекомендации