Основные требования к оформлению БП

В БП материал должен быть четко скомпонован в соответствии с содержанием и последовательностью рассмотрения, должны быть необходимые приложения.

На титульном листе указываются: наименование проекта, место подготовки плана, авторы проекта, название, адрес и телефоны организации, имена и адреса учредителей, сроки реализации проекта. Титульный лист должен выглядеть эффектно, чтобы привлекать внимание, но не быть перегруженным информацией.

Резюме необходимо, чтобы побуждать интерес к проекту. Как правило, по объему 1-2 страницы. При составлении резюме нередко прибегают к неординарным способам изложения, чтобы привлечь внимание инвесторов.

Оглавление – помогает соориентироваться в сути изложенного предложения. В нем нужно последовательно назвать основные разделы бизнес-плана и точно указать страницы, на которых они расположены. Терминалогия должна соответствовать области бизнес-планирования.

Структурные разделы надо отредактировать, добиваясь максимальной четкости, полноты и ясности изложения материала. Можно прибегнуть к услугам сторонних специалистов.

Приложения должны подтверждать исходные и другие данные, используемые в БП, предоставлять потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные сведения об организации, товарах, услугах. Приложения содержат финансово-экономические расчеты, раскрывают способы оценки рынка, условия и гарантии возврата займа, подтверждая значимость и эффективность проекта. Отражение данной информации в приложениях избавляет основные разделы БП от второстепенных данных.

Рекомендуемый оптимальный объем БП – 20-40 страниц – ознакомление с деятельностью организации не должно отнимать много времени у стороннего пользователя.

Типология бизнес-планов и области их применения

Типология БП-ия:

1. БП – заявки на кредит – разрабатывается с целью получения на коммерческой основе заемных средств от организаций кредитора;

2. БП инвестиционного проекта – документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта и приводятся основные его характеристики;

3. БП вновь создаваемой организации - обоснование необходимыми расчетами экономической эффективности создания и функционирования новой организации;

4. БП развития на год – детальный финансово-экономической программой хозяйственной деятельности организации;

5. БП финансового оздоровления – разрабатывается убыточными организациями (приказ мин.торга РБ от 14.12.2006г. № 158) и включают комплекс мероприятий по выходу организации из кризисного состояния;

6. БП структурного подразделения – изложение высшему руководству организации плана своей деятельности;

7. БП заявки на гранд – составляется с целью получения финансовых средств из гос. Бюджета, внебюджетных фондов или благотворительных для решение соц-экономических и научных проблем. Сопровождается обоснованием прямы и косвенных экономических, социальных, научно-технических преимуществ для общества, в результате выделения средств от данных фондов.

8. БП развития региона – обоснование перспектив его соц-экономического развития и объемов финансирования соответствующих программ для органов, наделенными бюджетными полномочиями.

9. БП развития НЭ – составляется в масштабах всей экономики.

Области применения БП:

 Разработка и реализация плана роста объема производства и реализации;

 Разработка и реализация мероприятий по повышению к/сп-ти реализуемого товара;

 Разработка стратегии увеличения собственной доли на рынке;

 Обоснование новой, более современной структуры управления;

 Разработка и реализация инвестиционных проектов

 Организация осуществления с иностранными организациями мероприятий;

 Подготовка, осуществление операций по лизингу;

 Обоснование предложений по приватизации частных предприятий;

 Перепрофилирование существующей организации;

 Обоснование проспектов эмиссии ценных бумаг приватизируемых и частных организаций;

 Открытие нового предпринимательского дела, определение профиля будущего организации.

Общие требования к структуре и содержанию бизнес-плана

При использовании любых модификаций структур важно соблюдать проверенные требования:

1. количество разделов должно быть таким, каким требует специфика отрасли и сферы бизнеса в рамках достижения поставленных целей и выполнения задач.

2. Независимо от типа БП, в нем должны быть представлены ключевые разделы, идея, анализ рынка, характеристика товаров и услуг, маркетинг, финансы и риски.

3. Лаконичность и ясность структуры разделов, дает возможность быстро сориентироваться и легко найти интересующую информацию.

4. Логичность структуры – последовательность разделов должна раскрывать основную концепцию и логику БП.

Профессионально подготовленный БП характеризуется как:

• эффективный, т.е. содержит все, что необходимо потенциальному пользователю для принятия соответствующих решений (не больше не меньше).

• системный, т.е. содержит единую целостную концепцию бизнеса, цели и стратегию ее достижения, которые раскрываются в системы взаимоувязанных разделов

• обоснованный, т.е. содержит показатели, расчеты, аргументированные, непротиворечивые, согласованные и совместимые.

• релевантный, т.е. содержит существенную, значимую для принятия решений информацию, адекватную целям и задачам БП.

• структурированный и логичный, т.е. имеет четкую логичную структуру основных разделов.

• доступный для понимания, т.е. написан ясно, четко, по существу.

• презентабельный, т.е. предоставляет содержательную информацию по-деловому, оптимистично, без приукрашивания.

Методически аспект БП-ия в отечественной практике представлен в комплекте нормативных документов по БП-ию.

Важнейшее преимущество структуры БП состоит:

1. в логической последовательности всех его разделов

2. постепенно переходящей глобальной информации в водно-аналитических разделов к конкретно обоснованной в производственно-финансовом блоке БП

3. от избранного стратегического курса к тактическим мероприятиям по его реализации.

Назначение и содержание резюме бизнес-плана

Резюме – это краткое изложение основных положений предполагаемого плана.

Цель резюме – вызвать интерес пользователей бизнес-плана, представить его основы и побудить заинтересованное лицо прочитать его до конца.

Содержание резюме:

1.определение идеи, цели проекта, характеристика сути проекта

Цель – концентрированное выражение будущего желаемого состояния организации, мотивом поведения и действий ее работника.

Цели организации в зависимости от особенностей вида деятельности могут быть определены в бизнес-плане следующим образом:

-предоставление необходимых, отвечающих потребности сегмента рынка товаров и услуг

-достижение передовых позиций в отрасли и на рынке (мы относительно конкурентов)

-увеличение доли рынка на конкретную величину (в %)

-сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов

-выход на новый рынок сбыта к конкретно указанному времени

-снижение затрат на конкретную величину

-освоение конкретного нового рынка

2.стратегия и тактика достижения поставленных целей

Дается характеристика вида торговой деятельности сегмента рынка, на котором функционирует либо предполагает выйти организация, подчеркиваются преимущества организации перед конкурентами с т. з. новых технологий, уникальных характеристик, торговых секретов, стратегий и т.д. Дается точное описание, каким образом и на каком временном интервале будут использованы стратегии выхода организации на новый рынок.

3.квалификация кадров

По данной позиции необходимо акцентировать внимание на квалификационный уровень, личные способности, достижения, опыт работы руководителя и его команды.

4.ключевые экономические и финансовые показатели

-прогнозируемый объем спроса и продаж товаров

-планируемая величина себестоимости (затрат) продукции, товаров

-ожидаемая величина чистой прибыли

-уровень доходности и окупаемости проекта

Для возможных инвесторов привести:

-оценку потребностей в финансировании,

-срок, в течение которого организация способна гарантированно вернуть кредит,

-форма гарантии и отдача отложенного капитала,

-основные ключевые факторы успеха, которые обеспечат достижение поставленной цели

Резюме должно быть кратким: 2-4 страницы.

Наши рекомендации