Источники формирования оборотных средств. Чистый (собственный) оборотный капитал, его влияние на уровень риска и доходность предприятия.

Оборотные средства - это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения, которые обеспечивают непрерывность процесса производства и продажи продукции.

Одним из важнейших принципов организации оборотных средств является деление их по источникам формирования. Все источники финансирования оборотных средств подразделяются на собственные и приравненные к ним средства, заемные, при­влеченные и прочие источники.

1.Оборотные средства, сформированные за счет собственных источников в большинстве отраслей промышленности являются основой хоз. деят-ти предпр. 2.Формирование оборотных средств происходит в момент организации предприятия, когда создается его уставный фонд. Источником формирования в этом случае служат инвестицион­ные средства учредителей предприятия.

3. Для сокращения общей потребности предприятия в оборотных средствах, а также стимулирования их эффективного использования целесообразно привлечение заемных средств.

4. Привлеченные источники - это ценные бумаги, ресурсы вышестоящих организаций, ассигнования из бюджета.

5. Следует также выделить прочие источники формирования оборотных средств, к которым относятся средства предприятия, временно не используемые по целевому назначению (фонды, резервы и др.).

Кроме того, в обороте предпр. постоянно находятся средства, которые приравнены к собственным, так называемые устойчивые пассивы.

6. Устойчивые пассивы не принадлежат предпр. и организациям, но поскольку наличие таких средств носит устойчивый характер, они приравниваются к собственным. К ним относятся: min, переходящая из месяца в месяц, задолженность по оплате труда работникам предпр., резервы на покрытие предстоящих расходов; min, переходящая задолженность перед бюд­жетом и внебюджетными фондами, средства кредиторов, полученные в качестве предоплаты за прод. (товары, работы, услуги), средства покупателей по залогам за возвратную тару, переходящие остатки фонда потребления, задолженность по некоторым видам налогов и др.

Использование собственных или заемных средств определяет коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Собственный об капитал / Собств и заемный об капитал)

ЧИСТЫЙ ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ - текущие активы компании за вычетом сумм по текущим обязательствам. Определяется сопоставлением оборотного капитала (текущих активов, мобильных средств) и текущих (краткосрочных) обязательств.

Оборотные средства имеют особенность: они быстро оборачиваются в течении операционного цикла. Размеры текущих активов определяются потребностями сферы деятельности. Поэтому выделяют:

а) постоянная часть – характеризует необходимый min средств для поддержания бесперебойной деятельности предприятия.

б) варьирующуюся (переменную) часть – наличие производственных активов в какие-либо пиковые этапы, связано с отклонениями от нормального хода производства.

Чистый оборотный капитал и постоянная и переменные части оборотного капитала необходимы, чтобы определить какими источниками финансирования следует покрывать потребность, в их постоянной и переменной части и к каким последствиям приводит недостаток чистого оборотного капитала.

Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности. Недостаток оборотного капитала свидетельствует о неспособности предприятия своевременно погасить краткосрочные обязательства. Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов предприятия. Например: выпуск акций или получение кредитов сверх реальной потребности.

15. Затраты предприятия. Укрупнённая структура затрат. Затраты и издержки производства. Экономические, бухгалтерские издержки. Полная себестоимость продукции.

Затраты организации – это величина ресурсов, использованных в определенных целях, выраженная в деньгах.

1)затраты определяются количественным и качественным использованием ресурсов, т.е. отражают, сколько и каких ресурсов было использовано;

2) величина использованных ресурсов представлена в денежном выражении;

3) определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами (производством продукции, функционированием отдела или другим видом деятельности).

Формально под укрупненным учетом затрат понимается ситуация, когда в составе одной номенклатурной группы содержится более одной номенклатурной позиции. Степень укрупнения учета затрат – это задача выбора оптимального способа учета затрат.

Затраты на производство – это затраты, обоснованные условиями производства и направленные на создание полезных ценностей или оказание услуг путем потребления материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Затраты организации можно разделить на две большие группы:

-затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции (работ или услуг) и зависящие от степени загрузки производственных мощностей (чисто производственные затраты);

-затраты на организацию и подготовку производства.

В отечественной практике управления затратами существует следующая классификация:

1. по экономическим элементам; (материальные затраты, затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизацию основных фондов; прочие затраты;

2. по виду производства - основные и вспомогательные;

3. по виду продукции - отдельные изделия, группы однородных изделий, заказ, передел, работы, услуги;

4. по виду расходов - статьи калькуляции (для калькулирования себестоимости продукции и организации аналитического учета, и элементы затрат (для составления проектной сметы затрат и учета затрат на производство);

5. по месту возникновения затрат - участок, цех, производство, хозрасчетная бригада).

Калькуляционной статьей принято называть определенный вид затрат, образующий себестоимость как отдельных видов, так и всей продукции в целом.

Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет определять назначение расходов и их роль, организовать контроль над расходами, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства. На основании этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции. Итог всех 13 статей (статьи калькуляции) образуют полную себестоимость.

Себестоимость продукции включает различные виды затрат, зависящих и не зависящих от работы данного предприятия, вытекающих из характера данного производства и не связанных с ним непосредственно.

Себестоимость продукции - это затраты предприятия на производство и сбыт продукции.

Полная себестоимость товарной продукции =Производственные расходы + Внепроизводственные (коммерческие) расходы.

Издержки производства - затраты на производство продукции

Издержки производства можно рассматривать с двух сторон: 1)Бухгалтерские (явные) - затраты на материальное оборудование . на рабочую силу 2) Эконом. сторона - суть её в концепции издержек упущенных возможностей: запасы ресурсов ограничены, имеются несколько возможностей для применения ресурсов. Используя ресурсы в одном варианте мы отказываемся от доходов которые бы принесло использование ресурсов в другом варианте. Величина издержек упущенных возможностей - денежная выручка от наиболее выгодных из всех альтернативных способов использования ресурсов. Издержки упущенных возможностей - сумма явных и неявных издержек.

Неявные издержки – стоимость затраченных ресурсов, которые являются собственностью фирмы (Арендная плата . вложенный капитал . от оплаты труда предпр.)

Явные (бух) издержки - включают в себя постоянные и переменные издержки.

Постоянные издержки - не зависят от производства объема продукции и должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия (рентные платежи, оплата по облигациям, амортизация зданий и сооружений, страховые взносы, жалование специалистам фирмы и т.д )

Переменные издержки - зависят от количества производственной продукции (затраты на сырьё, материалы, энергию .з/п рабочим, транспорт и т.д )

Предельные издержки - издержки на пр-во каждой дополнительной ед. продукции относительно фактического объема пр-ва

16. Переменные и постоянные расходы предприятия, их динамика, оценка с позиции неопределённости и риска.

В зависимости от объема производства продукции затраты делятся на переменные и постоянные.

Переменные - изменяются прямо пропорционально изменению объема производства: все прямые материальные затраты, основная заработная плата производственных рабочих, затраты на инструмент и двигательную энергию и т.п.Переменные затраты изменяются в целом прямо пропорционально объему производства продукции.

Постоянные - расходы, которые при изменении объема производства не меняются или меняются незначительно. К ним относятся: амортизация, заработная плата вспомогательных рабочих и административно-управленческого персонала. Изменение объема производства не оказывает никакого влияния на размер этих затрат. Однако в перерасчете на единицу продукции эти затраты изменяются обратно пропорционально

К постоянным общепроизводственным расходам относятся расходы на обслуживание и управление производством, которые остаются неизменными (или почти неизменными) при изменении объема деятельности. Постоянные общепроизводственные расходы распределяются на каждый объект расходов с использованием базы распределения (часов труда, заработной платы, объема деятельности, прямых расходов и тому подобное) при нормальной мощности. Нераспределенные постоянные общепроизводственные расходы включаются в состав себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) в периоде их возникновения. Общая сумма распределенных и нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов не может превышать их фактическую величину.

К переменным общепроизводственным расходам относятся расходы на обслуживание и управление производством (цехов, участков), которые меняются прямо (или почти прямо) пропорционально к изменению объема деятельности. Переменные общепроизводственные расходы распределяются на каждый объект расходов с использованием базы распределения (часов труда, заработной платы, объема деятельности, прямых расходов и тому подобное), исходя из фактической мощности отчетного периода.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции. Смета затрат. Финансовые методы управления расходами.

Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Предприятия производят также затраты по реализации (сбыту) продукции, т.е. осуществляют внепроизводственные, или коммерческие расходы (на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и др.).

Вследствие того, что процесс производства совершается в определенной технологической последовательности, когда непрерывно проходят стадии приобретения сырья и подготовки его в производству – превращение сырья в полуфабрикаты, затем в незавершенное производство и наконец в готовую продукцию, потребность в средствах на покрытие производственных расходов на каждой из этих стадий возникает у предприятия одновременно.

В результате непрерывности процесса производства средства, вложенные в эти затраты, переходят из одной стадии в другую, совершают кругооборот. После завершения кругооборота они, как правило, полностью возмещаются предприятию из выручки от реализации продукции. Следовательно, они не расходуются безвозвратно, а лишь авансируются, постоянно находясь в обороте предприятия.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции важно, прежде всего, для определения оптимальной ценовой политики предприятия. Необходимым условием при этом является раздельное планирование переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичного размера производственных запасов.

Смета затрат предприятия на выполнение заказа служит расчетной основой цены произведеннойпродукции и определяет верхний предел себестоимости производства товара. Смета затрат отражает расход материальных и денежных средств предприятия вне зависимости от их целевого назначения и места (объекта) расходования по экономическим элементам затрат: сырье и основные материалы (за вычетом отходов); покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты; вспомогательные материалы; топливо и энергия; з/посновного персонала; отчисления на государственное социальное страхование; амортизация основных производственных фондов; прочие расходы.

В управлении затратами крупных предприятий могут найти применение различные методы. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. В связи с этим рассмотрим возможности методов управления затратами и условия их применения.

Директ-костинг - Постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли

Абзорпшн-костинг - В себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и накладные)

Стандарт-кост - Для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно

Метод ABC - Деятельность предприятия рассматривается в виде процессов или рабочих операций. Сумма затрат предприятия в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности соответствующих процессов и операций

Таргет-костинг - На основании заданной цены реализации изделия и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия.

Кайзен-костинг - Предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение, обеспечивает целевую себестоимость в процессе производства продукции, используется преимущественно в оперативном управлении затратами и контроле за их уровнем

CVP-анализ (анализ точки безубыточности) - Основывается на сопоставлении трех величин: затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли, соотношение которых позволяет определить выручку от реализации (объем реализации), которая при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечит безубыточность деятельности или планируемый финансовый результат

Бенчмаркинг затрат - Предполагает сравнение состояния управления затратами на предприятии с предприятиями-лидерами для дальнейшего принятия решений в области управления затратами

Кост-киллинг - Направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития.

LCC-анализ - Затраты определяются на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляются с соответствующими доходами.

Метод VCC - Рассматривает цепочку потребительской стоимости, в частности, предусматривает анализ затрат, находящихся вне сферы прямого воздействия предприятия.

18. Выручка от реализации продукции, основные направления её формирования, методы отражения.

Выручка от реализации продукции — это количественный показатель, характеризующий объем продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Использование выручки характеризует начальную стадию распределительных процессов. Из полученной выручки хозяйствующий субъект возмещает материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и другие предметы труда.

Дальнейшее распределение выручки связано с формированием амортизационных отчислений как источника воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Оставшаяся часть выручки представляет собой валовой доход или вновь созданную стоимость, которая направляется на выплату заработной платы и формирование чистого дохода хозяйствующего субъекта. Часть чистого дохода учитывается в себестоимости продукции в виде отчислений на социальные нужды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования), налогов и сборов, отчислений в специальные внебюджетные фонды. Оставшаяся часть представляет собой прибыль предприятия.

Поступление выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) свидетельствует о завершении кругооборота средств. До поступления выручки издержки производства и обращения финансируются за счет оборотных средств.

Результат кругооборота вложенных в производство (работ, услуг) средств — возмещение затраченных средств и формирование собственных источников финансирования простого и расширенного воспроизводства: амортизационных отчислений и прибыли.

Законодательно закреплены два метода отражения выручки от реализации продукции:

1. по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению контрагенту расчетных документов. Данный метод называется методом начисления.

2. по мере оплаты, т.е. по фактическому поступлению средств на денежные счета предприятия. Это кассовый метод отражения выручки.

Между этими методами имеется существенная разница.

Моментом образованием выручки считается дата отгрузки, т.е. поступление денежных средств предприятию за отгруженную продукцию не является фактором определения выручки. В основе этого метода лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар.

Несмотря на то, что законодательством допускается использование обоих методов учета выручки, в зависимости от собственного выбора предприятия, использование первого способа в условиях нестабильной экономики может повлечь большие трудности, т.к. при несвоевременном поступлении денег от плательщика, предприятие может иметь серьезные финансовые проблемы, связанные с невозможностью своевременной оплаты налогов, срывом расчетов с другими предприятиями, с возникновением цепочки собственных неплатежей и т.д.

Кассовый метод - определение выручки по фактическому поступлению средств на денежные счета предприятия - вправе использовать малые предприятия. Моментом образования выручки для целей налогообложения считается дата поступления средств на счета предприятия. Такой порядок учета позволяет производить своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так как под начисленные налоги и платежи имеется реальный денежный источник. При авансовых расчетах за отгруженную продукцию общий размер денежных средств не совпадает с фактической реализацией, так как деньги поступили на основе предоплаты, а продукция может быть не только не отгружена, но даже и не произведена.

Реализацией продукции и поступлением выручки на денежные счета предприятия завершается последняя стадия кругооборота средств предприятия, в которой товарная стоимость вновь превращается в денежную.

Планирование и использование выручки от реализации, методы, факторы

В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки на предстоящий год, квартал и оперативно.

Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подтверждено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия. В такой ситуации более целесообразно поквартальное планирование.

Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.

Планирование выручки от реализации осуществляется одним из 2-х способов.

1. Метод прямого счёта. Выручка от реализации (В) определяется как произведение цены (Ц) без налогов в виде надбавок к цене на объём реализованной продукции (выполненных работ) в натуральном выражении (Р). В=Ц*Р

2. Расчётный метод. Этим методом учитываются выпуск товарной продукции (Т), остатки готовой продукции на складе и в товарах отгруженных на начало (Он) и конец (Ок) планируемого года. В= Он +Т - Ок

Расчёт осуществляется в ценах продаж; остатки на начало планируемого года оцениваются по ценам предыдущего года и остатки на конец планируемого года – в плановых ценах.

Поступая на предприятие, выручка от реализации распределяется по направлениям возмещения потреблённых средств пр-ва, а также формирует валовый и чистый доход. Выручка от реализации должна покрывать совокупные затраты предприятия и приносить ему прибыль. Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов, формируется прибыль предприятия.

Поступление выручки на денежные счета предприятия – завершение кругооборота средств.

На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:

- в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;

- в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.

Наши рекомендации