Нужно ли при применении пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ делить исключительные права и материальный носитель?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Официальная позиция, выраженная ФНС России, заключается в том, что при реализации услуг по передаче прав пользования объектами исключительных прав реализации материальных носителей не происходит.

Судебная практика, в том числе Постановление Президиума ВАС РФ, занимает аналогичную позицию. Такого же подхода придерживаются и авторы.

Подробнее см. документы

Письма ФНС России от 23.05.2005 N 03-4-03/844/28 и от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ "О применении законодательства по косвенным налогам за II и III кварталы 2005 года" (вместе с Разъяснениями по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость)

Содержится позиция налогового ведомства о том, что авторские и иные аналогичные права на объекты таких прав не связаны с правом собственности на материальный объект, в котором такой объект выражен. Поэтому при налогообложении операций по передаче вышеуказанных прав не могут применяться нормы Кодекса, относящиеся к налогообложению операций по реализации товаров. При этом налоговая служба исходит из того, что авторские и иные аналогичные права не связаны с правом собственности на материальный объект, в котором такой объект выражен. Поэтому передача права собственности на материальный объект или права владения им сама по себе не влечет передачи каких-либо прав на указанные объекты, выраженные на материальном объекте. И наоборот, при реализации прав на объекты реализации самого объекта не происходит.

Постановление Президиума ВАС РФ от 02.08.2005 N 2617/05

Суд отметил, что при реализации исключительных прав реализации товара (материального носителя) не происходит. Суд сослался на то, что в соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" авторское право на произведение, объектом которого в том числе являются и компьютерные программы, не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено, а передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо прав на произведение, выраженное в этом объекте. Кроме того, согласно п. 6 ст. 3 Закона РФ от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" авторское право на программы для ЭВМ и базы данных не связано с правом собственности на их материальный носитель.

Консультация эксперта, 2005

Содержит следующую позицию авторов: при передаче права на компьютерные программы реализации материальных носителей, на которых эти программы записаны, не происходит.

Статья: Комментарий к Постановлению Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.08.2005 N 2617/05 ("Консультант", 2005, N 20)

Автор отмечает, что экспорт компьютерных программ не является экспортом товара, так как передача прав на материальный носитель не влечет перехода прав на саму программу.

Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 23.05.2005 N 03-4-03/844/28 "О налогообложении передачи исключительных имущественных авторских прав на аудиовизуальное произведение, выраженное на материальных носителях" ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 13)

Автор отмечает, что реализация исключительных прав не влечет реализации материального носителя, так как передача прав на материальный носитель не влечет перехода прав на саму программу.

Наши рекомендации