Что нужно для того, чтобы стать таможенным представителем?

Для того чтобы стать таможенным представителем и получить лицензию необходимо соблюсти ряд условий и представить в ФТС России заявление о включении в реестр таможенных представителей по форме и перечень документов, подтверждающий соблюдение условий необходимых для включения в реестр и сведения представленные в заявлении.

Чтобы было проще, разберем условия включения в реестр в совокупности с документами, подтверждающими соблюдение этих условий. Условиями включения юридического лица в реестр таможенных представителей являются:

1) наличие в штате не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза: лицо направляет в пакете документов, прилагаемых к заявлению о включении в реестр таможенных ов, два и более аттестатов специалистов по таможенному оформлению, работающих в компании, предоставляющей таможенно- ские услуги (если в компании имеются филиалы в других регионах, то необходимо иметь по одному специалисту (аттестату) на филиал дополнительно к двум основным). Специалистом по таможенным операциям может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование, сдавший квалификационный экзамен и подтвердивший соответствие своих знаний программе квалификационного экзамена. Документом, подтверждающим соответствие физического лица указанным квалификационным требованиям, является квалификационный аттестат специалиста по таможенным операциям. Специалист по таможенным операциям осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного представителя. Аттестат специалиста по таможенным операциям (таможенному оформлению) выдается организациями, имеющими государственную аккредитацию на выдачу квалификационных документов государственного образца (в России это Российская таможенная, Альта-софт и т.д.). Для получения аттестата необходимо пройти курс обучения в упомянутых организациях (около 30 дней), сдать экзамен в учебном центре Центрального таможенного управления. Квалификационный аттестат специалиста по таможенным операциям сроком действия не ограничивается. Специалист по таможенным операциям обязан каждые два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям, проходить обучение по образовательным программам повышения квалификации в упомянутых образовательных учреждениях. Основания и порядок отзыва квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям установлены статьей 65 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - членов таможенного союза: в договоре страхования риска своей гражданской ответственности и страховом полисе, представляемым в ФТС России с общим пакетом документов. Кроме того, к договору страхования должны быть приложены платежное поручение об оплате страховых услуг, полис к указанному договору страхования, а также копия лицензии, на основании которой страховая компания осуществляет свою деятельность;

3) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения;

Заинтересованное юридическое лицо может выбрать один из следующих способов предоставление обеспечения: банковская гарантия (БГ), договор поручительства (ДП) или внесение на счет ФТС России денежных средств. Если с внесение денег все предельно просто и останавливаться на этом моменте не обязательно, то о БГ и ДП стоит поговорить более подробно. БГ и ДП являются документами, подтверждающими внесение обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, гарантией добросовестного исполнения обязательств перевозчика перед таможенными органами. Наиболее распространенным среди участников ВЭД способом обеспечения и наиболее рекомендуемым с целью удобства получения является БГ, так как она легко оформляется в банках или страховых организациях, включенных в реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов. Данный реестр утвержден приказом ФТС России от 02.06.2011 № 1165 и постоянно обновляется включением в него новых кредитных организаций. Форма и образец БГ установлены письмом ФТС России от 12 января 2011 г. № 01-11/109. БГ предоставляется на сумму не менее 1 миллиона евро (раньше было 50 млн. рублей) по курсу валюты на день предоставления ее в ФТС. Очень важный нюанс здесь заключается в том, что БГ направляется в ФТС с заявлением о включении в реестр и всем пакетом документов, а в отдельных случаях (когда в свидетельство вносятся изменения или обновляется БГ) сопроводительным письмом юридического лица, которые регистрируется в управделами и им присваивается входящий номер и дата – это и будет являться датой представления БГ. Однако не всегда документы регистрируются в день получения, а на следующий или через 2 дня, курс может измениться и получится так, что на день регистрации БГ в ФТС суммы ее окажется недостаточно. Поэтому не стоит четко рассчитывать сумму по курсу, а проще оформить БГ на 1-2 миллиона рублей больше. К примеру, курс евро 40 руб. на день представления БГ в ФТС, 1 миллион евро умножить на 40 будет 40 млн. рублей плюс сумма риска нехватки средств из-за перемены курса 2 млн. рублей и получается 42 миллиона рублей. Однако, если же ситуация с нехваткой суммы обеспечения возникла, то можно недостающий остаток восполнить внесением денег на счет ФТС России. Другой крайне редкий случай, но с очень важным аспектом заключается в том, чтобы банком не был превышен лимит средств, на который он уполномочен выдавать БГ. К примеру, банки могут выдавать БГ на осуществление деятельности в сфере таможенного дела на сумму не более 170 млн. рублей, а банк оформил на 180 млн. рублей, тогда ФТС России такую гарантию не примет.

4) юридическое лицо не должно являться казенным предприятием (входить в состав государственной организации);

5) отсутствие у оридического лица невыполненной обязанности по уплате административного штрафа, назначенного юридическому лицу на основании вступившего в законную силу постановления по делу об АП, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.2 или 16.3 КоАП Российской Федерации за исключением случаев, если срок исполнения постановления о наложении административного штрафа, установленный частью 1 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации, не истек. Т.е. На момент включения в реестр таможенных ов (представителей) необходимо, чтобы все дела об АП были исполнены (оплачены);

4) отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей в размере 500 000 рублей и более за нарушения таможенных правил, установленных статьями указанными выше, при таможенном оформлении товаров.

Наши рекомендации