Принципы формирования местных бюджетов

Составление и исполнение бюджета Украины, отдельных регионов основывается на таких принципах:

- единство бюджетной системы Украины — обеспечивается единой правовой базой, денежной системой, бюджетной классификацией, порядком выполнения бюджетов и ведением бухгалтерского учета и отчетности;

- сбалансированность — полномочия на осуществление расходов бюджета должны отвечать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;

- самостоятельность — Государственный бюджет Украины и местные бюджеты является самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления на определение направлений использования средств в соответствии с законодательством Украины, правом соответствующих советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие бюджеты. Государство средствами государственного бюджета не несет ответственность за бюджетные обязательства органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления средствами соответствующих бюджетов не несут ответственности за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства;

- полнота — в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и затраты бюджетов, которые осуществляются в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти, органов местного самоуправления;

- обоснованность — бюджет формируется на реалистичных показателях экономического и социального развития государства и регионов и на расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета, которые осуществляются в соответствии с утвержденными методиками и правилами;

- эффективность — при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса обеспечивают использование минимальных объемов бюджетных средств для достижения запланированных целей;

- целевое использование бюджетных средств — бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;

- публичность и прозрачность — Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения относительно отчета об их выполнении принимаются соответственно Верховной радой Украины и соответствующими советами;

- ответственность участников бюджетного процесса — каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия на каждой стадии бюджетного процесса.

Доходы местного бюджета

Доходы местного бюджета состоят из доходов, необходимых для выполнения собственных полномочий, и доходов, необходимых для обеспечения выполнения делегированных законом полномочий органов исполнительной власти. Местный бюджет разделяется на текущий бюджет и бюджет развития.

Доходы текущего бюджета формируются на основе налогов (налоги на прибыли предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, государственная пошлина, налог на доходы граждан, плата за землю и др.). Удельный вес налогов на прибыль и налога на добавленную стоимость в структуре доходов бюджета составляет 60-65 %. Налоги на доходы граждан составляют 5-7 % в общих доходах.

Доходы бюджета развития формируются за счет части налоговых поступлений, а также средств, привлеченных от размещения местных ссуд, инвестиционных субсидий из других бюджетов.

При формировании доходов местного бюджета определяют сумму доходов, которые учитываются и не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, — средств, которые безвозмездно и безвозвратно передаются с одного бюджета в другой.

К доходам местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся: местные налоги и сборы, которые засчитываются в бюджеты местного самоуправления; 100% платы за землю — в бюджеты городов Киева и Севастополя; 75% платы за землю — в бюджеты городов, республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения; 60 % платы за землю — в бюджеты сел, поселков, городов районного значения и их объединений; налог на владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов; поступление сумм процентов за пользование временно свободными бюджетными средствами; налог на промысел, который засчитывается в бюджеты местного самоуправления; поступление дивидендов, начисленных на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, которые являются собственностью соответствующего территориального общества; плата за загрязнение окружающей природной среды; средства от отчуждения имущества, которое находится в коммунальной собственности, в том числе от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения, которые находятся в коммунальной собственности; фиксированный сельскохозяйственный налог, плата за аренду имущественных комплексов, которые находятся в коммунальной собственности; другие поступления, предусмотренные законом.

К доходам, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, принадлежат такие налоги и сборы: подоходный налог на граждан; государственная пошлина в части, которая относится к соответствующим бюджетам; плата за лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности и сертификаты, которые выдаются исполнительными органами соответствующих советов; плата за государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности; плата за торговый патент на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (за исключением платы за приобретение торговых патентов пунктами продажи нефтепродуктов (автозаправочными станциями, заправочными пунктами); поступление административных штрафов, которые налагаются исполнительными органами соответствующих советов; единый налог для субъектов малого предпринимательства.

Бюджетным кодексом Украины установлены такие нормативы отчислений от подоходного налога граждан:

- в доходы бюджетов городов районного значения, сел, поселков или их

объединений засчитывается 25% общего объема подоходного налога граждан, взимающегося на этой территории;

- в доходы бюджетов городов республиканского (в Автономной Республике Крым) и областного значения засчитывается 75 %общего объема подоходного налога с граждан, взымаемого на территории этих городов;

- в доходы бюджетов городов Киева и Севастополя засчитывается 100% общего объема подоходного налога с граждан.

Для обеспечения реализации общих социально-экономических программ территориальных общин доходы бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, формируются за счет: 25% подоходного налога с граждан соответствующей территории: 25 % платы за землю на территории Автономной Республики Крым и соответствующей области; платы за лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности и сертификаты, которые выдаются Советом министров Автономной Республики Крым и областными государственными администрациями.

Для обеспечения реализации общих социально-экономических программ территориальных общин доходы районных бюджетов, учитывающиеся при определении объемов межбюджетных трансфертов, формируются за счет: 50% подоходного налога с граждан на территории сел, поселков, городов районного значения и их объединений : 15% платы за землю, которая платится на территории сел, поселков, городов районного значения и их объединений; платы за лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности и сертификаты, которые выдаются районными государственными администрациями; платы за государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, которая взимется районными государственными администрациями; поступлений административных штрафов, которые накладываются районными государственными администрациями.

Расходы местного бюджета

Расходы, которые осуществляются органами местного самоуправления на потребности территориальных общин, их размер и целевое назначение определяются местными бюджетами этих общин; расходы, связанные с осуществлением районными, областными советами мероприятий относительно обеспечения общих интересов территориальных общин, — соответствующими районными и областными бюджетами. Сельские, поселковые, городские, районные в городах советы и их исполнительные органы самостоятельно распоряжаются средствами соответствующих местных бюджетов, определяют направления их использования.

В расходной части местных бюджетов отдельно предусматриваются расходы текущего бюджета и расходы бюджета развития.

Средства текущего бюджета направляются на финансирование организаций и заведений, которые удерживаются за счет бюджетных ассигнований. В общем составе расходов местного бюджета больше половины расходов направляются на содержание организаций социально-культурной сферы. Приблизительно 20-25 % идет на социальную защиту населения. На управление — приблизительно 3 % и на народное хозяйство -(небольшие расходы) — приблизительно 5 %.

При обосновании расходов местного бюджета используют показатель — минимальный уровень социальных потребностей. Под минимальным уровнем социальных потребностей понимают гарантированный государством минимальный уровень социальных услуг на душу населения, который устанавливается на всей территории Украины. С помощью указанного показателя рассчитывают минимальный бюджет местного самоуправления - расчетный объем местного бюджета, необходимый для осуществления полномочий местного самоуправления на уровне минимальных социальных потребностей, которые гарантируются государством.

Средства бюджета развития направляются на реализацию программ социально-экономического развития соответствующей территории, связанных с осуществлением инвестиционной и инновационной деятельности.

Расходы местных бюджетов разделяются на две части: расходы, связанные с выполнением собственных полномочий местного самоуправления, и расходы, связанные с выполнением делегированных законом полномочий органов исполнительной власти.

К расходам, которые осуществляются из бюджетов сел, поселков, городов районного значения и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся расходы на финансирование деятельности органов местного самоуправления сел, поселков, городов районного значения: расходы на содержание учреждений дошкольного и общего среднего образования; обеспечение работы больниц, медицинских амбулаторий, фельдшерских пунктов, которые оказывают первичную медико-санитарную и амбулаторно-поликлиническую помощь; на содержание сельских, поселковых и городских дворцов культуры, клубов, библиотек.

К расходам, которые осуществляются из районных бюджетов и бюджетов городов областного значения и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся расходы на финансирование деятельности:

- органов государственного управления (органов местного самоуправления городов областного значения и органов местного самоуправления районного значения);

- учреждений образования (дошкольного образования; общеобразовательных учебных заведений; специализированных школ, лицеев, гимназий, коллегиумов, вечерних школ; заведений образования для граждан, которые нуждаются в социальной помощи и реабилитации и др.);

• учреждений здравоохранения (первичной медико-санитарной, амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи — больниц широкого профиля, роддомов, станций скорой и неотложной медицинской помощи, поликлиник и амбулаторий, общих стоматологических поликлиник);

- культурно-просветительных и территориально-зрелищных учреждений (театров, библиотек, музеев, дворцов и домов культуры, школ эстетического воспитания детей);

- учреждений физической культуры и спорта (детских и юношеских спортивных школ всех типов, местных сооружений местного значения и тому подобное). Кроме того, за счет этих расходов также финансируются:

- мероприятия по социальному обеспечению граждан, предоставления льгот ветеранам войны и труда, помощи семьям с детьми, дополнительных выплат населению на покрытие расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, компенсационных расходов за льготный проезд отдельных категорий граждан;

- мероприятия по социальному обеспечению граждан, содержания приютов для несовершеннолетних, территориальных центров социальной помощи на дому;

- мероприятия по реализации государственной политики относительно детей, молодежи, женщин, семьи.

К расходам, которые осуществляются из бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся расходы на финансирование деятельности:

- органов государственного управления (представительской и исполнительной власти Автономной Республики Крым, областных советов);

- учреждений образования: общего среднего образования для граждан, которые нуждаются в социальной помощи и реабилитации, специальных общеобразовательных учебных заведений для детей, которые нуждаются в коррекции физического и умственного развития, санаторных школ-интернатов, общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы; детских домов; заведений профессионально-технического образования, которые находятся в собственности Автономной Республики Крым и выполняют государственный заказ; заведений высшего образования, которые находятся в общей собственности территориальных общин; заведений последипломного образования (институтов последипломного образования учителей и центров повышения квалификации государственных служащих местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, постоянно действующих курсов (центров) повышения квалификации работников социально-культурной сферы и агропромышленного комплекса, которые находятся в коммунальной собственности);

- учреждений здравоохранения, осуществляющих первичную медико-санитарную, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь; специализированную амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (специализированных больниц, поликлиник, диспансеров, госпиталей для инвалидов Великой Отечественной войны, домов ребенка, станций переливания крови); санаторно-курортную помощь (санатории для больных туберкулезом, санатории для детей и подростков, санатории медицинской реабилитации); других учреждений медицинской и санитарной помощи (медико-социальных экспертных комиссий, бюро судмедэкспертизы тому подобное);

- учреждений, которые осуществляют социальную защиту граждан (детских домов-интернатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов; домов-интернатов для детей-инвалидов; центров по начислению пенсий; приютов для несовершеннолетних). За счет этих средств предоставляется помощь по присмотру за инвалидами из-за психического расстройства, адресная социальная помощь малообеспеченным семьям; проводится выплата компенсации реабилитированным; реализуются областные программы относительно детей, молодежи, женщин, семьи;

- культурно-просветительных и театрально-зрелищных учреждений областного значения (библиотек, музеев, филармоний, театров, дворцов и домов культуры, других заведений в отрасли искусства);

- учреждений физической культуры и спорта (детско-юношеских спортивных школ всех типов, центров по инвалидному спорту, специализированных спортивных школ параолимпийского резерва и тому подобное).

К расходам местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся расходы на: местную пожарную охрану; внешкольное образование; социальная защита и социальное обеспечение (выполнение программ местного значения); развитие жилищно-коммунального хозяйства и благоустройство населенных пунктов, поддержку развития культуры, искусства, кинематографии, средств массовой информации, физической культуры и спорта; транспорт и дорожное хозяйство; природоохранные мероприятия местного значения и тому подобное.

Наши рекомендации