Организация налогового учета в налоговых органах Регистрационный учет и присвоение РНН

В целях укрепления налоговой системы Налоговый Кодекс определяет условия государственной регистрации и регистрационного учета налогоплательщиков (раздел 17). Государственной регистрации в РК в качестве налогоплательщиков подлежат:

1) юридические лица, их структурные подразделения, в т.ч. нерезиденты осуществляющие деятельность в РК - по местонахождению или осуществлению хозяйственной деятельности;

2) физические лица - резиденты, являющиеся плательщиками налогов и других обязательных платежей в бюджет - по месту жительства;

3) физические лица - нерезиденты, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность через постоянное учреждение - по месту пребывания в РК;

4) нерезиденты, владеющие в РК объектами налогообложения - по местонахождению или по месту регистрации объектов налогообложения.

Государственная регистрация налогоплательщиков - это внесение сведений о налогоплательщике в Государственный реестр налогоплательщиков РК с присвоением регистрационного номера налогоплательщика (РНН) и выдачей ему свидетельства налогоплательщика в течение двух рабочих дней после подачи заявления о государственной регистрации.

Введение их обусловлено необходимостью, систематизировать и упорядочить учет налогоплательщиков, а также учет поступления налоговых и других обязательных платежей в бюджет, обеспечить компьютерную обработку, и проведение перекрестной проверки информации по соблюдению налогоплательщиком налогового законодательства, обеспечению обмена информацией между подразделениями налоговой службы.

Постановка на регистрационный учет производится по заявлениям в территориальном налоговом органе не позднее 10 дней со дня регистрации.

Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Казахстана регистрационный номер налогоплательщика (РНН). Территориальный налоговый орган указывает регистрационный номер налогоплательщика во всех передаваемых ему документах.

РНН присваивается налогоплательщику при возникновении налоговых обязательств. В случае изменения административно территориального деления или места жительства, налоговый орган по новому месту регистрирует их, при этом РНН не изменяется. Когда налогоплательщик уже был зарегистрирован в принимающем налоговом органе, то производится проверка дат регистрации в передающем и принимающем налоговых органах. За налогоплательщиком закрепляется постоянный регистрационный номер налогоплательщика. Налоговые органы несут ответственность за присвоение РНН.

РНН присваивается и используется в отношении всех налогов и обязательно указывается в налоговых декларациях, расчетных и других документах. РНН подлежит обязательному проставлению в банковских платежных документах (платежных поручениях, распоряжениях, уведомлениях) включая РНН плательщика и получателя. Налоговая служба указывает РНН во всех посылаемых налогоплательщику сообщениях, имеющих отношение к налоговым обязательствам.

Система регистрации и снятия налогоплательщиков с налогового учета определяется Министерством Государственных Доходов РК.

В налоговых органах по месту регистрации (в районных, территориальных Налоговых Комитетах) с присвоением РНН каждому налогоплательщику открывается лицевой счет (в отделах по учету)

В лицевых счетах отражаются:

- наименование налогоплательщика;

- адрес, РНН

- расчетный счет и другие показатели.

По предприятиям, уплачивающим налоги в разные подразделения бюджетной классификации, открывается лицевой счет на каждое такое подразделение. При ручном учете лицевой счет ведется в виде карточек; при использовании ПЭВМ - в памяти компьютера в форме таблицы.

Записи в лицевых счетах должны приводиться в хронологическом порядке первичных документов и своевременно. Во время заполнения лицевых счетов на основании первичных документов, во внимание принимаются все общие характеристики долга (налог, пени, штрафные санкции, сроки уплаты, а также другие данные, связанные с вопросами учета и взыскания видов налоговых платежей).

Физические лица, осуществляющие платежи в бюджет через источники выплат (где работают) также имеют РНН и лицевой счет в налоговой службе по месту основной работы.

Налогоплательщики обязаны зарегистрировать в территориальных налоговых органах начало осуществления следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оптовую и розничную торговлю бензином (кроме авиационного), дизельным топливом;

2) производство и реализацию алкогольной продукции;

3) прием стеклопосуды;

4) организацию, проведение и реализацию лотереи;

5) игорный бизнес.

Органы, осуществляющие лицензирование, обязаны в течение трех дней после выдачи лицензии уведомить территориальные комитеты о выдаче лицензии получателю.

Налоговые органы осуществляют сбор налогов через переписку и связь, с налогоплательщиками направляя уведомления, распоряжения и другую документацию в письменной форме с подписями должностных лиц и гербовой печатью. Документы считаются врученными, если они доставлены по адресу с уведомлением или направлены заказной почтой.

Налоговые органы ведут строгий учет платежей по налогам не только по срокам, но и по размерам начислений и перечислений сумм. Если сумма, уплаченная в бюджет по какому-либо налогу, превышает начисленную, налоговая служба должна зачесть сумму превышения в счет уплаты других налогов без согласия налогоплательщика. Если у налогоплательщика нет задолженностей, налоговая служба зачла превышение в счет обязательств по предстоящим платежам. Если же налогоплательщик не дает согласия на зачет переплаты налога в счет обязательств по предстоящим платежам, налоговый орган по письменному заявлению налогоплательщика обязан в 20-дневный срок возвратить сумму переплаты (кроме НДС). Возмещение сумм переплаты по НДС производится в течение 90 дней с момента получения заявления от налогоплательщика.

Записи и документы учета в налоговых органах состоят из представленных деклараций и уведомлений о начисленных суммах налога, карточек лицевых счетов.

Эти документы являются основными исходными документами в процессе взимания налогов.

В соответствии со ст. 31 Налогового Кодекса налоги уплачиваются в сроки предусмотренные этим нормативным документом, а также уведомлений органов налоговой службы. Уведомлением признается письменное сообщение, направленное налоговым органом в адрес налогоплательщика о необходимости исполнения налогового обязательства. Уведомления о начисленной сумме налога должны содержать следующие сведения:

- Ф.И.0. или наименование налогоплательщика;

- РНН;

- дату и номер регистрации уведомления;

- место и способ уплаты;

- суммы налогового (обязательства), реквизиты соответствующих налогов;

- требования об исполнении налогового обязательства;

- срок, место и порядок обжалования.

Уведомления выписываются в 2-х экземплярах, подписывается начальником или уполномоченным должностным лицом с указанием их фамилии, инициалов, заверяются гербовой печатью. Первый экземпляр вручается налогоплательщику, а второй - остается в Налоговом Комитете.

В соответствии со ст. 35 Конституции РК уплате налогов, сборов и других платежей в бюджет является долгом и обязанностью плательщиков. За нарушение налогового законодательства налогоплательщики несут ответственность перед государством.

Налоговые проверки

Налоговая проверка - это проверка осуществляемая органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства РК.

Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) документальная проверка;

2) рейдовая проверка;

3) хронометражное обследование;

Документальная проверка бывает комплексной, тематической и встречной.

- комплексная проверка - проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет;

- тематическая проверка - проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет;

- встречная проверка - проверка проводимая в отношении требования лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных с этими лицами операций.

Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в отношении отдельных налогоплательщиков по вопросам соблюдения ими отдельных требований налогового законодательства РК:

- постановки налогоплательщиков на регистрационный учет;

- правильности применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;

- наличия лицензии и иных разрешительных документов;

- соблюдение правил производства, хранения и реализации подакцизной продукции.

Хронометражные обследования проводятся с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода.

Налоговые проверки проводятся со следующей периодичностью:

1) комплексные - не чаще одного раза в год;

2) тематические - не чаще одного раза в полугодие по одному и тому же виду налога и другому обязательному платежу в бюджет.

Частота и периодичность налоговых проверок не подлежит ограничению в следующих случаях:

- в случаях реорганизации и ликвидации юридических лиц;

- в связи с истечением срока действия контракта на недропользования;

- при проведении встречных проверок;

- при проведении тематических проверок на предмет достоверности сумм НДС;

- при дополнительных проверках;

- при внеочередных проверках.

Срок проведения налоговых проверок не должен превышать тридцати рабочих дней с момента вручения предписания. При проведении налоговой проверки юридических лиц, имеющих структурные подразделения, срок может быть продлен до шестидесяти рабочих дней.

Основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты:

- дату и номер регистрации в налоговом органе;

- наименование орган вынесшего предписание;

Наши рекомендации