Тема 2.1.Учет денежных средств на расчетном счете в банке

Раздел 2. Учет денежных средств и расчетов

План:

  1. Расчетный счет, открытие расчетного счета
  2. Первичные документы по учету операций на расчетном счете
  3. Выписка банка из расчетного счета
  4. Регистры по учету операций на расчетном счете.

1. Расчетный счет – это банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя, через который он обязан проводить все расчеты с участием банка. Открывается в коммерческих банках непосредственно организациям, имеющим собственные оборотные средства и самостоятельный баланс (или предпринимателям без образования юридического лица). Структурным подразделениям предприятий могут открываться (в банках по месту их нахождения) расчетные субсчета.

Для открытия расчетного счета юридическому лицу – Российской организации в Банк представляются следующие документы, необходимые для открытия счета:

— копия свидетельства о государственной регистрации Клиента, заверенная регистрирующим органом, либо нотариально;

— нотариально заверенные копии учредительных документов Клиента, предусмотренных законодательством (в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица);

— нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

— нотариально заверенные копии лицензий (разрешений), выданных юридическому лицу в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности Клиента заключать Договор банковского счета соответствующего вида и совершать операции по этому счету;

— Карточка, заверенная нотариально или Банком;

— документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа и лиц, указанных в Карточке (копия или выписка из протокола учредителей о назначении руководителя, копии или выписки из приказов о назначении остальных сотрудников, доверенности, заверенные подписью руководителя и печатью юридического лица, доверенности, заверенные нотариально);

— если договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи – документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи, а также копии документов, удостоверяющих личность указанных лиц;

— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (Далее – ЕГРЮЛ), выданная не ранее, чем за месяц до предоставления в Банк, заверенная регистрирующим органом, либо нотариально;

— копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ сведений о лице, созданном до 01 июля 2002г. (при наличии), заверенная регистрирующим органом, либо нотариально;

— копия письма Комитета по статистике о присвоении кодов;

— копии документов, удостоверяющих личность единоличного исполнительного органа юридического лица и уполномоченных представителей юридического лица;

— анкета Клиента, заполненная по форме, установленной Программой идентификации;

— документ, подтверждающий наличие по местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности (свидетельство о праве собственности, Договор аренды помещения по адресу места нахождения юридического лица или иной документ);

— Проект договора банковского счета (2 экземпляра), подписанный клиентом.

Расчетные счета закрываются банком в случаях: По инициативе банка договор банковского счета может быть расторгнут судом в случаях отсутствия в течение 1 (одного) года операций по счету, если иное не предусмотрено договором банковского счета, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

При отсутствии в течение 2 (двух) лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета и расторгнуть договор банковского счета в одностороннем порядке по истечении 2 (двух) месяцев со дня направления банком клиенту соответствующего уведомления, если на счет клиента в течение этих 2 (двух) месяцев не поступили денежные средства.

При недостаточности денег на расчетном счете поступившие документы помещаются банком в расчетный документ, акцептованный плательщиком (полностью или частично) не исполняется банком и подлежит возврату отправителю (получателю средств) не позднее рабочего дня, следующего за днем получения акцепта плательщика.2. К первичным документам, по которым осуществляются платежи с расчетного счета, относятся:

1) денежный чек – это письменное распоряжение владельца счета (чекодателя) учреждению банка, обслуживающего его, выдать наличными определенную сумму денег чекодателю.

2) платежное поручение – это распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке.

3) платежное требование – это представляет собой требование поставщика к покупателю произвести оплату на основании расчетных и отгрузочных документов поставляемых товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг.

Прием наличных денег на расчетный счет осуществляется на основании письменного приказа владельца счета объявлению на взнос наличным

3. Выписка служит основанием для записи в регистрах остатки средств и поступления на расчетный счет за­писывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету.

4. Синтетическим регистром по учету операций на расчетном счете предназначен счет 51 «Расчетные счета». По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации, по кредиту — списание денежных средств с расчетных счетов организации.

Регистрами синтетического учета по счету 51 является журнал-ордер № 2 и ведомость № 2. В журнале-ордере № 2 отражают обороты по кредиту счета 51, в ведомости № 2 — по дебету этого счета.

5 Аналитическим регистром по учету операций на расчетном счете является счет 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.

Пример бухгалтерских записей по движению денежных средств на расчетном счете:

Содержание хозяйственных операций Корреспондентский счет
Д К
1. Поступление выручки за проданную продукцию. 2. Зачисление депонированной заработной платы 3. Оплата банку комиссионных 4. Выставлен аккредитив за счет собственных средств 5. Оплата счетов выставленных за ТМЦ

Задание 1.В журнале хозяйственных операций проставить корреспонденцию денежных средств на расчетном счете

Содержание хозяйственных операций Корреспондентский счет Сумма
Д К
1. Получено от дебиторов в погашение задолженности 2. Оплачены общехозяйственные расходы 3. Ошибочно зачислено на р/счет 4. поступило от покупателя за продукцию 5. Списана с р/счета ошибочно 6. Получены наличные деньги на оплату путевки 7. Погашена задолженность перед бюджетом по налогам 8. Перечислены с р/счета дивиденды 9. Погашен краткосрочный кредит 10. Погашена задолженность по вкладам в уставный капитал    
Итого:     ?

Наши рекомендации