Финансирование олимпийского спорта в различных странах

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

ДОНЕЦЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ ІНСТИТУТ ЗДОРОВ`Я, ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ ТА СПОРТУ ПРИ НАЦІОНАЛЬНОМУ УНІВЕРСИТЕТІ ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ І СПОРТУ УКРАЇНИ

Факультет спорту

Кафедра олімпійського та професійного спорту

КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЇ № 10

з дисципліни „ОЛІМПІЙСЬКИЙ СПОРТ”

тема: „ФІНАНСУВАННЯ ОЛІМПІЙСЬКОГО СПОРТУ В РІЗНИХ КРАЇНАХ”

Для студентів денної та заочної форм навчання всіх спеціальностей

  Затверджено на засіданні кафедри пр. №____ від „_____”___________ 2013 р. Завідуючий кафедрою д.пед.н., проф. Демінський О.Ц. _______________________________

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Финансирование олимпийского спорта в различных странах.

2.Финансирование олимпийского спорта в Великобритании.

3.Финансирование олимпийского спорта в Германии.

4.Финансирование олимпийского спорта в Италии.

5.Финансирование олимпийского спорта в Канаде.

6.Финансирование олимпийского спорта в Соединенных Штатах Америки.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Гуськов С.М. Спонсор и спорт. – М., 1995 г.

2.Гуськов С.М. Спортивный маркетинг. – К., 1996.

3.Гуськов С.М., Мигуда Ю. Олимпийский маркетинг / Наука в олимпийском спорте. – 1997. - № 1.

4.Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990.

5.Кубертен П. Олимпийские мемуары. – К., 1997 г.

6.Платонов В.И., Гуськов С.И. Олимпийский спорт: Учебник (в 2 кн.). – К.: Олимпийская литература, 1994. – т. 1 – С. 446-473.

7.Хуссам М. Олимпийские игры и телевидение / Наука в олимпийском спорте. – М., 1999. – № 1. – С. 117-122.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОЛИМПИЙСКОГО СПОРТА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

Весьма непросто представить систему финансирования олимпийского спорта, рассматривая положение дел в этой сфере в настоящее время, например, в Украине или в России. Принципиально новая социально-экономиче­ская ситуация, сложившаяся в этих государствах, образовавшихся, как и ряд других, после распада бывшего СССР, демонтаж прежней системы организа­ции, управления и финансирования детско-юношеского и олимпийского спорта привели к кардинальным изменениям в области финансирования олимпийского спорта. Сегодня абсолютно ясно, что финансирование системы олимпийского спорта практически полностью из государственного бюджета, как это было в СССР, является нереальным в связи со сложившейся экономи­ческой ситуацией и изменением подхода к олимпийскому спорту вообще.

В 1992—1993 гг. Национальный олимпийский комитет Украины, Министерство Украины по делам молодежи и спорта, вновь образованные самосто­ятельные национальные федерации по видам спорта столкнулись с необходи­мостью кардинальной перестройки системы олимпийского спорта в стране и поиска внебюджетных источников его финансирования. Естественно, что основное внимание было обращено на опыт западных стран, добившихся хороших результатов в деле изыскания различных источников финансирования спорта. Поэтому вполне понятно, что НОК Украины основные перспективы финансирования олимпийского спорта видит в привлечении на украинский рынок спонсоров, организации спортивных лотерей, выставок и презентаций, проводимых как по линии НОК, так и национальными спортивными федерациями. Сложность ситуации в этом деле связана с кризисным положением в экономике Украины, отсутствием серьезной конкуренции на отечественном потребительском рынке, низкой платежеспособностью населения Украины, нестабильностью национальной денежной единицы, а также с отсутствием достаточного опыта и знаний и специалистов, призванных решать проблему финансового обеспечения олимпийского спорта.

Поэтому важно, на наш взгляд, ознакомиться с опытом работы по финансированию олимпийского спорта, накопленным в странах, уже миновавших кризисные времена и имеющих достаточно стабильную экономику.

Анализируя программы финансового обеспечения олимпийского спорта в различных странах и указывая на то общее, что объединяет их в этой деятельности, целесообразно выделить и проанализировать специфиче­ские аспекты их финансово-экономической политики в данной сфере. Такой подход позволяет решить двоякую задачу: во-первых, расширить и детализировать круг обсуждаемых вопросов, а во-вторых, не перегружая обзор теоре­тическими рассуждениями, уделить больше внимания практической деятель­ности Национальных олимпийских комитетов, опираясь на конкретные примеры.

Несмотря на наличие, казалось бы, одинаковых источников финансирования, практически для каждой страны характерен свой подход к решению финансовых проблем в сфере олимпийского спорта. Например, если участие в Олимпийских играх спортсменов Германии и Франции финансируется, в ос­новном, правительствами этих стран, но Национальные олимпийские коми­теты США и Великобритании отправляют своих спортсменов на Игры за счет средств, субсидируемых, прежде всего, фирмами и частными лицами.

По другому пути пошел итальянский спорт, используя для своего финансирования доходы от футбольного тотализатора и лотерей.

Лотереи, как один из источников финансирования спорта, используют спортивные организации и других стран, в том числе Австрии, Греции, Да­нии, Ирландии, Канады, Португалии, Финляндии. Этому примеру последо­вали и Российский олимпийский комитет, и НОК Украины.

Е годы ознаменовались во многих странах Запада (и в первую очередь в США) более широким использованием телевидения для коммерческой рекламы, что значительно расширило рамки использования спорта в рекламных целях. Развитие кабельного и платного телевидения, появление в 1980 г. круглосуточ­ной спортивной кабельной телестанции в США, а в конце 80-х годов — и спор­тивных телеканалов в ряде европейских стран усилило позиции телевидения как источника финансирования спорта. Не менее важную роль для финансирования спорта играют и средства от рекламы и спонсорства.

Традиционные методы финансирования спорта постепенно уступают место системе, при которой деньги на развитие спорта стали поступать от бизнеса. «Нам приходится продавать спорт частному капиталу», — заявил в 1987 г. К. Мойнихэн, вступая на должность министра спорта Великобритании.

Этот же путь избрали спортивные организации ФРГ, Швеции, Бельгии и некоторых других стран. Так, НОК Бельгии на протяжении ряда лет созда­вал систему финансирования олимпийского спорта, которая в настоящее вре­мя приносит ежегодно Национальному олимпийскому комитету огромную для этой небольшой страны сумму в 20 млн. долларов. Только 7 % этой сум­мы выделяет правительство, а остальные средства — результат рекламно-спонсорской деятельности. НОК Бельгии создал клуб спонсоров, который насчитывает 40 фирм. Ежегодный взнос каждой из них составляет 25 тыс. долларов, а 16 фирм из этих сорока выделяют дополнительно по 200 тыс. долларов в год (это, в основном, бельгийские филиалы таких крупных трансна­циональных корпораций, как «Кока-Кола», «Панасоник» и некоторые дру­гие). Во всех этих 16 случаях соблюден принцип эксклюзивности, т. е. каждая компания представляет только одну сферу деятельности. Спонсоры получают исключительные права на рекламу своей продукции в соревнованиях, прово­димых под эгидой Национального олимпийского комитета Бельгии, а НОК способствует этим спонсорам в организации презентаций и выставок. Важным источником прибылей являются также спортивные лотереи и выпуск олимпийских монет.

Ниже более подробно рассмотрим вопросы финансирования олимпийского спорта в ряде развитых стран. Проанализируем преимущественно лишь те направления финансовой деятельности, которые в той или иной стране ре­ализуются наиболее успешно или отражают общие тенденции финансирова­ния современного олимпийского спорта.

Великобритания

Анализируя организационную структуру олимпийского спорта в Великобритании, мы отмечали, что за последние годы ХХ в. в спортивной жизни этой страны заметно возросла роль Министерства по делам спорта и Спортивного совета. Это выражается прежде всего в поиске новых источников финансиро­вания английского спорта, причем упор в основном делается на получение финансовой поддержки со стороны частного сектора экономики.

Финансирование спортивных федераций. Федерации занимаются развитием соответствующего вида спорта или физкультурно-оздоровительной деятельности на местном, региональном и общенациональном уровне, организуя соревнования соответствующих масштабов.

Несмотря на то, что федерации предпринимают энергичные меры по самофинансированию, организуя сбор средств посредством уплаты членских взносов, проведения лотерей, заключения соглашений со спонсорами и т. д., они по-прежнему во многом зависят от субсидий Спортивного совета.

В последние годы в распределительной финансовой деятельности Спортивного совета произошла известная смена акцентов. В прошлом совет выде­лял средства федерациям на определенные статьи расходов (например, на оп­лату труда сотрудников и администрации, на оплату зарубежных поездок спортсменов и функционеров и т. д.). Теперь на вооружение взят более прагматичный подход: в каждом конкретном случае размер субсидии зависит от экспертной оценки потенциальной эффективности программ деятельности той или иной федерации, а также от того, в какой мере эти программы соответствуют стратегии Спортивного совета.

Наиболее популярный метод поддержки спорта высших достижений местными властями — дотации командам и отдельным спортсменам. Используется также предоставление в аренду спортивных сооружений, проведение соревнова­ний, подготовка тренерских кадров, дотации спортивным организациям.

Следует отметить, что лишь немногие федерации, в основном благодаря поддержке болельщиков, а также контрактам с телевидением и крупным спонсорским соглашением, могут извлекать прибыль из своих коммерческих программ. Большинство же федераций зависят от государственного финансирования (оно покрывает, в среднем, 40 %соответствующих расходов). Эта тенденция, вероятно, сохранится и в будущем.

Из каких источников формируется бюджет спортивной федерации в Великобритании, можно прокомментировать на примере федерации гребли. В этой стране насчитывается 15000 зарегистрированных спортсменов-гребцов и свыше 100 000 любителей гребного спорта. С 1984 г. свыше 100 английских спортсменов становились призерами чемпионатов мира, Олимпийских игр и Игр Содружества, что привлекло внимание спонсора — фирму «Эм-Ай- групп», согласившуюся выплачивать федерации в 1990—1994 гг. по 200 000 фунтов стерлингов ежегодно.

Другим источником финансирования являются членские взносы, выплачиваемые членами клубов гребного спорта: в клубах с численностью ме­нее 100 человек вступительный взнос составляет 50 фунтов стерлингов, более 100 человек — 70 фунтов, свыше 250 человек — 250 фунтов.

Олимпийский маркетинг и спонсорство. Английский спорт высших достижений, включая и олимпийский, финансируется также «Фондом помощи спорту» (САФ), который занимается сбором средств для оказания помощи перспективным спортсменам, выступающим на Олимпийских играх, чемпио­натах мира и Европы, других международных соревнованиях. Помимо этого САФ располагает сетью региональных подразделений, охватывающих всю страну и организующих сбор средств в помощь местным спортсменам, имею­щим неплохие шансы стать чемпионами в будущем, а также оказывает благо­творительную помощь нуждающейся талантливой молодежи и спортсменам-инвалидам.

Дотации, размер которых устанавливается индивидуально для каждого спортсмена, предназначены для покрытия расходов на тренировки и поездки на соревнования. Эти дотации утверждаются соответствующими национальными федерациями.

Со времени учреждения САФ в 1976 г. самым крупным источником доходов для него остается лотерея, организуемая принадлежащей САФ компанией «Спорте энд энтерпрайзиз». Большую роль в успехе лотереи сыграла сеть супермаркетов «Теско», разрешившая продажу лотерейных билетов в своих магазинах на всей территории Великобритании. Недавно аналогичное разрешение было получено от сетей фирменных магазинов «Гейтуэй фуд маркитс» и «Эста сторз».

Доходная часть бюджета САФ формируется также за счет поступлений от спонсоров, кампаний по сбору средств, вкладов компаний, фирм, общественных организаций и частных лиц.

Крупнейшим олимпийским спонсором САФ является международная страховая компания «Минэ». Ее вклады в Олимпийские игры 1988 г. составили 1,5 млн. фунтов стерлингов. На подготовку к Олимпийским играм 1992 г. в Альбервиле и Барселоне «Минэ» сначала предоставила 828 000 фунтов, а об­щая сумма ее субсидий составила 2 млн. фунтов стерлингов.

Однако деятельность САФ не ограничивается олимпийскими видами спорта. Например, в 1989 финансовом году свыше 2000 британских спорт­сменов, выступающих в 49 видах спорта, получили дотации на общую сум­му в 613 691 фунт стерлингов. Размер дотации — от 100 фунтов (на местном уровне) до 5000 фунтов в год.

Сбор средств является непростым делом. Правомерное распределение дотаций требует специальных и глубоких знаний в области спорта. Поэтому в состав исполкома САФ входят преуспевающие бизнесмены, известные спортсмены, опытные спортивные администраторы, тренеры и спортивные журна­листы. Все они предоставляют свои услуги САФ добровольно.

Система социальной защиты олимпийцев. При рассмотрении системы социальной защиты выдающихся спортсменов в Великобритании, следует подчеркнуть, что эти льготы распространяются, в основном, на действующих атлетов. Федерации и клубы, как правило, берут на себя расходы, связанные с компенсацией финансовых затрат на подготовку спортсменов и их участие в соревнованиях, а также на случай получения ими травм и других повреждений.

Страховые компании Великобритании охотно заключают договора с известными спортсменами, учитывая, прежде всего, рекламные соображения. Существуют следующие виды спортивного страхования:

•страхование на случай возможного получения спортсменом тяжелых телесных повреждений, которые могут повлечь смертельный исход;

•страхование на случай потери конечности (ей);

•страхование на случай потери глаза (глаз);

•страхование на случай полной потери трудоспособности;

•страхование на случай временной потери трудоспособности.

Германия

Рассматривая организационную структуру спорта в Германии, мы отмечали, что в этой стране государство оказывает финансовую поддержку об­щественным спортивным организациям: Немецкому спортивному союзу (ДСБ), а также Национальному олимпийскому комитету в тех случаях, когда осуществляемые ими программы и мероприятия имеют общегосударственное значение и не могут быть претворены в жизнь средствами одной зем­ли (административно-территориальной единицы). К таким мероприятиям, в частности, относятся строительство центров для подготовки спортсменов высшей квалификации, их материальная поддержка, связанная с участием в тренировочных сборах и соревнованиях, обеспечение занятости федераль­ных тренеров и т.д.

Государственные дотации составляют около 80 % годового бюджета ДСБ и более 60 % финансовых средств, ежегодно поступающих в распоряжение НОК этой страны.

Из негосударственных источников финансирования спорта высших достижений прежде всего следует остановиться на деятельности фонда «Помощь немецкому спорту», играющего исключительно важную роль в оказании различ­ных видов помощи элитным спортсменам Германии вот уже на протяжении четверти века. Основная цель этого фонда, созданного в мае 1967 г., финансиро­вание спортсменов для подготовки и участия в Олимпийских играх, а также осу­ществление различных программ помощи спортсменам.

Заявки на помощь спортсменам подаются федерациями по видам спор­та. Размеры и виды помощи зависят от того, какой вид спорта представляет данный спортсмен, а также от его перспективности. Преимущественное пра­во в получении содействия имеют кандидаты в олимпийскую сборную, чле­ны национальных команд и особо одаренные спортсмены в неолимпийских видах спорта.

Уставом фонда «Помощь немецкому спорту» предусмотрены следующие виды денежной помощи спортсменам: дополнительные средства на питание; возмещение транспортных расходов, связанных с участием в тренировках и соревнованиях; оплата за пользование инвентарем и различными видами об­служивания (в том числе медицинским); страхование жизни от несчастных случаев в спорте и в жизни.

Все спортсмены, претендующие на получение такой помощи от фонда, разделены на три категории: «С» (юниоры), «В» (перспективные спортсмены) и «А» (элита). Размер пособий варьируется согласно этой классификации.

Основным источником пополнения фонда является реализация специальных почтовых марок олимпийской серии, в распространении которых при­нимают участие самые популярные спортсмены. Эти операции дают фонду ежегодно 50—55%всего объема средств. Отчисления от доходов спортивных лотерей составляют 17—20% бюджета фонда; добровольные пожертвова­ния — 12—15; ежегодные спортивные балы (проводимые с 1969 г.) — 5—7; доходы от продажи печатной продукции и выпуска памятных монет, посвя­щенных знаменательным спортивным событиям, и прежде всего Олимпий­ским играм — 3—5%.

Поступления (за исключением тех сумм, из которых формируются ре­зервные средства) распределяются следующим образом: выплаты на дополни­тельное питание — до 34 %; транспортные расходы — 17—19; расходы, не­посредственно связанные с организацией учебно-тренировочного процесса — 16—18; выплата пособий учащимся спортсменам — 10—12; возмещение по­терь в заработной плате — 10—11; страхование — 4—6%.

Правление фонда «Помощь немецкому спорту» состоит из 15 человек.

Решение об оказании тех или иных видов помощи принимается комис­сией экспертов, состоящей из шести человек (в их числе один представитель НОК). Состав комиссии экспертов утверждается правлением фонда по пред­ложению ДСБ.

В настоящее время фонд оказывает содействие примерно трем тысячам спортсменов высшей квалификации. В год Олимпийских игр фонд выделяет спортсменам около 20 млн. марок, а в олимпийские годы — 15—17 млн. марок. Причем спортсмены более высокого уровня, как мы уже отметили, полу­чают большую помощь, чем юниоры.

С 1967 по 1990 гг. фонд оказал помощь 14,5 тыс. спортсменов, израсходовав на это около 200 млн. марок.

Субсидируя отдельные федерации, фонд, как правило, отдает предпочтение тем из них, которые имеют тенденцию к профессионализму и пользую­щиеся особым вниманием рекламодателей, — это, прежде всего лыжная и легкоатлетическая федерация (Германский футбольный союз имеет свои ис­точники финансирования, и поэтому программа помощи фонда на него не распространяется).

Если подвести краткий итог деятельности фонда «Помощь немецкому спорту» с момента его существования, то можно констатировать следующее:

1.Фонд как негосударственная коммерческая структура финансирования спорта высших достижений прочно утвердился как одна из центральных организаций (наряду с ДСБ и НОК), определяющих развитие национального спортивного движения в Германии.

2.Если на первоначальном этапе существования фонда основным источ­ником его пополнения были частные пожертвования, то в конце 80-х — начале 90-х годов большую часть дохода дают операции по реализации почтовых марок олимпийской серии и отчисления от спортивных лотерей.

3.По мере изменения социально-экономической ситуации в обществе меняются и формы оказания индивидуальной помощи спортсменам. Так, в период экономического спада и социальной нестабильности основные усилия фонда могут быть направлены на обеспечение бывших или действующих спортсменов высшей квалификации работой или на оказание им содействия в плане профессиональной переориентации.

Рекламно-коммерческая и лицензионно-спонсорская деятельность спортивных федераций в Германии. Опыт рекламно-коммерческой и лицензионно-спонсорской деятельности немецких спортивных федераций может представлять интерес для тех Национальных олимпийских комитетов и спор­тивных федераций, которые переходят от жесткой системы государственных дотаций к режиму самофинансирования и поиску альтернативных источни­ков дохода.

Спортивные федерации в Германии находятся в весьма выгодном поло­жении в связи с тем, что на протяжении последних десятилетий экономика этой страны развивается высокими темпами, и компании охотно вкладывают деньги в спорт. Причем приоритетной сферой вложения капитала корпораций является спорт высших достижений, а за его развитие и организацию отвеча­ют, как известно, федерации по видам спорта.

В понятие «спортивная реклама», практикуемая спортивными федерациями, помимо ее классических форм (на бортиках спортивной арены и на щитах вокруг нее, на форме спортсменов) входят и такие ее варианты: реклама через отдельных спортсменов, через национальную сборную, включение в название соревнования наименования фирмы-спонсора и т. д. В таблице 3 представлены формы рекламы, которые практикуются спортивными федерациями.

Таблица 3.

Наши рекомендации