Управление собственным и заемным капиталом

Собственный капитал отражается в разделе III баланса и составляет финансовую основу организации. Структурно собственный капитал действующего предприятия может быть представлен уставным фондом, резервным и добавочным капиталом, целевыми финансовыми фондами и нераспределенной прибылью. Собственные источники финансирования могут быть сформированы из внутренних и внешних источников финансовых ресурсов.

Внутренние источники финансовых ресурсов – преимущественная часть собственного капитала. К внутренним источникам относятся амортизационные отчисления, играющие важную роль в организациях с высоким удельным весом амортизируемых внеоборотных активов и амортизационной политикой, включающей ускоренную и дополнительную амортизацию.

В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит дополнительному паевому или акционерному капиталу, который привлекается путем дополнительных взносов средств в уставный капитал или путем дополнительной эмиссии акций.

Управление собственным капиталом реализуется путем формирования финансовой политики предприятия, заключающейся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования организации.

Этапы разработки политики самофинансирования.

1. Анализ сложившегося потенциала собственных финансовых ресурсов. Их объем и динамика в предшествующем периоде; соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема продаж; соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость различных источников финансирования собственного капитала; состояние коэффициента автономии и самофинансирования и их динамика.

2. Определение потребности в собственных финансовых ресурсах рассчитывается по формуле:

СКплан = KУ Ч dск – Пр + А,

где СКплан – дополнительная потребность в собственном капитале на планируемый период;

dск – совокупный капитал на конец планового периода;

KУ – удельный вес собственного капитала в общей его сумме;

Пр – размер реинвестируемой прибыли в плановом периоде;

А – амортизационный фонд на конец планируемого периода.

3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников (внутренних и внешних). В результате такой оценки принимается управленческое решение относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов. В качестве таковых могут выступать изменение амортизационной политики; формирование эффективной политики распределения прибыли; решение об увеличении уставного капитала за счет роста долей пайщиков, расширения их числа или дополнительной эмиссии акций.

Управление заемным капиталом – одна из важнейших функций финансового менеджмента.

Заемный капитал отражается в IV и V разделах баланса. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить масштаб хозяйственной деятельности, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, повысить рыночную стоимость организации.

В IV разделе отражаются долгосрочные заемные обязательства. По этим обязательствам срок погашения превышает 12 месяцев. Долгосрочные ссудные операции не получили в России широкого распространения, и, следовательно, этот раздел баланса у преобладающей части предприятий сферы услуг не заполняется.

В теории финансового менеджмента в этом разделе предусматривается отражение таких видов финансовых обязательств, как задолженность по эмитированным облигациям и задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, а также все виды кредитов, предоставленных на долгосрочной основе.

В V разделе баланса отражаются все формы привлеченного и заемного капитала со сроком погашения менее 1 года.

Политика привлечения заемных средств отражает механизм управления заемным капиталом. Она является частью финансовой стратегии предприятия.

Этапы разработки политики привлечения заемных средств.

1. Анализ сложившейся практики привлечения и использования заемных средств.

В результате данного анализа принимается решение о целесообразности их использования в сложившихся объемах и формах.

2. Определение целей привлечение заемных средств в будущем периоде. Возможные цели привлечения заемных средств – формирование недостающих объемов инвестиционных ресурсов; пополнение постоянной части оборотных активов; обеспечение формирования переменной части оборотных активов.

3. Определение предельного объема заимствований. Лимит использования заемных средств в хозяйственной деятельности определяется двумя факторами: эффектом финансового левериджа; финансовой устойчивостью организации в долгосрочной перспективе с позиций самого хозяйствующего субъекта и с позиций возможных его кредиторов.

4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников (внешних и внутренних) и общий размер средств, необходимых для обслуживания желаемого объема заимствований.

5. Определение структуры заемных средств, привлекаемых на кратко– и долгосрочной основе, и состав основных кредиторов. Формируются приемлемые условия привлечения заимствований.

6. Обеспечение эффективного использования кредитов и своевременных расчетов по ним.

Наши рекомендации