Сущность финансов наиболее полно и подробно раскрывается посредством выполняемых ими функций.

№1,3

Финансы – экономическая категория, возникшая на определенном этапе развития товарно-денежных отношений. Их появление обусловлено возникновением государства и связано с тем, что государство с момента своего становления выполняло ряд политических и экономических функций (ведение войн), и для их выполнения необходимы были определенные ресурсы. Эти ресурсы государство аккумулировало в форме налогов или сборов первоначально взимаемых в натуральной, а затем и в денежной форме.

Сам термин финансы произошел от латинского слова «уплата в срок». Возник он в период с 13 по 15 века в торговых городах Италии. И с начала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем этот термин получил международное признание и под ним стали понимать отношения, связанные с образованием государственных фондов денежных средств. Исторически это было связано с этапом обособления государственной казны от королевской и преодолением феодальной раздробленности.

С развитие кап производства расширялась сфера товарно-денежных отношений, доля натуральных податей постепенно сокращалась, на их место пришли налоги в денежной форме и возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет. Им глава государства уже не мог распоряжаться единолично, а его формирование и использование стало носить системных характер, то есть появились системы государственных доходов и расходов их составом, структурой, законодательным закреплением. В процессе развития государственности постепенно происходило становление современных способов формирования и расходования денежных фондов региональных и местных органов власти. Параллельно этим процессам развивались способы формирования и использования денежных фондов в хозяйствующих субъектах разных форм собственности. Формирование и использование этих фондов стало необходимом элементом всех видов экономической и большей части социальной деятельности. Во всех этих случаях общим является движение денежных средств. Эта важная черта, присущая финансам, но её недостаточно, чтобы раскрыть внутреннюю природу финансов. Реальное движение денежных средств происходит на 2 и 3 стадиях воспроизводственного процесса (распределение и обмен), но характер движения стоимости в денежной форме на этих стадиях существенно различается. На 2 стадии движение в стоимости в денежной форме происходит в отрыве от движения товаров и услуг и характеризуется либо её отчуждением, либо обособлением. Такое положение можно охарактеризовать примером распределением выручки на предприятие. Здесь распределение созданной стоимости осуществляется без смены владельца. На 3 стадии распределение стоимости в денежной форме происходит путем обмена товарами или услугами, то есть совершается акт купли-продажи. Таким образом, на 2 стадии имеет место одностороннее движение денежной стоимости, без встречного эквивалента, а на 3, когда 1 стоимость имеет денежную форму, а другая – товарную. Областью возникновения и функционирования финансов является 2 стадия общественного воспроизводства, на которой и происходит распределение стоимости созданного продукта через создаваемые субъектами хозяйствования фонды денежных средств по целевому назначению и также субъектами хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Здесь проявляется 1 из существенных черт движения денег в форме финансов, это образование различных доходов и накоплений часто в форме фондов различного целевого назначения. Таким образом, можно сделать вывод, что финансы обладают следующими чертами: денежный характер, распределительный характер, неэквивалентный характер, преимущественно фондовый характер, государственно принудительный (императивный) характер.

Финансы – совокупность экономических денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования децентрализованных и централизованных денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП и национального дохода.

Сущность финансов наиболее полно и подробно раскрывается посредством выполняемых ими функций.

Распределительная функция означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и НД. Эти процессы охватывают практически все стороны жизнедеятельности общества. Собственное распределение (первичное) означает, что после того, как продукт создан в сфере материального производства, он распределяется между его участниками. Часть продукта предназначена для возмещения, а оставшаяся часть распределяется между работниками и работодателями и используется для расширенного воспроизводства. Затем следует вторичное распределение (перераспределение). Объективная необходимость этого процесса вызвана тем, что на ряду с участниками материального производства общество состоит и из тех, кто в этом производстве непосредственно не участвует, но создает предпосылки его нормального развития (учителя, врачи, чиновники, венные деятели, деятели искусства, культуры). Также общество состоит из несовершеннолетних, нетрудоспособных, и все они должны получить свою долю в созданном продукте. Кроме того, государство, реализуя систему выработанных социально-экономических приоритетов, должно поддерживать и сознательно развивать отдельные отрасли, регионы, которые по каким-то обстоятельствам не имеют на то внутренних резервов. Первичное распределение происходит на уровне хозяйствующего субъекта (распределение выручки от реализации продукции), а на стадии перераспределения главная роль принадлежит государству, которое с помощью таких инструментов как бюджет, внебюджетные фонды, изымает часть созданного продукта в сфере материального производства и направляет его в другие сферы и тем самым осуществляет перераспределение национального дохода.

Очень связана с распределительной контрольная. Она осуществляется при проведении любой финансовой операции и действует одновременно с распределительной. Контрольная функция не сводится к простой констатации или мониторингу финансовой деятельности по результатам контроля корректируются финансовые планы, вносятся изменения в текущие финансовые показатели и т.д. объектом контроля является процесс формирования денежных фондов, целевая направленность использования средств этих фондов и эффективность их использования. Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Он осуществляется на микро и макро уровнях. На макро уровне предметом контроля является распределение ВВП и НД по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микро уровне – это контроль за результатами финансово-хозяйственной деятельности, за процессом формирования, распределения и использования их финансовых ресурсов. Целью контроля является рациональное расходование материальных, трудовых, природных, финансовых ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Кроме этого выделяют такие функции как, стимулирующая, стабилизирующая, регулирующая, воспроизводственная и т.д.

№2.

Финансовая система – совокупность различных сфер и финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды (доходы); совокупность различных сфер, звеньев, финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов, или учреждений по обслуживанию этих финансовых отношений.

Финансовая система России

Финансы хозяйствующих субъектов Финансы страхования Государственные и муниципальные финансы Финансы граждан и домохозяйств
Финансы коммерческих организаций Финансы некоммерческих организаций Финансы финансовых посредники Финансы общественных организаций Социальное Личное Имущественное Деятельность предпринимательских рисков Ответственность Федеральный бюджет Региональный бюджет Местный бюджет Внебюджетные фонды (пф РФ, ФОМС, социальное страхование) Государственный и муниципальный кредит  
 
 
 
 

В финансовые отношения вступают юридические лица, отдельные страны, государства.

Выделяют 2 принципа построения финансовых систем:

1. Принцип демократического централизма. По этому типу строятся финансовые системы с командно-административным типом управления, т.е. тоталитарные или социалистические страны. Блоки и звенья, построенные по этому принципу, характеризуются крайне слабой автономией, т.е. независимостью, номинально отдельные блоки имеют закрепленные за ними доходные источники и чёткую роспись полномочий, но такое положение на практике реализуется не в полной мере. В какие-то критичексие моменты вышестоящее звено может без серьезных правовых последствий распорядиться ресурсами нижестоящего звена. Ущемление прав и возможности принятия самостоятельных управленческих решений.

2. Принцип фискального или бюджетного федерализма. Считается наиболее распространенным в странах демократического типа. Его суть сводится к четкому разграничению функций между отдельными блоками и звеньями, а также источники финансовых ресурсов и полномочия, закрепленные за ними, не пересекаются.

Исходя из этого, можно определить основные принципы функционирования финансовой системы:

1. Наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений.

2. Функциональное назначение каждого блока и звена финансовой системы должно обеспечивать финансирование затрат на достижение субъектами финансовых отношений своих целей

3. Единство и взаимодействии всех блоков финн системы, вытекающих из общности источников первичных доходов и финансовой политики, направленных на согласование всех интересов

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса может осуществляться

аккумулируемыми субъектами хозяйства и государства.

№5.

Финансовые ресурсы – часть денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели простого и расширенного воспроизводства, удовлетворение социально-культурных потребностей, и для выполнения государством его функции. Помимо финансовых ресурсов денежные средства включают в себя кредитные ресурсы, денежные доходы населения, предприятий, пока те не обрели целевой направленности в рамках тех или иных фондов накопления или поступления.

Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, чем масштабней производство, тем масштабней финансовые ресурсы. Основой увеличения финансовых ресурсов и совершенствование общественного производства.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта. Но основным источником является НД, чистый доход.

Все источники ресурсов делят на внутренние и внешние.

Внутренние: ВВП, часть стоимости национального богатства.

Внешние: доходы от внешней экономической деятельности.

Для формирования финансовых ресурсов могут использоваться как заемные, так и привлеченные средства в виде кредитов банков, коммерческих кредитов, кредиторской задолженности, средств, получаемых от эмиссии ценных бумаг и так далее.

Виды финансовых ресурсов - те конкретные формы доходов, поступлений или накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения (амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи).

По субъектам формирования выделяют:

1. Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования

2. Ресурсы государства

3. Финансовые ресурсы граждан и домохозяйств

По степени централизации:

1. Централизованные - потребности воспроизводства на марко уровне

2. Децентрализованные финансовые ресурсы – обеспечивают денежными средствами воспроизводство на микро уровне.

Факторы, влияющие на размер финансовых ресурсов:

1. Общий объем ВВП и чистого дохода.

2. Объем прибыли.

3. Сумма косвенных налогов

4. Объем обязательных платежей во внебюджетные фонды.

5. Рациональность их использования.

Особое место в финансовых ресурсах занимают финансовые резервы – часть финансовых ресурсов, временно выбывших из оборота и вновь вступившего в него при наступлении непредвиденных обстоятельств. Они объективно необходимы для обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса и финансирования незапланированных мероприятий. Они создаются на всех уровнях хозяйствования и государства.

№6,7.

Финансовая политика.

Каждое государство для реализации поставленных целей, функций и задач разрабатывает соответствующую политику, которая называется финансовая политика. В её содержание включается:

1. выработка научно-обоснованной концепции развития финансов,

2. определение основных направлений использования финансов на текущий период и на перспективу,

3. определение практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. Задача – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами той или иной государственной программы экономического и социального характера.

Таким образом, финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределения и использования для выполнения государством его функций.

Также под финансовой политикой понимают совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных и отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

Субъекты финансовой политики – органы законодательной и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, а также конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, субъектов власти, населения.

Объекты финансовой политики – совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Финансовая политика – самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Разработка и успешная реализация её возможна лишь только при наличии у правительства четкой или ясной программы развития общества, с выделением интересов всего общества отдельных его групп, характеристикой текущих и перспективных задач, определением сроков и методов их решения.

Финансовую политику можно классифицировать по следующим признакам:

1. Территориальный – федеральная, региональная, местная.

По временному критерию:

1. Финансовая стратегия.

2. Финансовая тактика.

В зависимости от объектов воздействия:

1. Финансовая политика в сфере субъектов хозяйствования.

2. Финансовая политика в сфере государственных и муниципальных финансов.

№8.

Для реализации финансовой политики, успешного её проведения требуется соответствующий финансовый механизм– совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Он включает в себя все виды, формы, методы организации финансовых отношений, а также способы их количественного определения (нормы отчислений, объемы фондов, доходы государства, расходы государства).

Основные элементы финансовой политики:

1. Налоговая политика

2. Бюджетная политика

3. Денежно-кредитная политика

4. Ценовая политика

5. Таможенная политика

6. Социальная

7. Инвестиционная

8. Политика в области международных финансов.

№9.

Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, а также целей и задач их деятельности. Для обеспечения бесперебойного и непрерывного процесса воспроизводства субъекты власти и субъекты хозяйствования применяют различные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности финансово-хозяйственной деятельности, складывающейся в условиях.

Субъекты управления финансами – различные органы управления финансами, совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление.

Объекты – разнообразные виды финансовых отношений, государственные и муниципальные финансы.

Содержание управления финансами раскрывается 3 функциональными блоками или элементами: финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление, финансовый контроль.

Используются для научного обоснования текущего и перспективного развития эк-ки, изменения в конкретном периоде темпов роста, они обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов. В ходе прогнозирования исследуются возможные состояния финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяется реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования, направления использования. Прогнозы способствуют выработке финансовой концепции развития как страны, так и отдельного субъекта. Кроме того, они позволяют органам управления наметить разные варианты развития финансовой системы. На основе показателей финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период.

Планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития отдельного субъекта и страны в целом.

Второй элемент - процесс разработки комплекса мер, направленного на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и перераспределение в соответствии с потребностями финансовых ресурсов. Это необходимо из-за имеющихся текущих изменений условий функционирования и из-за наличия тенденций развития экономики.

Особая сфера деятельности гос власти местного самоуправления, а также финансовых служб организации по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Контроль осуществляется как в ходе планирования, так и в ходе прогнозирования, в ходе контроля сопоставляются текущие финансовые показатели с плановыми и проверяется адресность и целевое использование финансовых ресурсов и оценивается правомерность действий финансовых работников и служб, а также лиц, непосредственно принимающих участие в распределении и использовании финансовых ресурсов.

Финн планирование и прогнозирование

Фин планирование – совокупность мероприятий, проводимых органами гос власти, местного самоуправления, а также коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов (накоплений или поступлений), в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах соц-эк развития , бизнес-планах и документах, определяющих финн политику.

Цель планирования – обеспечение финн ресурсами воспроизводственных процессах в соответствии с прогнозами, бизнес-планами, и с учетом рыночных изменений и тенденций развития. Результатом финн планирования является составление финн плана.

Задачи финн планирования:

1. Определение объема и направление использования финн ресурсов и установление приоритетов расходования.

2. Определение объема финн ресурсов по каждому источнику поступления и общего объема.

3. Обеспече6ние сбалансированности материальных и финансовых ресурсов и их экономного и эффективного использования.

4. Создание условий для укрепления устойчивости бюджетов и организаций.

5. Определение экономически обоснованного размера финансовых резервов.

Это позволит предупредить возникновение диспропорций.

Фин прогнозирование – исследование конкретных перспектив развития финансов, субъектов власти и субъектов хозяйствования в будущем, это научно-обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финн ресурсов на перспективу.

№12.

Соц-эк сущность бюджета обусловлена целями и задачами, а также особенностями государственной деятельности, уровнем и характером экономического развития и необходимостью образования и расходования фонда денежных средств, который предназначен для обеспечения функции органов власти и местного самоуправления. Бюджет имеет экономическое и социально- политическое содержание.

Экономическое содержание.

Он формируется и используется путем применения метода, который называется бюджетный. То есть путем мобилизации денежных средств в бюджете и расходования их на безвозвратной безвозмездной основе.

Формально бюджет представляет собой роспись доходов и расходов. Утверждается законодательным органом страны – Федеральным собранием - и такое качество, как централизация средств в бюджете имеет важное экономическое и политическое значение, так как мобилизуемые доходы являются главным инструментом реализации, намеченных государством мероприятия. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития и осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

По экономической сущности гос бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юр и физ лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

К особенностям государственного бюджета относят:

1. Он является особой эконом формой перераспределительных отношений.

2. С его помощью происходит перераспределение национального дохода между видами экономической деятельности, субъектами страны, сферами хозяйственной деятельности и т.д.

3. В пропорции бюджетного перераспределения определяются потребностями расширенного воспроизводства больше, чем у других звеньев финансовой системы.

Основные функции бюджета:

1. Перераспределение национального дохода и ВВП.

2. Государственное регулирование и стимулирование экономики. За счет государственного бюджета обеспечивается поддержка наименее защищенных слоев населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования, культуры, решение социальных проблем.

3. Финансовое обеспечение социальной политики.

4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Профицит – превышение доходов над расходами.

Нулевой дефицит – баланс доходов и расходов.

Первоначальный профицит – превышение доходов над расходами без учетов расходов на обслуживание гос долга.

Реальность бюджетапредполагает постоянное соизмерение доходов и расходов и корректировку в соответствии с фактически полученными доходами, что создает в свою очередь гарантию финансирования расходов. Значение бюджета в экономике достаточно велико и он не может функционировать стихийно, то есть требуется управление финансовыми потоками.

№13.

Расходы федерального бюджета классифицируются по следующим признакам:

1. По своей роли в процессе воспроизводства: На финансирование материального производства и поддержания непроизводственной сферы.

2. По функциональному назначению: расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержания аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействия научно-техническому прогрессу, на обслуживание гос долга.

3. По времени: капитальные, текущие.

В условиях перехода к рынку структура расходов бюджета существенно меняется. Сокращение бюджетных ассигнований на народное хозяйство уменьшается.

Принципы бюджетного финансирования:

1. Достижение максимального результата при существующем уровне затрат.

2. Целевой характер бюджетного финансирования, дает возможность определить направление и хар-р использования средств из бюджета.

3. Предоставление бюджетных средств по мере выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований (постепенно).

4. Безвозвратность.

В последнее время шире практикуется бюджетное кредитование, проценты по ним либо не взимаются, либо более низкие, выдаются бюджетные кредиты по специальным распоряжениям правительства на выполнение целевых программ развития.

При предоставлении средств из бюджета, то есть в области расходов, сохранились до сих пор недостатки:

1. Бюджеты могут использоваться недостаточно эффективно

2. Имеет место нецелевое расходование средств.

3. Бюджетные расходы не решают проблему перераспределения средств в пользу социально-незащищенных слоев населения.

№14.

Доходы федерального бюджета – часть национального дохода, подлежащая централизации в федеральном бюджете. Доходы бюджета могут формироваться на налоговой и неналоговой основах, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся все налоги, установленные федеральным законодательством, а также таможенные пошлины.

Налоги по уровню управления:

Федеральные налоги – налог на прибыль организации, ндс, налог на доходы физ лиц, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина, сборы за право пользования водными биологическими ресурсами и за пользование объектами животного мира, акцизы, водный налог.

Региональные налоги – транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организации.

Местные налоги – налог на имущество физ лиц, земельный налог.

К неналоговым платежам относятся:

1. Субсидии

2. Субвенция

3. Дотации

4. Трансферты

5. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств других государств, пожертвования.

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взымаемый с физических и юридических лиц в пользу государства за ранее определенные сроки, на заранее определенных условиях для того, чтоб государство могло выполнять свои задачи и функции.

Элементы налога (являются элементами налога и налоговой системы):

1. Субъект – налогоплательщик (физ, юр лицо, налоговый агент)

2. Объект – капитал, доход, имущество, производство, реализация.

3. Налоговая база – количественное выражениеобъекта налогоплательщика.

4. Ставка – доля, которая будет уплачиваться в бюджет (адвалорная в %, твердая в руб)

5. Налоговый период – время, в течение которого налог должен быть определен, перечислен (в месс, год).

6. Порядок исчисления и уплаты ( как рассчитали и уплатили)

7. Порядок и сроки уплаты

8. Льготы.

№16.

Необходимость создания, их сущность, значение, классификация.

Необходимость создания внебюджетных фондов – продиктована необходимостью решения жизненных задач экономического и социального характера.

Благодаря внебюджетным фондам есть возможность обеспечить пенсионное, медицинское, социальное страхование, развитие автомобильных дорог, решение экономических проблем.

Внебюджетные фонды – стабильные, прогнозируемые источники денежных средств, которые используются для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного назначения и для финансирования региональных или ведомственных программ экономического развития.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, которые позволяют достаточно точно прогнозировать объем средств этих фондов и конкретизировать целевое использование этих финансовых ресурсов.

Сегодня внебюджетные фонды – механизм перераспределения национального дохода, иногда и части совокупного общественного продукта с целью защиты отдельных социальных групп населения и решения конкретных задач экономического характера.

Главная цель их создания – необходимость выделения важных для общества расходов и обеспечения их самостоятельными источниками дохода.

Внебюджетные фонды – совокупность финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении органов власти и имеют общецелевое общественное назначение, самостоятельные исочники формирования.

При этом у финансовых органов государственной власти появляются дополнительные инструменты для вмешательства в социальную сферу. Строгоцелевое использование средств обеспечивается более эффективным контролем за их использованием и при бюджетном дефиците средства внебюджетных фондов не используются

Классификация внебюджетных фондов:

1. По целевому назначению:

· Социальные (социальное страхование, пенсионное, медицинское)

· Экономическое (НИОКР, дорожный фонд)

2. По уровню управления:

· Федеральные

· Региональные

· Местные

3. По правовой форме:

· Государственные

· Негосударственные (негосударственный пенсионный фонд)

Источники образования внебюджетных фондов:

1. Специальные целевые отчисления предприятий, которые установлены законодательством.

2. Отчисления от прибыли предприятия

3. Прибыль от коммерческой деятельности соответствующего фонда

4. Займы

Постоянные – 1.

Временные – 2,3,4,5.

В число государственных социальных внебюджетных фондов входят:

1. ПФ

2. ФОМС

3. СРСС

Они аккумулируют средства для реализации важных гарантий – пенсионное, медицинское обеспечение, социальное страхование.

Их спецификой является четкое закрепление за ними доходных источников.

Социальные внебюджетные фонды – самостоятельные финансово-кредитные учреждения, но эта самостоятельность существенно отличается от финансовых самостоятельных других субъектов. То есть эти внебюджетные фонды организуют процессы использования средств в размерах и на цели, регламентированные государством.

(государство определяет уровень страховых платежей, изменяет структуру денежных выплат)

№ 20.

Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производственных сил и производственных отношений.

Теории происхождения денег:

1. Рационалистическая (субъективная). Происхождение денег – результат соглашения между людьми по использованию денег как инструмента обмена (Самульсон Гельбри, Брю)

2. Эволюционная (объективная). Деньги появились в результате развития обмена товара не зависимо от желания людей, когда в ходе длительного эволюционного процесса выделился особый товар, который выполнял роль денег (К. Маркс).

Появление денег связано с причинами:

1. Экономический рост

2. Общественное разделение труда

3. Выделение особого товара

4. Движение стоимости

5. Необходимость соблюдения эквивалентности обмена.

Деньги – экономическая категория, в которой проявляются и при участии в которой строятся экономические отношения. Они – самостоятельная форма меновой стоимости, средство обращения, платежа, накопления.

Деньги возникают при определенных условиях развития производства и экономических отношений в обществе и способствуют дальнейшему их развитию.

Под влиянием экономических условий меняются особенности функционирования денег.

Предпосылки появления денег:

1. Переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами.

2. Имущественное обособление производителей товара.

Соблюдение требований эквивалентности обмена – изменение стоимости товара исходя из затрат труда на их использование.

Важное значение имело то, что благодаря применению денег появилась возможность разделить единовременный процесс обмена товаром (бартер) на 2 разновременных процесса:

1. Продажа своего товара (товар-деньги)

2. Приобретение нужного товара в другое время и вдругом месте (деньги-товар).

Эволюция форм стоимости:

1. Простая, случайная – обмен носил случайный характер. Деньги выражены в натуральном выражении.1 товар выражал свою ценность в другом противостоящем ему товаре.

2. Полная, развернутая форма – вызвана крупным разделением труда, когда появилось скотоводство и земледелие. Товар противостоит множеству товаров-эквивалентов.

3. Всеобщая форма стоимости – из множества товаров-эквивалентов выделяется 1 товар, играющий на местном рынке роль эквивалента.

4. Денежная форма стоимости – с её возникновением весь товарный мир разделился на 2 части – 1. Товар. 2. Особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента (деньги).

Деньги являются товаром по своему происхождению, имеют товарную природу. Они стихийно выделились из всей массы товаров в результате развития товарообмена.

Специфические особенности денег:

1. Они обладают всеобщей непосредственной обмениваемостью

2. Обладают самостоятельной формой меновой ценности.

Роль денег в развитие эк-ки:

1. Формирование цен на товары, работы. Услуги.

2. Обслуживание обмена товарами, работами, услугами.

3. Формирование эффективной структуры производства в экономике

4. Создание стимулов для повышения производительности труда работников

5. Оценка результатов экономической деятельности различных субъектов рынка

6. Перераспределение вновь созданной стоимости

7. Развитие экономической интеграции между странами на основе взаимного обмена тру.

Функции, присущие деньгам:

1. Мера стоимости (мера ценности) – оценка стоимости товаров путем установления цен. Основой установления цен является величина их стоимости, которая прежде всего зависит от величины затрат общественно необходимого труда на изготовле6ние товаров. В ценах фиксируются необходимые затраты на производство отдельных видов товаров.

2. Средство обращения – деньги используются для оплаты приобретаемых товаров, при этом особенность заключается в том, что передача товара покупателю и его оплата происходит одновременно. В этой функции употребляются наличные денежные знаки здесь деньги используются кратковременно и одни и те же денежные знаки могут применяться многократно в различных сделках. Деньгами платят за товары, работы, услуги. Здесь большое значение имеет скорость обращения денег.

3. Средство платежа. Функцию выполняют деньги при предоставлении или погащении денежных ссуд при платежах за товары и услуги и при денежных взаимоотношениях с финансовыми органами. В это случае покупают товар в креит, оплачивают коммун услуги. Эту функцию выполняют и наличные деньги.

4. Средство накопления ( и сбережения). Деньги когда непосредственно не участвуют в обороте и в том числе в функция средства обращения и средства платежа, образуют денежные накопления. В состав денежных накоплений входят остатки наличных денег, хранящихся у отдельных граждан, а также остатки денег на счетах предприятий. Выполнение деньгами этой функции явл-ся важной предпосылкой развития кредитных отношений.

5. Мировые деньги. Проявляется во взаимоотношениях между странами или юридическими и физическими лицами, находящимися в различных странах. В таких взаимоотношениях деньги используются для оплаты товаров или для других операций, то есть деньгами оплачивают, покупают или их копят на мировом рынке.

№21.

История развития денег – история развития товарного обмена. По мере развития общественного производства меняются формы и виды денег. В процессе эволюции деньги принимали различные формы в зависимости от уровня развития товарных отношений. В своем развитии деньги прошли длительный путь от действительных денег знаком стоимости – заменителем действительных денег.

Исторически существовало 2 формы денег –

1. полноценные (действительные) имели товарную природу, обладали собственной внутренней стоимостью. К ним относились металлические деньги - слитки, монеты из серебра и золота, и их особенностью было то, что их номинальная стоимость в основном соответствовала стоимости содержащегося в них металла. Мет деньги имели разную форму (сначала –штучные, потом-весовые), их внешний вид также был разнообразный. Круглая форма – удобна для физ износа. Высшей формой полноценных денег были золотые. Они обладали собственной внутренней стоимостью и кроме этого выполняли функцию сокровищ. Покупательная способность полноценных денег зависела орт способности сохранять стоимость содержащегося в них металла. Воздействие государства на покупательную способность золотой денежной единицы ограничивалась в основном контролем за чеканкой монет. При изменении стоимости золота менялась и покупательная способность золотых денег. Для действительных денег характерна устойчивость. Постепенно полноценные деньги вытесняются неполноценными , происходит демонтизация золота – процесс утраты золотом функции денежного товара. 2.

2. Неполноценные деньги утрачивают товарную природу, не обладают собственной внутренней стоимостью,

Товарные деньги

Товарные (вещественные, натуральные, действительные, настоящие) деньги — деньги, в роли которых выступает товар, обладающий самостоятельной стоимостью и полезностью.

Но постепенно товарные деньги уходят из оборота. Они неудобны для частого обращения, так как слишком тяжелы, неделимы или портятся при хранении. Но самое главное — они слишком дороги в изготовлении. В настоящее время товарные деньги используются как средство сбережения и для коллекций.

Металлические деньги — это первая повсеместно распространенная и длительно существующая форма денег, сохранившая свое некоторое значение до настоящего времени. В роли денег выступали и медь, и бронза, и серебро, и золото. В настоящее время разменная монета изготавливается из разных сплавов, в которых используются никель, алюминий и другие металлы. Металлические деньги обеспечили прогресс не только в процессе обмена (торговле), но и создали стимулы к накоплению денег.

№22.

Содержание ден оборота, его структура и организация.

В лит-ре часто смешивают понятия денежное обращение и денежный оборот. Большинство авторов сходится на трм, что под денежным оборотом понимается движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве, то есть по сути это непрерывное движение денег в процессе выполнения ими своих функций.

Денежный оборот – совокупность всех расчетов и платежей, совершенных в стране за определенный период времени. Он включает в себя товарный оборот, оборот нетоварных платежей и расчетов в хозяйстве, перераспределительные операции.

Следует различать денежный оборот и платежный оборот – совокупность платежей с использованием денег в качестве средства платежа. Поэтому он включает все безналичные расчеты или платежи и часть налично-денежных, которые связаны с выплатой зар платы, оплатой долгов, то есть с обслуживанием кредита. Из определения денежного оборота следует, что он опосредуется движением денег в процессе выполнения ими двух функций: средства обращения и средство платежа.

По экономическому характеру операций структура денежного оборота состоит из следующих платежей:

1. За товары и услуги

2. За выполнение строительномонтажных работ

3. Оплата трда и платежи, приравненные к ней.

4. Страховые платежи.

5. Платежи в финансовой системе.

6. Платежи и расчеты с банковской системой.

7. Расчеты и платежи на финансовом и биржевом рынках (перераспределительные операции).

Рационально организованный денежный оборот должен соответствовать темпу роста ВВП и национального дохода.

По форме денежных потоков в денежном обороте различают:

1. Наличный денежный оборот - часть совокупного денежного оборота, в котором используются наличные деньги в качестве средства обращения и средства платежа. Включает все платежи наличными деньгами за определенный период времени. Он обслуживается банкнотами, казначейскими билетами и разменными монетами. Выделяют 3 канала эмиссии банкнот: 1. Банковское кредитование хозяйства, когда банкноты выпускаются вметсо коммерческих векселей. 2. Банковское кредитование правительства – банктноты имитируются в замен госуд казначейских долговых обязательств. 3. Пополнение госуд золотовалютного резерва .

Базируется на следующих принципах:

· Управление наличным денежным оборотом в централизованном порядке.

· Прогнозирование обращения наличных денег.

· Концентрация наличных денег в центральном банке.

Порядок использования наличных денег в хоз-ве..:

· Все организации должны хранить деньги в банке

· Каждой организацией в банке устанавливается лимит остатка кассы.

2. Безналичный денежный оборот - часть совокупного денежного оборота с использованием безналичных расчетов путем записи на счетах в банке или зачетов встречных требований хозяйствующих субъектов.

В странах с развитой рыночной экономикой он превышает 90%.

Под безналичными деньгами понимаются банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью платежных документов и пластиковых карт.

Условия и правила безналичного денежного оборота регламентируются Центральным банком. При этом платежные документы совершают движение между субъектами денежного обращения, а опосредуют это движение кредитные организации.

РКЦ – расчетно-кассовый центр – учреждение ЦБ РФ, которое осуществляет межбанковские расчеты и обслуживает движение денег на определенной территории. В расчетно-кассовом центре открыты корреспондентские счета коммерческих банков, расположенных на территории данного РКЦ.

Корреспондентский счет – счет, на котором отражаются расчеты, произведенные одним банком по поручению и за счет другого банка.

Корреспондентские счета бывают 2 видов: 1. Счета «ЛОРО» - ваш счет у нас. 2. «Ностро» - наш счет у вас.

Документооборот – движение расчетных документов с учетом времени их оформления и прохождения в пунктах расчета.

Механизм взаимного перехода денег из 1 сферы в другую играет существенную роль в обеспечении эластичности денежного оборота, его регулировании и осуществлении контроля за рациональным и экономным расходованием денег в связи с осуществлением коммерческими банками кассового обслуживания организации и населения необходимо обеспечить единые условия использования наличных денег и соблюдения одинаковых правил функционирования механизма перехода из одной формы в другую.

Этот переход во всех случаях осуществляется через кассы банков и организации.

Функции управления денежным оборотом страны выполняет ЦБ РФ, который через свои территориальные учреждения осуществляет учет наличного и безналичного денежных оборотов, а также определяет структуру денежной массы в обращении и регулирует ее.

№25

Денежная система – форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепеленная национальным законодательством. Национальная валютная система, которая ВТО же время относительно самостоятельна. Денежные системы сформировались в европе в период с 16 по 17 века в период укрепления государственной власти и формирования национальных рынков, хотя е отдельные элементы появились в более ранний период . объективные причины, обусловившие создание единой стабильной эластичной денежной системы:

1. Феодальная раздробленность, которая препятствовала образованию национального рынка.

2. Товарно-денежные отношения требовали устойчивости денежной системы и относительного постоянства стоимости денежной единицы.

Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги:

1. Как товар- всеобщий эквивалент

2. Как мера стоимости.

Исходя из этого различают 2 типа денежных систем:

1. Система металлического обращения при которой денежный товар (благородные металлы) непосредственно обращается и выполняет все функции денег. А креитные деньги в этом случае размены на металл.

2. Система обращения и денежных знаков. Система обращения кредитных и бумажных денег. Золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.

При металлическом обращении, в зависимости от того, какой металл в данной стране был принят в качестве всеобщего эквивалента и базой денежного обращения различают биметаллищм и монометаллизм.

Биметаллизм – денежная система, прни которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за 2 благородными металлами. При этом предусматривается свободная чеканка монет из этих металлов и их неограниченное обращение. Существовало 3 разновидности биметаллизма:

1. Система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанвливалось стихийно на рынке.

2. система двойной валюты. Соотношение устанавливалось государством в зависимости от спроса на металл и от политической и экономической ситуации в мире и в стране.

3. система хромающей валюты. Золотые и серебряные монеты служили законными средствами платежа, но не на равных основаниях, так как чеканка серебряных монет производилась в закрытом порядке в отличии от свободной чеканки золотых монет. Это фактически система двойной валюты «хромающая на серебряную ногу», то есть золото имеет более свободное обращение, чем серебряные деньги. Биметаллическая денежная система была противоречива и не устойчива и не соответствовала потребностям развитого товарного хозяйства и всеобщей мерой стоимости моет служить только 1 товар. Развитие товарного хозяйства требовало устойчивых денег и единого устойчивого эквивалента. Поэтому биметаллизм уступил место монометаллизму – такая денежная система, при которой 1 денежный металл служит всеобщим эквивалентом и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости, разменный на этот денежный металл.

В своем развитии в зависимости от того, какой металл являлся основой денежного обращения, различают виды монометаллизма – медный, серебряный, золотой. Различают следующие разновидности монометаллизма:

1. Золотомонетный стандарт

2. Золотослитковый стандарт

3. Золотодевизный стандарт.

Элементы денежных систем.

Как любая система ден сист состоит из ряда элементов:

1. Название денежной единицы как единицы денежного счета

2. Масштаб цен, то етсь средства в выражении стоимости в денежных единицах.

3. Виды денег и денежных знаков. Находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством.

4. Порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение.

5. Методы регулирования денежного обращения, то есть это комплекс мер госуд воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития.

Для того чтобы определить устойчивость денежной системы необходимо различать такое понятие, как денежная масса – совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих юр и физ лицам, а также государство.

Рассчитать объем денежной массы довольно сложно, так как возникает сложность в определении того, что относится к деньгам и что к ни мне относится. Из-за этих трудностей используется одновременно несколько денежных агрегатов – показатель объема ликвидных финансовых активов, используемых в экономике в качестве денег. Они исчисляются по принципу ликвидности, к наиболее ликвидным прибавляются менее ликвидные средства.


Наши рекомендации