Государственных финансовых резервов (резервных фондов)

Устойчивое развитие и финансовое обеспечение экономики во многом зависят от наличия финансовых резервов. Необходимость их формирования вытекает из необходимости бесперебойного финансового обеспечения воспроизводственного процесса в условиях постоянно сопровождающих его рисков, неопределенности и различного рода отклонений от запланированных параметров под влиянием меняющейся внутренней и внешней среды.

Финансовое резервирование предполагает выведение из процесса воспроизводства общественных благ определенной части государственных финансовых ресурсов. В этой связи особую важность приобретает вопрос о количественных параметрах государственных финансовых резервов и их оптимизации. С одной стороны, резервы не должны быть избыточными, поскольку в этом случае они превращаются в фактор сдерживания общественного развития. С другой стороны, резервы должны быть достаточными для выполнения своего общественного предназначения.

Целью государственного финансового резервирования является обеспечение стабильности экономики страны и условий для ее устойчивого социально-экономического развития.

Задачами финансового резервирования являются:

– стабильное финансирование государственных расходов в периоды экономической депрессии и спада производства;

– повышение запаса финансовой прочности экономики;

– создание условий для повышения инвестиционной привлекательности экономики страны;

– изъятие из обращения излишней денежной массы для сдерживания инфляционных процессов;

– регулирование валютного рынка;

– досрочное погашение внешнего государственного долга;

– финансирование дополнительных, сверхплановых государственных расходов по предоставлению общественных благ;

– дополнительная поддержка пенсионеров и других малообеспеченных социальных групп населения.

Государственные финансовые резервы (резервные фонды) являются самостоятельным звеном системы централизованных финансов. Они делятся на две большие группы, различающиеся по форме образования и использования, учета и управления:

1. Резервные фонды, образуемые и используемые, учитываемые и управляемые в составе расходов бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления;

2. Резервные фонды стабилизационного, сберегательного и иного типа, формируемые и используемые в особом порядке, учитываемые и управляемые обособленно в составе системы централизованных финансов.

В РФ первая группа финансовых резервов включает резервные фонды Президента РФ (не более 1% расходов федерального бюджета), Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местной администрации (не более 3% общего объема доходов соответствующего бюджета).

Данные резервные фонды не обладают статусом самостоятельного звена системы централизованных финансов. Такой статус распространяется только на вторую группу финансовых резервов – государственные финансовые резервы и резервные фонды стабилизационного, сберегательного и иного типа.

Общая классификациягосударственных финансовых резервов (с учетом зарубежной и российской финансовой практики):

1. По форме образования и использования:

- фондовые (государственные стабилизационные и резервные фонды, фонды будущих поколений и т.п.);

- нефондовые (золотовалютные резервы и плановый бюджетный профицит).

2. По источникам формирования:

- резервы, образуемые за счет нефтегазовых доходов;

- резервы, формируемые за счет иных чрезвычайных государственных доходов.

3. По субъектам управления:

- резервы, управляемые министерством финансов или подобной правительственной структурой (резервные фонды всех разновидностей);

- резервы, управляемые центральным банком страны (валютные и золотовалютные резервы);

4. По видам:

- стабилизационные фонды (Венесуэла, Колумбия, Нигерия, Кувейт, Норвегия, Чили, штат США Аляска, Россия – до 2008 г. и др.);

- фонды будущих поколений (Кувейт, Оман, штат США Аляска, Россия – фонд национального благосостояния с 2008 г. и др.);

- резервные фонды (Гонконг, Сингапур, Эстония, ЮАР, Россия – с 2008г. и др.);

- валютные и золотовалютные резервы (большинство развитых стран);

- плановый профицит бюджетов органов государственной власти (Россия и некоторые другие страны).

Названные виды государственных финансовых резервов формируются за счет «избыточных» (по отношения к определенному национальным законодательством уровню) доходов или дополнительных доходов бюджета от экспорта природных ресурсов (сырья) и энергоносителей, доходов от приватизации государственного имущества и других чрезвычайных доходных поступлений, а также доходов от управления средствами резервов (фондов).

Наши рекомендации