Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводи­телей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСН) установлена в соответствии с положениями части первой НК РФ и главы 26_1 части второй НК РФ. Напомним, что в 2001 г. часть вторая НК РФ была дополнена разделом VIII.I "Специальные налоговые режимы", в который и входит гл. 26__1. Указанный раздел вступил в силу с 1 января 2002 года.

ЕСН вводится в действие на территории конкретного субъекта РФ

законом соответствующего субъекта РФ об этом налоге. Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, переводятся на уплату налога:

независимо от численности работников;

при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими

на сельскохозяйственных угодьях (объектах налогообложения в соот­ветствии со ст. 346_3 Кодекса), в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих сельхозтовар производителей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%.

Уплата налога сельхозтовар производителями предусматривает замену для них совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии со статьями 13, 14 и 15 НК РФ (или соответствующими статьями Закона об основах налоговой системы), за исключением следующих налогов и сборов:

НДС;

акцизов; платы за загрязнение окружающей природной среды;

налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

государственной пошлины;

таможенной пошлины;

налога на имущество физических лиц (в части жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей);

налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; %/ лицензионных сборов. Сельхозтовар производители, переведенные на уплату налога:

• уплачивают также страховые взносы на обязательное пенсионное стра­хование в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспе­чении;

• не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ. Не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и др.), определяемые по перечню, утверждаемому законодательными (пред­ставительными) органами субъектов РФ в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ.

Объектом налогообложения являются сельскохозяйственные угодья,

находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании. Налоговой базой по ЕСН признается сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, являющихся объектом налогообложения. Методика определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий устанавливается и утверждается Правительством РФ.

Налоговым периодом по ЕСН является квартал.

Налоговая ставка ЕСН устанавливается законодательными (предста­вительными) органами субъектов РФ в рублях и копейках с одного со­поставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территориях.

Размер налоговой ставки определяется как отношение 1/4 суммы налогов и сборов, подлежавших уплате сельхозтовар производителями в бюджеты всех уровней в соответствии с общим режимом налогообложения за предшествующий календарный год, за исключением налогов и сборов, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату налога, к сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий.

В случае если сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собствен­ности, во владении и (или) в пользовании сельхозтовар производителей, расположены на территориях нескольких субъектов РФ, которые ввели налог, при определении размера ставки налога предусмотренная сумма налогов и сборов распределяется между соответствующими субъектами РФ пропорционально площадям сельскохозяйственных угодий, расположенных на территориях этих субъектов. При этом законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе повышать (понижать) такую налоговую ставку не более чем на 25% для отдельных категорий налогоплательщиков.

Размер налоговой ставки для налогоплательщиков, у которых сумма полученного дохода за налоговый период в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий более чем в 10 раз превышает ее кадастровую стоимость, увеличивается на 35%.

Не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения сельскохозяйственных угодий должна представляться налоговая дек­ларация.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком как произведение на­

логовой ставки и налоговой базы. Перевод на уплату налога не освобождает организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей от обязанностей, установленных действующими нормативными правовыми актами РФ по представлению в налоговые органы бухгалтерской и иной отчетности по налогам и сборам.

Порядок и сроки уплаты налога. Налог уплачивается налогоплательщиком по месту нахождения сельскохозяйственных угодий в срок не позднее 20го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с положениями ст. 346_9 НК РФ суммы налога, уплачи­ваемые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными 1фсдпринимателями, зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения по следующим нор­мативам:

в федеральный бюджет - 10,0% общей суммы налога; §/ бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты - 80,0 %;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2%;

территориальные фонды обязательного медицинского страхования 3,4%;

70. УСН (упрощённая система налогообложения).

не является отдельным видом налога – это специальный налоговый режим. Таковым признаётся особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, которым в том числе может быть предусмотрена и замена совокупности налогов и сборов одним налогом.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
малые предприятия, уплачивающие единый налог, освобождаются от: 1. Федеральных налогов, к которым относятся:
- налог на добавленную стоимость; - налог на операции с ценными бумагами; - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации; - платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации; - подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий; - налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации; - сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний; - налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
2. Региональных налогов, к которым относятся следующие налоги: - налог на имущество предприятий; - лесной доход; - плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
От местных налогов, к которым, в частности, относятся: - налог с продаж; - налог на рекламу; - земельный налог; - налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
Условием перехода на упрощенную систему является соответствие требованиям закона РФ №222 от 29.12.95г., а именно:

1. Предельная численность до 15 человек (среднесписочная численность работающих, включая работников по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, за отчетный период не должна превышать 14 человек);

2. Совокупный размер валовой выручки не более 100000 МРОТ

3. Не попадают под действие упрощенной системы организации, производящие подакцизную продукцию; организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий; кредитные организации; страховщики; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; предприятия игорного и развлекательного бизнеса; хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности; а также некоммерческие организации.

4. Получение разрешения (патента) региональной ГНИ. Патент организациям выдается при условии, что

-общее число работников не превышает предельной численности;

-организация не имеет просроченной задолженности;

-если сданы все декларации и бухгалтерская отчетность.

Для перехода на упрощенную систему, кроме вышеперечисленных условий, необходимо подать заявление на выдачу патента в установленной форме не позднее, чем за один месяц до начала очередного квартала, в тот налоговый орган, в котором организация или предприниматель зарегистрированы как налогоплательщик. Патент выдается на один календарный год. При получении патента организация или предприниматель должны также представить книгу учета доходов и расходов, в которой указываются наименование организации (ФИО предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и прочих счетов, открытых в банках.

Объектом налогообложения организаций в упрощенной системе является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или выручка, полученная за отчетный период.

Наши рекомендации