Оценка аудиторского риска. Составные части модели аудиторского риска

Аудиторские орг-ии в ходе проведения проверок не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.

Вероятность того, что заключение об отсутствии ошибок будет верным, зависит от 3 факторов:

* бухгалтерского учета предприятия;

* надежности систем контроля;

* аудиторских процедур.

Т.о. различают 3 вида рисков: учета, контроля и аудит-их процедур.

При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций: высокий; средний; низкий.

Риск учетазаключается в том, что деят-ть различных служб может приводить к ошибкам в бух отчетности. Данный риск зависит от особенностей деят-ти пред-ия, делового окружения, стиля руководства, квалификации персонала, экон-ой ситуации в стране и т.д.

Риск контроля заключается в невыявлении ошибок системой внутреннего контроля пред-ия и полностью зависит от деят-ти администрации пред-ия. предполагается, что риск контроля обратно пропорционален риску учета, так как система контроля нацелена на поиск ошибок, допущенных в учете.

Аудитор, оценивая риск внутреннего контроля, может использовать тестирование, включающее:

* проверку документов, подтверждающих функционирование внутреннего контроля (например, проверка документов на наличие необходимых подписей, реквизитов);

* опрос и наблюдение за контрольными процедурами, которые не находят письменного подтверждения;

* повторение процедур контроля (например: сверка записей по банковскому счету с выписками банка).

Значение риска аудиторских процедур определяется величиной рисков Учета и Контроля.

Для того, чтобы измерить вероятность необнаружения ошибки, аудитор предварительно оценивает вероятность того, что эта ошибка присутствует в учете и не выявляется системой контроля клиента. Рассчитанное вероятностное значение используется аудитором для расчета кол-ва доказательств, которые необходимо собрать. Это кол-во и составит аудиторскую выборку, объем которой будет обратно пропорционален величине риска аудит-ой процедуры. Если аудитор допускает в своей работе больший риск необнаружения, ему необходимо меньше доказательств, чем в том случае, когда для него приемлем низкий риск.

Общий риск, т.о., есть доверительная вероятность правильности предположения об отсутствии ошибок в проверенном аудитором счете.

Для определения доверительной вероятности отсутствия ошибки может использоваться мультипликативная модель зависимости 3 видов риска: P = I – (1 – I)*(1 – C)*(1 – R)

Р - доверительная вероятность отсутствия ошибки;

I - доверительная вероятность отсутствия ошибки в учете;

C - доверительная вероятность выявления ошибки системой контроля;

R – довер-ая вер-ть нахождения ошибки при проведении аудит процедур.

Существует аддитивная модель, в которой значения I, C, R заменяются на соответствующие коэффициенты: р = i + c + r

Каждой величине вероятности соответствуют определенные коэф-ты.

Удобство - простота расчета риска аудит процедур по заранее установленным рискам учета и контроля. Аудитор заранее задает значения не зависящих от него коэффициентов I, C, R, выбирает общую доверительную вероятность проверки и расчитывает риск аудит проверки. r = р - i - c

Признаки, указывающие на высокую вероятность присутствия ошибок: наличие ошибок в прошлом; необычные остатки по счетам; отраслевые и общеэкон-ие риски; необычные изменения в течение года; риски в деят-ти руководства; наличие ошибок в орг-ции учета; применение неверных учетных методик; значительная стоимость или высокая ликвидность; несистематические (неповторяющиеся) учетные записи; операции с повышенным риском и мошенничеством.

Предплановая подготовка и планирование аудита.

Планирование аудиторской проверки. Составление программы проверки

Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, составлении общего плана аудит проверки, разработке аудит-ой программы и конкретных аудит процедур, оценке объема аудит проверки.

Планирование аудита должно осуществляться до письма-обязательства и заключения договора.

При планировании должны соблюдаться принципы:

Комплексность - все этапы план-ия аудита д б связаны и согл-аны между собой.

Непрерывность – выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам.

Оптимальность – гибкость планирования в выборе наиболее рационального варианта плана.

При планировании выделяют следующие этапы:

- предварительное планирование аудита;

- подготовка и составление общего плана аудита

- подготовка и составление программы аудита.

Предварительное планирование.

На этом этапе следует получить информацию об: организационной структуре клиента; особенностях его производственной деят-ти; о круге его поставщиков и покупателей; дочерних и зависимых орг-ях; рентабельности и порядке распределения получаемой прибыли; системе внутреннего контроля; курсе его акций; принципах формирования оплаты труда персонала и т.д.

Все это целесообразно отразить в рабочей документации.

Подготовка общего плана и программы аудита.

На этом этапе следует установить уровень существенности и дать оценку аудит рисков. Стандартом предполагается возможность согласования с клиентом общего плана и программы аудита. При этом аудит орг-ия является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

С помощью проведения аналитических процедур аудит орг-ия должна выявить области, значимые для аудита. Составляя общий план и программу аудита, аудит орг-ии следует учитывать степень автоматизации обработки учетной инф-ии.

В общем плане аудит орг-ия определяет способ проведения аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку. Аудитор должен предусмотреть сроки проведения аудита и его график, время подготовки аудиторского заключения и письменного отчета. При этом необходимо учесть следующие факторы:

- реальные затраты труда, необходимые для работы;

- затраты времени предыдущей аудиторской проверки;

- уровень существенности;

- сформированные оценки аудиторского риска.

Программа аудита – может представлять собой детальный перечень содержания аудит процедур. Одновременно программа может служить средством контроля за качеством и временем проверки.

Программа может содержать перечень тестов средств и аудит процедур по существу (включают в себя детальную проверку верности отражения в БУ оборотов и сальдо по счетам).Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы БУ он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу БУ.

Программа аудита может корректироваться в ходе работы. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу программы, документально отраженные в рабочих документах являются факт материалом для составления аудит заключения, а сделанные в ходе проверки этих разделов замечания целесообразно использовать при подготовке развернутого отчета аудитора руководству орг-ии клиента по итогам проведения аудита.

Наши рекомендации