Порядок внесения записи в Единый реестр

А. Для включения в Единый реестр юридическое лицо (далее - заявитель) направляет любым видом почтовой связи в Ростуризм (107084, г. Москва, ул. Мясницкая, 47) заявление в письменной форме (Приложение 3.1).

К заявлению прилагаются следующие документы:

1. Копия устава (нотариально заверенная), учредительный договор или решение о создании (заверенные подписью руководителя и печатью организации)[6].

2. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица – ОГРН (нотариально заверенная).

3. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе – ИНН (нотариально заверенная).

4. Оригинал или копия документа (нотариально заверенная) о финансовом обеспечении[7].

5. Информационная справка об адресах (местах нахождения) и почтовых адресах юридического лица, его структурных подразделений[8], осуществляющих туроператорскую деятельность (заверенная подписью руководителя и печатью организации)[9]. См. Приложение 3.2.

6. Копия приказа либо решения учредителей (участников) о назначении на должность и подтверждающего полномочия руководителя юридического лица (заверенная подписью руководителя и печатью организации).

7. Ксерокопия паспорта (страницы с отметками) руководителя юридического лица, а при отсутствии паспорта - иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством РФ[10].

8. Копию бухгалтерской отчетности за отчетный год – для туроператоров, планирующих осуществлять деятельность в сфере выездного туризма и ранее уже осуществлявшие такую деятельность.

Копия бухгалтерской отчетности предоставляется в следующем составе:

8.1. бухгалтерский баланс;

8.2. отчет о прибылях и убытках;

8.3. отчет об изменениях капитала;

8.4. отчет о движении денежных средств;

8.5. приложения к бухгалтерскому балансу;

8.6. отчет о целевом использовании полученных средств (для общественных организаций (объединений);

8.7. аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности туроператора, если он, в соответствии с федеральными законами, подлежит обязательному аудиту;

8.8. пояснительная записка к бухгалтерской отчетности (разъяснения и рекомендации Ростуризма о пояснительной записке – см. Приложение 3.3)[11].

Юридические лица, намеренные осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма и ранее не осуществлявшие такую деятельность, должны иметь финансовое обеспечение в размере не менее 30 миллионов рублей. При этом перечисленные в п. 8 документы ими не представляются.

9. Реестровая карточка (заверенная подписью руководителя и печатью организации). См. Приложение 3.4.

Б. Одновременно туроператор вправе направить в Ростуризм заявление о выдаче Свидетельства о внесении сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр туроператоров (Приложение 3.5).

Документы, перечисленные в п. А и Б, направляются скомплектованными и подшитыми в папку-скоросшиватель (картонный) с описью вложения прилагаемых документов. Страницы комплекта документов должны быть пронумерованы сквозной нумерацией в соответствии с описью. Нумерация проставляется внизу каждой страницы по центру либо справа от центра.

В. Поступившие документы регистрируются. Ростуризм не позднее пяти дней со дня поступления заявления и необходимых документов принимает решение о внесении сведений о туроператоре в Единый реестр, либо об отказе во внесении таких сведений. Решения оформляются приказом Ростуризма (пример приказа – Приложение 3.6). Приказы размещаются на сайте Ростуризма: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140443/

Г. В случае принятия Ростуризмом решения об отказе во внесении сведений о туроператоре в Единый реестр, заверенная в установленном порядке копия указанного решения, содержащего основания для отказа, направляется туроператору с уведомлением о ее вручении либо вручается под расписку руководителю туроператора или иному лицу, уполномоченному представлять туроператора.

Основаниями для отказа во внесении сведений о туроператоре в Единый реестр являются:

- представление недостоверных сведений о туроператоре;

- несоответствие имеющегося у туроператора финансового обеспечения требованиям, предусмотренным Законом о турдеятельности.

Д. После внесения необходимых сведений в Единый реестр туроператоров и при наличии заявления, указанного в п. Б, оформляется Свидетельство о внесении сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр туроператоров.

Оно направляется по почтовому адресу туроператора в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре, либо выдается лицу, указанному в заявлении.

Е. При заключении туроператором государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, туроператору может потребоваться Выписка из Единого реестра (форма – Приложение 3.7).

Кроме того, при осуществлении деятельности по выездному туризму, выписка может потребоваться для аккредитации туроператора в консульских учреждениях иностранных государств для оформления виз туристам.

Выписка предоставляется на основании письменного заявления туроператора, составленного в произвольной форме и направленного в Ростуризм любым видом почтовой связи.

Единый реестр ведется на бумажных и электронных носителях и размещается на официальном сайте Ростуризма: http://reestr.russiatourism.ru/. Ростуризм не реже одного раза в год публикует в государственных периодических печатных изданиях, а также размещает и актуализирует на своем сайте в сети Интернет следующие сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре:

- полное и сокращенное наименования;

- адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

- адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Полные сведения о туроператоре, содержащиеся в Едином реестре, предоставляются Ростуризмом по письменным запросам государственных органов, органов местного самоуправления, в иных, предусмотренных законодательством случаях.

Необходимо иметь ввиду, что согласно Положению о ведении единого федерального реестра туроператоров, за рассмотрение заявления юридического лица о внесении сведений о нем в Единый реестр, за внесение этих сведений в реестр, а также за предоставление заинтересованным лицам информации из реестра плата не взимается.

5.3.2. Продление включения сведений о туроператоре в Единый реестр.

Финансовое обеспечение туроператорской деятельности (договор страхования или банковская гарантия) имеет срок действия. Если по истечении этого срока туроператор имеет намерение продолжать туроператорскую деятельность, то в соответствии со ст. 17.3 Закона о турдеятельности, ему необходимо получить финансовое обеспечение на новый срок. Сведения о наличии нового финансового обеспечения должны быть представлены туроператором не позднее, чем за три месяца до истечения срока действующего финансового обеспечения.

Для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином реестре, в связи с получением финансового обеспечения на новый срок (продлением), туроператору необходимо представить в Ростуризм любым видом почтовой связи следующие документы:

1. заявление (примерная форма – Приложение 3.8).

2. документ о финансовом обеспечении на новый срок (договор страхования ответственности туроператора или выданная на новый срок банковская гарантия). Документ представляется в оригинале либо в нотариально заверенной копии.

3. Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного выездного туризма, - копия бухгалтерской отчетности на конец отчетного года или заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Копия бухгалтерской отчетности представляется в следующем составе:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о прибылях и убытках;

- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- приложения к бухгалтерскому балансу;

- отчет о целевом использовании полученных средств (для общественных организаций (объединений);

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности туроператора, если он в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

- пояснительная записка, в которой содержится существенная информация о туроператоре, его финансовом положении, в том числе о денежных средствах, полученных от реализации туристского продукта на конец отчетного года.

Если законодательством РФ предусмотрено обязательное опубликование юридическим лицом данных бухгалтерской отчетности, перечисленные документы могут не предоставляться, при этом необходимо приложить письмо с указанием источника опубликования таких данных.

Копия бухгалтерской отчетности представляется вместе с подтверждением о принятии бухгалтерской отчетности налоговым органом – квитанцией о почтовом отправлении бухгалтерской отчетности с описью вложения, либо отметкой на копии бухгалтерской отчетности о ее принятии налоговым органом, либо квитанцией о приемке бухгалтерской отчетности налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если туроператор находится на упрощенной системе налогообложения, предоставление копии бухгалтерской отчетности не требуется. Вместо копии бухгалтерской отчетности ему необходимо представить подписанную руководителем и бухгалтером и заверенную печатью туроператора копию поданного в налоговый орган заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.

4. Одновременно туроператор вправе направить в Ростуризм заявление о выдаче Свидетельства о внесении сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр туроператоров в связи с представлением документа о финансовом обеспечении на новый срок (Приложение 3.5).

5.3.3. Изменение сведений, содержащихся в Едином реестре.

При изменении сведений о туроператоре, внесенных в Единый реестр, он обязан не позднее 10 дней со дня изменения сведений уведомить об этом в письменной форме Ростуризм и представить документы, подтверждающие достоверность этих изменений, либо засвидетельствованные в нотариальном порядке копии этих документов.

А. Необходимые документы при изменении сферы туроператорской деятельности:

- заявление в Ростуризм о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином реестре (примерная форма – Приложение 3.9);

- документ о финансовом обеспечении (новая редакция или дополнительное соглашение к действующему документу) (оригинал или нотариально заверенная копия).

Б. Необходимые документы при изменении наименования и/или юридического адреса:

- заявление в Ростуризм о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином реестре (примерная форма – Приложение 3.9);

- новая редакция устава или изменения в устав (оригинал или нотариально заверенная копия);

- свидетельство из Инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС) о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (нотариально заверенная копия).

В. Необходимые документы при изменении почтового адреса:

- заявление в Ростуризм о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином реестре (примерная форма – Приложение 3.9);

Г. Необходимые документы при изменении сведений об учредителях:

- заявление в Ростуризм о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином реестре (примерная форма – Приложение 3.9);

- новая редакция устава или изменения в устав (оригинал или нотариально заверенная копия);

- протокол общего собрания учредителей или решение единственного участника (копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации);

- свидетельство из ИФНС о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (нотариально заверенная копия).

Д. Необходимые документы при изменении сведений о руководителе юридического лица:

- заявление в Ростуризм о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином реестре (примерная форма – Приложение 3.9);

- свидетельство из ИФНС о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (нотариально заверенная копия);

- копия паспорта руководителя (только заполненные страницы) (в заверении не нуждается);

- приказ о назначении на должность (копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации).

Е. Необходимые документы при переходе на иной режим налогообложения:

- заявление в Ростуризм о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином реестре (примерная форма – Приложение 3.9);

- заявление в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения (копия, заверенная подписью руководителя и бухгалтера и печатью организации).

Ж. Необходимые документы при изменении данных бухгалтерской отчетности, свидетельствующих о необходимости увеличения размера финансового обеспечения:

- заявление в Ростуризм о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином реестре (примерная форма – Приложение 3.9);

- копия бухгалтерской отчетности в следующем составе: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; приложения к бухгалтерскому балансу; отчет о целевом использовании полученных средств (для общественных организаций (объединений);

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности туроператора, если он в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

- пояснительная записка, в которой содержится существенная информация о туроператоре, его финансовом положении, в том числе о денежных средствах, полученных от реализации туристского продукта

Документы представляются вместе с подтверждением о принятии бухгалтерской отчетности налоговым органом.

5.4. Исключение сведений о туроператоре из реестра.

Ростуризм исключает сведения о туроператоре из Реестра в случаях:

1) ликвидации туроператора.

Ликвидация юридического лица влечет за собой прекращение его правоспособности и дееспособности без перехода прав и обязанностей к другому (другим) лицу.

В этом случае сведения о туроператоре исключаются из реестра со дня, следующего за днем, когда Ростуризму стало известно о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что туроператор находится в процессе ликвидации, либо со дня, следующего за днем публикации о предстоящем исключении туроператора из Единого государственного реестра юридических лиц.

При этом следует отметить, что законодательством не установлен порядок предоставления Ростуризму информации о том, что туроператор находится в процессе ликвидации.

2) прекращения деятельности туроператора в результате его реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования.

Реорганизацией юридического лица гражданским законодательством признается его слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

В случае реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, разделения или выделения юридическое лицо фактически перестает существовать, его имущество сливается с имуществом другого (других) лица (лиц), присоединяется к имуществу другого лица или разделяется в соответствии с разделительным балансом.

Преобразование юридического лица подразумевает под собой смену юридическим лицом своей организационно-правовой формы, но не прекращение деятельности данного юридического лица. В связи с этим реорганизация в форме преобразования не влечет за собой исключение сведений о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц.

В случае же реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения или выделения сведения о туроператоре исключаются со дня, следующего за днем, когда Ростуризму стало известно о завершении реорганизации туроператора.

3) непредставления туроператором в Ростуризм сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок.

Сведения о туроператоре исключаются из Единого реестра со дня, следующего за днем истечения срока представления сведений о наличии финансового обеспечения на новый срок.

В соответствии со ст. 17.3 Закона турдеятельности финансовое обеспечение на новый срок должно быть получено туроператором не позднее трех месяцев до истечения срока действующего договора. Также не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения сведения о наличии финансового обеспечения на новый срок должны быть направлены в Ростуризм.

4) непредставления в соответствии с ч. 10, 11 ст. 17.5 Закона о турдеятельности туроператором в течение 30 календарных дней со дня выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии документа, подтверждающего увеличение размера финансового обеспечения туроператора до размеров, предусмотренных Законом.

Решение об исключении сведений о туроператоре из Единого реестра оформляется приказом Ростуризма и вступает в силу со дня его принятия. Заверенная в установленном порядке копия решения, содержащего основания для исключения сведений о туроператоре из Реестра, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется туроператору с уведомлением о ее вручении либо вручается под расписку руководителю туроператора или иному лицу, уполномоченному представлять туроператора.

Федеральное агентство по туризму не позднее трех дней со дня принятия указанного решения размещает его на своем сайте в сети Интернет.

Решение об исключении сведений о туроператоре из Реестра может быть обжаловано в арбитражном суде.

Возможна ситуация, когда сведения о туроператоре могут быть исключены из Единого реестра, хотя туроператор в собственной деятельности полностью выполняет все условия и правила работы на рынке. Так может произойти в случае отзыва у страховой организации лицензии на право осуществления страхования гражданской ответственности туроператора, отзыва у кредитной организации (банка) лицензии на осуществление банковских операции (к которым относится также выдача банковских гарантий), признания организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение (страховщик, гарант) несостоятельной (банкротом). Это будет означать отсутствие у туроператора финансового обеспечения деятельности.

В таком случае туроператор в разумный срок принимает необходимые меры по заключению нового договора страхования гражданской ответственности туроператора, либо получения новой банковской гарантии и направляет соответствующие документы в Ростуризм.

5.4. Региональные туристские реестры.

Одним из инструментов, с помощью которого субъекты РФ могут регулировать и развивать туристскую деятельность на своей территории, является региональный туристский реестр.

Федеральное законодательство не предусматривает такого реестра, поэтому он может формироваться только на добровольной основе. Тем не менее, для формирования позитивной деловой репутации на территории региона, повышения уровня доверия потребителей, туристские фирмы могут быть заинтересованы во включении в подобный реестр.

Субъекты РФ формируют нормативную основу формирования реестра самостоятельно, поэтому региональные реестры по структуре, форме, значению, технологии формирования и т.д. могут отличаться.

Рассмотрим вопросы создания и ведения туристского реестра на примере Новосибирской области.

Существование Туристского реестра Новосибирской области (далее – Реестр НСО) предусмотрено Законом Новосибирской области от 17 июля 2006 г. № 22-ОЗ «О государственной поддержке развития туристской индустрии Новосибирской области» (далее – Закон НСО).

Реестр НСО представляет собой перечень субъектов туристской деятельности, субъектов туристской индустрии и туристских ресурсов на территории Новосибирской области, формируемый на добровольной основе (ст. 2 Закона НСО). Создание и ведении Реестра НСО относится к полномочиям правительства Новосибирской области. В структуре правительства вопросами туризма, в т.ч. созданием и ведением Реестра НСО, ведает Комитет внешнеэкономического сотрудничества.

Постановлением администрации Новосибирской области от 06 июня 2007 г. № 59-па утверждено Положение о туристском реестре Новосибирской области (далее – Положение о Реестре НСО).

Реестр НСО создается в целях учета субъектов туристской деятельности, субъектов туристской индустрии и туристских ресурсов на территории Новосибирской области, защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов.

Реестр состоит из трех разделов: туристские ресурсы Новосибирской области[12], субъекты туристской деятельности[13], субъекты туристской индустрии[14].

Для внесения в Реестр НСО туристский ресурс должен отвечать следующим требованиям (ст.7 Положения о Реестре НСО):

- обладание природной, исторической, духовной ценностью;

- пригодность для ведения туристско-рекреационной деятельности;

- экологическая безопасность.

В Реестр НСО (раздел «Субъекты туристской деятельности»), согласно ст. 8 Положения о Реестре НСО, включаются только:

- туроператоры, сведения о которых внесены в Единый реестр;

- турагенты, имеющие договоры с туроператорами, внесенными в Единый реестр.

К субъектам туриндустрии для внесения в Реестр НСО предъявляются требования, установленные ст. 9 Положения о Реестре НСО:

- наличие государственной регистрации юридического лица;

- наличие регистрации в налоговых органах;

- наличие (отсутствие) категории, соответствующей системе классификации гостиниц и других средств размещения;

- наличие возможности размещения организованных туристских групп.

Процедура внесения в Реестр НСО, порядок подачи документов и принятия решений о включении (исключении) в реестр близка к процедуре, установленной для Единого реестра, но носит упрощенный характер.

Реестр НСО ведется на бумажных и электронных носителях, носит открытый характер и размещается на интернет-сайте правительства Новосибирской области (http://old.nso.ru/ru/tur_operator/tur_operator.php), а также может быть опубликован в средствах массовой информации.

Контрольные вопросы:

1. Какие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности Вы знаете?

2. Какие организационно-правовые формы предприятий наиболее распространены в туризме? Почему?

3. Каков порядок регистрации юридических лиц?

4. Что такое реестр туроператоров?

5. Возможно ли осуществление туроператорской деятельности без включения в Единый федеральный реестр?

6. Возможно ли осуществление туроператорской деятельности на территории региона без включения в соответствующий региональный реестр?

[1] Для несовершеннолетних необходимо письменное нотариально заверенное решения органа опеки и попечительства (решение суда) о признании их полностью дееспособными.

[2] Постоянным местом жительства считается страна, в которой человек живет не менее 183 дней в году.

[3] Регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[4] Для хозяйственных обществ – учредительный договор и устав; для хозяйственных товариществ – учредительный договор; для акционерных обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий – устав.

[5] приказ Ростуризма от 10 мая 2007 г. № 28 (ред. 04.08.2009).

[6] Если данные об учредителях есть в уставе, учредительный договор или решение о создании не требуется.

[7] К договору страхования необходимо прилагать Правила страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, а также документ, подтверждающий факт оплаты страхователем страховой премии (платы за страхование).

Страховая компания должна иметь лицензию на осуществление страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

[8] Юридическое лицо вправе создавать структурные подразделения - представительства и филиалы.

В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительство юридического лица - это обособленное подразделение, которое находится вне места нахождения юридического лица и которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства, является филиалом.

[9] Адресом (местом нахождения) юридического лица является место его государственной регистрации - место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 54 ГК РФ).

Почтовым адресом является место фактического нахождения туроператора.

Если структурных подразделений не имеется, это указывается в заявлении.

[10] Если руководитель юридического лица иностранный гражданин, то необходимо представить копию перевода паспорта (нотариально заверенную), копии миграционной карты и разрешения на работу.

[11] Перечисленные документы предоставляются юридическими лицами, ранее уже осуществлявшими туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма и сведения о которых уже были внесены в реестр.

Если законодательством РФ предусмотрено обязательное опубликование юридическим лицом данных бухгалтерской отчетности, перечисленные документы могут не предоставляться, при этом необходимо приложить письмо с указанием источника опубликования таких данных.

Копия бухгалтерской отчетности представляется вместе с подтверждением о принятии бухгалтерской отчетности налоговым органом – квитанцией о почтовом отправлении бухгалтерской отчетности с описью вложения, либо отметкой на копии бухгалтерской отчетности о ее принятии налоговым органом, либо квитанцией о приемке бухгалтерской отчетности налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

Если туроператор находится на упрощенной системе налогообложения, предоставление копии бухгалтерской отчетности не требуется. Вместо копии бухгалтерской отчетности ему необходимо представить подписанную руководителем и бухгалтером и заверенную печатью туроператора копию поданного в налоговый орган заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.

[12] природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа на территории Новосибирской области (ст. 2 Закона НСО).

[13] юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий (ст. 2 Закона НСО).

[14] лица, осуществляющие деятельность, направленную на создание туристских объектов приоритетного развития (ст. 2 Закона НСО).

Наши рекомендации