Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты неналоговых поступлений в бюджет

Необходимым условием выполнения этой функции является доведение до плательщиков необходимых реквизитов получателя платежа, указываемых в соответствующих полях расчетных документов. Правила заполнения указанных полей утверждаются нормативным правовым актом Министерства финансов Российской Федерации.

Урок 31 Роль администраторов доходов бюджета в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы.

Реквизиты получателя платежа содержат сведения об администраторе доходов бюджетов, значение кода бюджетной классификации, соответствующего администрируемому доходному источнику, и значение распределительного счета для учета всех поступающих

доходов в бюджетную систему, открытого в учреждении Банка России территориальному органу Федерального казначейства.

Доведение реквизитов получателя платежа осуществляется только администратором доходов бюджетов. Соответственно, ответственность за правильное указание информации в полях получателя платежа возлагается только на администратора доходов бюджетов. Тем самым, плательщики, кредитные организации, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, иные участники бюджетного процесса не осуществляют в какой-либо мере контроль за наличием и содержанием данной информации. На практике это означает, что в случае возникновения спорных ситуаций, связанных с указанием данных показателей, плательщику следует обратиться только к администратору соответствующего доходного источника бюджетов.

Рассматриваемое действие администратора доходов бюджетов является необходимым условием выполнения не только функции контроля, но и остальных функций администратора доходов бюджетов. Полное или частичное отсутствие контроля со стороны администратора доходов бюджетов за процедурой оформления платежных документов на практике приводит к возникновению невыясненных поступлений и сопровождающемуся росту кредиторской задолженности органов Федерального казначейства, появлением незакрытой дебиторской задолженности в расчетах между администратором доходов бюджетов и плательщиками с последующим обязательством администратора доходов бюджетов осуществить уточнение, возврат (зачет) ошибочно перечисленных сумм в бюджетную систему Российской Федерации. При этом следует отметить, что даже несмотря на то, что нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации предусмотрены механизмы уточнения вида и принадлежности невыясненной суммы платежа, поступившей в бюджетную систему, перекосы в части своевременного занесения показателей в формы бюджетной отчетности о поступлениях неизбежны.

Учитывая, что бюджетная отчетность о поступлениях, представляемая администратором доходов бюджетов в органы, организующие планирование и исполнение бюджетов, является основным источником оперативной информации о поступлениях, отражаемых как по методу начисления, так и по кассовому методу, искаженные показатели бюджетной отчетности, обусловленные полным или частичным неисполнением администратором доходов бюджетов рассматриваемой функции контроля, приводят к существенным погрешностям при планировании бюджетов на среднесрочную перспективу и, как следствие, к снижению качества управления доходами.

Что касается остальных действий администратора доходов бюджетов по обеспечению выполнения функции контроля, то в отличие от налогового администрирования за редким исключением исполнение данной функции сводится только к мониторингу соответствия начисленных сумм поступившим суммам в бюджетную систему на основании информации о кассовых поступлениях, представляемой администратору доходов бюджетов территориальным органом Федерального казначейства. В случае несоответствия (возникновения недоимки) администратор доходов бюджетов может начислить штрафы и пени в размерах, установленных законодательными (нормативными правовыми актами) и (или) договором, определяющими порядок уплаты платежа в

Урок 31 Роль администраторов доходов бюджета в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы.

бюджеты. Вместе с тем, администратор доходов бюджетов не может самостоятельно осуществить безакцептное списание со счетов должника суммы недоимки, пеней и штрафов. Соответственно, для принудительного взыскания указанных сумм администратору доходов бюджетов следует обратиться в судебные органы или напрямую к судебным приставам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направив реквизиты администратора дохода и иную информацию, необходимую для заполнения платежных документов.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет

4.При возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм администратор доходов бюджетов выполняет последовательно следующие действия:

· по предъявлении письменного заявления плательщика с приложением платежных документов с отметкой банка об уплате излишне уплаченной суммы администратор доходов бюджетов проверяет указанное требование плательщика на соответствие случаям возникновения права требования плательщиком на возврат, предусмотренным законодательными (нормативными правовыми актами) и (или) договором, определяющими порядок уплаты платежа в бюджеты, а в случае ошибочной переплаты проверяет на соответствие указанной в заявлении суммы переплаты сумме, начисленной администратором доходов бюджетов по соответствующему коду бюджетной классификации;

· если заявление на возврат излишне уплаченной суммы удовлетворяет вышеуказанным требованиям, администратор доходов бюджетов обязан проверить факт уплаты указанной суммы по данным территориального органа Федерального казначейства — владельца соответствующего распределительного счета для учета всех поступающих в бюджетную систему доходов, а по результатам проверки администратор определяет сумму, подлежащую возврату плательщику за счет средств соответствующих бюджетов;

· оформляет платежное поручение на возврат и представляет его в территориальный орган Федерального казначейства.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет осуществляется только в рассмотренных выше случаях. Остальные виды списания средств со счетов бюджетов осуществляются только в принудительном порядке и в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

5.Бюджетная отчетность о поступлениях формируется администратором доходов бюджетов на основе бухгалтерских записей в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. В свою очередь, бухгалтерские записи формируются в разрезе счетов плана счетов бюджетного учета, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации.

Коды бюджетной классификации интегрируются через коды операций сектора государственного управления с номерами бухгалтерских счетов, образуя единые 26-разрядные номера счетов плана счетов бюджетного учета. Такая интеграция позволяет администратору доходов бюджетов автоматически вести учет доходов бюджетов как по кассовому методу, так и по методу начисления, а на основании данных, занесенных на счета бюджетного учета, ежемесячно и ежеквартально составлять и представлять сведения о начисленных и поступивших суммах в органы, организующие планирование и исполнение бюджетов. Таким образом, орган, организующий планирование и исполнение бюджетов, оперативно получает информацию в разрезе кодов бюджетной классификации не только о кассовых поступлениях, но и, что наиболее важно, о начисленных суммах.

В соответствии с утвержденным Министерством финансов Российской Федерации порядком бюджетная отчетность о поступлениях структурно состоит из трех видов форм

Урок 31 Роль администраторов доходов бюджета в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы.

бюджетной отчетности. Первая форма содержит информацию в разрезе кодов бюджетной классификации о начисленных суммах за отчетный период, вторая форма содержит информацию в разрезе кодов бюджетной классификации о начисленных суммах, накапливаемую нарастающим итогом, наконец, третья форма является отчетом о кассовых поступлениях в бюджет.

Момент начисления возникает при составлении (представлении) плательщиком и (или) администратором доходов бюджетов соответствующих первичных юридически значимых документов, подтверждающих принятие обязательства по уплате начисленной суммы в бюджет, которые в подавляющем большинстве случаев сначала принимаются структурными подразделениями администратора доходов бюджетов, не обладающими полномочиями по ведению бухгалтерского учета. Соответственно, внутриведомственным нормативным актом администратора доходов бюджетов должен быть установлен документооборот между указанными структурными подразделениями и бухгалтерией администратора доходов бюджетов, обеспечивающий как представление информации о начислении, так и представление информации о принятых решениях по уточнению (зачету) платежей и решениях о возврате излишне уплаченных сумм платежей в бюджет.

Помимо бюджетной отчетности о поступлениях администратор доходов бюджетов представляет в орган, организующий планирование и исполнение бюджетов, прогноз на среднесрочную перспективу. При этом наиболее ценной характеристикой прогноза, представляемого администратором доходов бюджетов, является наличие «инсайдерской» информации, получаемой администратором доходов бюджетов в ходе начисления администрируемых платежей в бюджет. К такой информации относятся достоверные сведения о количестве плательщиков в следующем финансовом году, сведения о датах уплаты плательщиками уже начисленных платежей, иная аналогичная информация, за исключением сведений о налогоплательщиках, являющихся в соответствии с налоговым законодательством налоговой тайной. Таким образом, окончательный прогноз доходного источника бюджета на среднесрочную перспективу состоит из комбинации двух компонентов:

1. Прогноз на основе «инсайдерской» информации без учета влияния макроэкономических факторов (валовый региональный продукт, инфляция и т. д.) в рамках действующего налогово-бюджетного законодательства.

2. Прогноз, основанный на использовании показателей бюджетной отчетности о поступлениях с учетом влияния макроэкономических факторов и изменений в налогово-бюджетное законодательство.

6.Закрытие лицевых счетов при реорганизации администратора доходов Если реорганизация администратора доходов бюджета осуществляется в пределах одного субъекта Российской Федерации, то администратор доходов бюджета представляет заявление на закрытие лицевого счета с приложением необходимых документов. Орган Федерального казначейства направляет администратору доходов бюджета отчет о состоянии лицевого счета администратора доходов бюджета. Администратор доходов бюджета представляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) на общую сумму по соответствующим кодам классификации доходов бюджета и кодам ОКАТО и Акт приемки-передачи показателей лицевого счета администратора доходов бюджета при реорганизации, передаче полномочий по администрированию (ф. 0531774). На основании представленных

Урок 31 Роль администраторов доходов бюджета в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы.

администратором доходов бюджета документов орган Федерального казначейства переносит доходы с лицевого счета реорганизуемого администратора доходов

бюджета на лицевой счет администратора доходов бюджета, принявшего полномочия от реорганизованного администратора, и приостанавливает отражение операций на лицевом счете реорганизуемого администратора. В данном случае для реорганизуемого администратора доходов бюджета лицевой счет является закрытым. При этом у органа Федерального казначейства осуществляется приостановление операций по данному лицевому счету и условное его закрытие. Окончательное закрытие осуществляется

органом Федерального казначейства в конце финансового года на основании оформленной им Заявки на закрытие лицевого счета. Причина такого закрытия лицевого счета заключается в том, что, так как в течение года на данном лицевом счете

осуществлялось отражение операций, при закрытии лицевого счета невозможно перенести или удалить ранее отраженные операции и, следовательно, полностью закрыть лицевой счет нельзя. Однако, для администратора доходов бюджета лицевой счет считается закрытым.

Наши рекомендации