Фольмутх. й

Ф75 Инструменты контроллинга от А до Я: Пер. с нем./Под ред. и с предисл. М. Л. Лукашевича и Е. Н. Тихоненковой. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 288 с: ил. ISBN 5-279-01737-Х

Контроллинг как целостная концепция управления финансово-экономическими процессами и результатами деятельности пред­приятия находят все более широкое распространение в практике российских предприятий.

В этой книге (перевод со 2-го немецкого издания) описаны ос­новные инструменты оперативного и стратегического контроллин­га, используемые для анализа, планирования и контроля функцио­нальных сфер деятельности предприятия: маркетинга и сбыта, снабжения, производства, логистики, финансов и инвестиций, пер­сонала, стратегического развития.

Для руководителей всех уровней, специалистов планово-эконо­мических и финансовых служб предприятий и организаций; препо­давателей и студентов экономических вузов.

0607000000-146 УДК6580127

Х 010(01 )-2001 78"97 ББК 65.290-2(4Гвм)

ISBN 3-8092-1080-3 (ФРП ® WRSVerlagWirtschaft,RechtundSteuern

ои Jlvn' GmbH&Co.Fachveriag, 1992,1994

юти с о-7п ЛИ-7О-7 \у /!-. i © М. Л. Лукашевич и Е. Н. Тихоненкова,

ISBN 5-279-01737-Х (Россия)предисловие к русскому изданию. 1998

• новое содержание таких традиционных функций управления,
как планирование, контроль, информационное обеспечение, составляющих ядро контроллинга как концепции управления;

• новое психологическое содержание роли планово-экономических служб (служб контроллинга ) на предприятии.

Именно в рамках такой трактовки следует понимать выделение в книге двух больших разделов, посвященных инструментам оператив­ного и стратегического контроллинга.

Концепция контроллинга дает ориентацию на будущее, что находит отражение в выполнении контроллингом функций координации и интеграции в системе стратегического и оперативного планирования на предприятии.

Занимаясь стратегическим контроллингом, нужно научиться от­вечать на вопрос: "Что необходимо сделать, чтобы обеспечить дол­говременное существование предприятия на рынке?" Оперативный контроллинг может дать ответ только на вопрос о том, насколько выгодны принятые стратегические решения и как обеспечить крат­косрочный успех предприятия в виде получения прибыли. Взаимо­действие в решении этих задач достигается, если правильно реализовывать стратегические факторы, или потенциалы успеха (привле­кательность и рост рынка, кадровый, научный и производственный потенциалы и т.п.), на создание и формирование которых, в свою очередь, существенно влияет оперативная ситуация.

Несмотря на то, что в книге X. Фольмута "Контроллинг от А до Я" нет целостного представления концепции контроллинга, читатель имеет возможность познакомиться с основными методами и инструментами решения оперативных и стратегических задач, стоящих перед предприятием. Если наложить инструменты кон­троллинга, описываемые в книге, на "сетку" функций, выполняе­мых предприятием в процессе его работы, то можно заметить, что одни и те же инструменты (например, ABC-анализ) использу­ются при выполнении различных функций. Вместе с тем контроллинг охватывает все функции предприятия: НИОКР, снабжение, маркетинг и сбыт, производство, учет. Некоторые из инструмен­тов контроллинга, например функционально-стоимостной анализ и инвестиционные расчеты, хорошо знакомы нашим читателям-практикам. Другие, например ABC- и XYZ-анализ, расчеты сумм покрытия, пока еще не нашли широкого применения на российс­ких предприятиях.

Описание отдельных инструментов контроллинга сопровождает­ся изложением методики их применения для решения тех или иных

задач и подготовки управленческих решений контроллерами. Каждая глава книги содержит также выводы для менеджеров предприятия, которым предстоит принимать управленческие решения на основе ре­комендаций и расчетов контроллеров. Такое рассмотрение контроллинга в разрезе объектов (функции и инструменты контроллинга), субъ­ектов, их применяющих (контроллеры), и субъектов, принимающих решения по целям и результатам применения инструментов (менед­жеры), позволит читателю охватить проблематику экономического уп­равления, понять и воспринять роль контроллера на предприятии как экономического советника менеджера. Понимание этого позволит ор­ганизовать активное взаимодействие руководителей и специалистов-контроллеров, готовых к выполнению новых функций и владеющих методами и инструментами контроллинга.

В сложных условиях реформирования экономики требуется со­ответствующая подготовка руководителей и специалистов планово-экономических подразделений, которая позволит не только решать новые задачи, но и выполнять новые функции, поскольку служба контроллинга - это обслуживающая служба. Она выполняет сервис­ную функцию для менеджмента. Если руководитель несет ответствен­ность за результат производственно-хозяйственной деятельности, то контроллер - за "прозрачность" этого результата, т.е. за методи­ческую обоснованность принятия решений, их своевременность и согласованность между всеми функциональными подразделениями.

Хотя концепция данной книги не направлена на раскрытие всех аспектов разработки и внедрения системы контроллинга на пред­приятии, она закладывает общие принципы реализации этого про­цесса, который должен осуществляться на основе единой страте­гической концепции развития предприятия и единой системы опе­ративного внутрифирменного учета затрат и результатов.

Основным элементом при построении этой системы является разработка информационно-методической базы, включающей ре­гулярную отчетность и анализ необходимой для эффективного уп­равления информации. В этой связи задача контроллера обобщить информацию и предложить менеджерам ответы на такие вопросы:

• какова стоимостная оценка происходящих на предприятии
процессов?

• каковы объемы продаж, обеспечивающие получение прибыли?

• какие факторы являются решающими для формирования
системы принятия решений по экономическим критериям?

• какова структура показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия (показатели ликвидности, рен­табельности оборота, рентабельности основного капитала и т.п.)?

• какова структура внутренних экономических показателей,
позволяющих распределить права и ответственность между раз­
личными бизнес-единицами предприятия (центрами прибыли)?

• каковы критерии выбора наиболее выгодных заказов при
изменениях рыночной конъюнктуры, т.е. в условиях недогруз­
ки производственных мощностей или при наличии узких мест
в производстве?

Эти и другие аналогичные вопросы по учету, анализу, планиро­ванию, оценке и контролю на предприятиях интерпретируются в рам­ках оперативного и стратегического контроллинга на базе методов и подходов, не получивших до сих пор достаточно широкого распрос­транения на российских предприятиях, что обусловливает актуаль­ность их пропаганды в самых широких кругах экономистов и руково­дителей. Кроме того, студенты и преподаватели вузов могут исполь­зовать книгу X. Фольмута в качестве учебного пособия по курсам "Кон­троллинг", "Управленческий учет", "Стратегическое планирование".

М.Л. Лукашевич, Е.Н. Тихоненкова

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ

Я очень рад положительному отклику на мою книгу. Многие предприниматели и менеджеры узнали, что они должны исполь­зовать на предприятиях новые инструменты, чтобы успешно ра­ботать в будущем. Многочисленные примеры разъясняют, где ис­пользование 25 оперативных и стратегических инструментов мо­жет быть эффективным и имеет смысл, чтобы в дальнейшем идти правильным курсом.

Изменения в содержании не являются необходимыми. Успеш­ная и положительно принятая концепция первого издания в связи с этим принимается неизменной.

Хильмар Й. Фольмут Фульда, 1994г.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ

Каждый предприниматель должен сегодня интенсивнее анализировать работу инструментов планирования, контроля и управления. Поэтому создание и расширение хорошо функциони­рующей информационной системы являются основными предпо­сылками эффективной деятельности предприятия.

Для того чтобы предприятие сделать более управляемым, необ­ходимо использовать соответствующие методы анализа и дополни­тельные инструменты. При помощи инструментов контроллинга пред­приниматели могут лучше владеть ситуацией на своих предприятиях.

Перед предпринимателями встают все более сложные про­блемы. Ожидается значительное усиление конкуренции в качест­ве реакции на создание внутреннего европейского рынка. Поэто­му на предприятиях и должны применяться дополнительные ин­струменты, которые позволят руководству и менеджерам вести успешно свои дела в будущем. Производственные результаты и затраты должны быть более "обозримыми", т. е. должны контро­лироваться и планироваться лучше, чем прежде.

Ориентированные на рынок руководители предприятия требу­ют от сотрудников повышенной гибкости и более активного учас­тия в делах. Мотивация сотрудников покажет, кто выдвинется на передний план в ходе конкурентной борьбы.

Мы различаем оперативные и стратегические инструменты, не­обходимые для эффективного управления предприятием Эти ин­струменты позволяют руководителям предприятия лучше понять вза­имосвязи и взаимозависимости элементов производственного про­цесса на предприятии. Благодаря более быстро получаемой, точной и содержательной информации можно принимать лучшие решения, чтобы гарантировать долгосрочное существование предприятия.

В этой книге рассмотрены важные оперативные и стратеги­ческие инструменты, которые следует использовать на предпри­ятии, чтобы повысить его конкурентоспособность. Благодаря внед­рению инструментов контроллинга предприятие становится более управляемым, предприниматели быстрее узнают, какие возника­ют проблемы на предприятии и в его подразделениях.

Данная книга ориентирована на практическое применение, по­этому мы отказались от теоретических обоснований действия тех или иных инструментов контроллинга. Для лучшего усвоения ма­териала в книге приведены многочисленные цифровые примеры, таблицы и графики.

Хильмар Й. Фольмут Франкфурт-на-Майне, 1992 г.

Наши рекомендации