Зонтик и основные характеристики данного типа международных компаний

Макропирамида и основные характеристики данного типа международных компаний

Макропирамида–международная (глобальная) компания, которая располагает четко выраженным стратегическим центром, из которого вырабатываемые в централизованном порядке решения по стратегическому планированию распространяются на другие подразделения корпорации.

Графически это выражено тем, что пирамиды, отображающие зарубежные подразделения компании, имеют усеченную форму, т.е. у них «отрезана» вершина, представляющая уровни принятия стратегических решений по внешнеэкономической деятельности. Стрелки здесь указаны лишь в одну сторону – от стратегического уровня штаб-квартиры головной организации на оперативный уровень ее подразделений.

Такой тип применяют только мощные ТНК (например «Coca-Cola», «Microsoft», «Nestle», «Gillette»).

Основными характеристиками данного типа международных компаний являются:

  • стратегическое планирование осуществляется централизованно;
  • локальные менеджеры должны работать в рамках строгих стандартов;
  • деятельность фирмы в целом ориентирована на результаты;
  • маркетинговые усилия чаще всего направлены на стандартизацию маркетинг-микса;
  • фирма может оказаться негибкой, чтобы эффективно проводить операции под воздействием локальной зарубежной окружающей среды.

Характерной особенностью также является строгий контроль и директивы из центра, что из-за отсутствия точных знаний местных условий часто создает помехи в работе.

Микропирамидальная структура характеризует­ся высокой степенью централизации. Все стратегическое пла­нирование осуществляется из единого центра, а зарубежная деятельность фирмы носит подчиненный характер и располага­ется по уровню ниже стратегического. Практически зарубеж­ная деятельность фирмы обеспечивается оперативным уровнем на основе управленческого контроля. Характерными особен­ностями можно назвать также ориентацию в целом на при­быль, направление усилий маркетинга на максимальную стан­дартизацию его элементов, жесткая позиция по отношению к решению социальных и общественных вопросов.

Зонтик и основные характеристики данного типа международных компаний

Сущность организационно-управленческой макроструктуры «Зонтик»в дифференцированном подходе международных компаний к зарубежным целевым рынкам, что предполагает достаточно высокую автономию зарубежных подразделений, в том числе и на уровне принятия стратегических решений. Но центр сохраняет и в этой структуре лидирующую роль, формулируя общую постановку стратегических задач и обеспечивая помощь, рекомендации и всяческую поддержку своим зарубежным подразделениям.

Каждое зарубежное подразделение достаточно автономно в своих действиях, в том числе и на уровне стратегических решений.

Основные характеристики организационной структуры международной компании типа «Зонтик»:

  • ограниченное, по количеству показателей, определенное центром стратегических целей в терминах роста прибыли и прибыли на инвестиции;
  • локальный менеджмент располагает достаточно высокой степенью свободы в интерпретации этих показателей;
  • тенденция к автономии и самообеспечению зарубежных подразделений;
  • тенденция к дифференциации локальных стратегий подразделений; распространены конфликты интересов между центром и подразделениями; автономия может приводить к конкуренции между компаниями одного уровня;
  • зарубежные подразделения часто теряют доверие к эффективности и профессионализму служб центрального аппарата.

Зонтичная структура основана на признании того, что национальные рынки отличны друг от друга, и работа на них должна проводиться с учетом их специфики и, в известной степени, независимо. Существует стратегический центр, но он передоверяет часть стратегических решений иностранным филиалам. Преимуществом такого типа организации фирмы явля­ется то, что издержки на содержание вспомогательных служб значительно сокращаются, но повышается эффективность ре­шения маркетинговых задач на различных национальных рын­ках. Основные характеристики зонтичной структуры - это тенденция к дифференциации задач производства, товарной стратегии, политики цен, стратегии продвижения товаров и т. д., способность более чутко реагировать на изменение ры­ночных условий.

Наши рекомендации