Билет №24
Б 24-1 Оборотные средства предприятияОборотные средства - это ден. средства п/п, предназначенные для образования ОбПФ и фондов обращения для обеспечения непрерывности процесса пр-ва и реализации прод-ции. Особенности. *неравномерность затрат в различные периоды года из-за сезонности пр-ва; * 20 % продукции произв-ной на п\п, используется на внутрихозяйственные цели: уменьшается V реализации продукции. Оборотные производ. фонды в процессе труда претерпевают изменения своей натуральной формы и физико-химических свойств и расходуются в каждом пр-ом цикле, а их ст-ть переносится на продукт труда целиком и сразу. Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров. После изготовления готовой продукции и ее реализации - стоимость ОС возмещается в составе выручки от реализации прод-ии. Это создает возможность возобновления процесса пр-ва, благодаря непрерывному кругообороту средств п\п. Группируются по 4 признакам: По сферам оборота -оборотные производственные фонды (сфера производства) и фонды обращения (сфера обращения- гот прод-я на складе, товар отгруженный, но не оплаченный):По элементам: производственные запасы - сырье, основ. и вспомогательные материалы, топливо, ГСМ, зап. части, семена и посадочный материал, удобрения и т.д.; .незавершенное производство: стоимость предметов труда, вступивших в производ-ный процесс; расходы будущих периодов - это невещественные элементы обор. фондов, к-ые вкл. затраты на освоение новой продукции в данном году, но их относят на продукцию грядущих лет; прочие оборотные фонды в виде подсобных хозяйств п/п. Все вышеприведенные элементы составляют оборотные фонды предприятий. Готовая продукция на складе, продукция, отгруженная, но неоплаченная, средства предприятия, находящиеся в расчетах с потребителями продукции, ДС на счетах в банке и кассе п\п - это элементы фондов обращения. По источникам образования оборотные средства предприятий делятся на собственные(устав. капитал) и заемные(кред задолженность).По охвату нормирования: *нормируемые *ненормир-е. Эк.эф-ть об.ср-в м. оценить сл.показателями: 1.Коэф.оборачив-ти(выручка\ОбСр), чем выше коэф, тем эф-ее исп-ся ср-ва, 2. Продолж.1оборота: 365\ Коб. 3.М\емкость:Об.ср\ВП, показ-ет ск-ко необходимо вложить в об.ср. чтобы получить 1руб ВП, 4.М\отдача ВП\Об.ср. сколько руб ВП п\п получило от 1 руб., влож-го в об.ср-ва. Пути повышения эк.эф-ти об. средств: 1.уменьш. среднег. остатка об.ср-в за счет: ускорения оборач-ти, отсутствие сверхнормативных запасов, экономии мат.и фин. запасов,2. увел. ВП: за счет повышу урож. и продук-ти, улуч-я её качества, сокращения потерь и др. Главной целью использования оборотных средств, яв-ся макс.прибыли на вложенный капитал. Основной задачей при реализации этой цели в сфере исп-ния об.средств является наращивание скорости их оборота.
Б 24-2 Организация производства овощей Открытый грунт(выращивание овощей в полевых условиях) дает наибольшую часть продукции, которая благодаря хранению, переработке используется для бесперебойного снабжения населения. По производственным типам предприятия подразделяют на 1.Овощеводческие предприятия с преимущественным производством поздней продукции созданы во многих районах страны задача длительное хранение и первичная переработка овощей. 2.пригородные специализированные предприятия с широким ассортиментом овощей. -расположенные вблизи городов. Значительную долю здесь составляют зеленные, пряные и прочие культуры. 3.овощеводческие хозяйства специализируются преимущественно на производстве овощей для промышленной переработки. 4Семеноводческие предприятия -большинство из них сосредоточено в южных районах, так как здесь можно получить высокие урожаи семян с меньшими затратами на единицу продукции.5.Бахчеводческие Показатели оценки культурооборотов можно подразделить на организационные и экономические. К организационным относят:- выполнение догов-х обязательств по продажи продукции, - сроки использования сооружений, - удельный вес ведущих культур, - обеспечение хоз-ва рассадой, -обеспечение условий для рационального использования техники, - удобство перевозок и снижение транспортных расходов; К экономическим относят:- выход продукции с 1м2 инвентарн. S с учётом качества и сроком поступления оыощей, руб. и кг., - себестоимость 1ц. продукции, руб., - уровень рентабельности отдельных культур и всей их совокупности, - сроки окупаемости капитальных вложений, -чистый доход с 1м2 инвентарной S,руб., -затраты тр-да га 1м2 и на 1ц продукции, чел-час., -выход продукции на чел-час затрат труда,руб. В овощеводстве применяют различные формы организации труда, но наибольшее распространение получили специализированные овощеводческие бригады,организуют тракторно-овощеводческие бригадыВ ряде овощеводческих хозяйств создают механизированные отряды для выполнения определенных комплексов работ. Форма орг. тр. явл. постоянная произв. бригада. М.б. специализированной (работа по возделыванию 1 вида овощей) и смешанной (неск-ко видов овощей). Опл. тр.: -сдельно-премиальная, -по расценкам, - за количество получ. прод. или по расценке за 1 га обрабатываем. S. Защищенный грунт — это культивационные сооружения или специально оборудованные участки пашни, где искусственно поддерживаются микроклиматические условия, обеспечивающие внесезонное выращивание растений. В защищенном грунте применяются три вида сооружений: теплицы,парники, сооружения утепленного грунта. Они различаются:- по продолжительности использования в течение года (круглогодичное, сезонное, краткосрочное), - наличию или отсутствию бокового ограждения, - удельному объему, - местонахождению рабочих и машин (вне или внутри сооружения).В тепличных комбинатах и других хозяйствах широко представлены зимние ангарные теплицы под стеклом, в которых овощи выращивают в течение всего года. (площадь теплицы 0,6—3,0 тыс. м2), Крупные хозяйства в основном используют зимние теплицы блочного типа (площадь 1,3—6 га). Блоки теплиц в несколько гектаров позволяют механизировать и автоматизировать процессы выращивания ово-ей. Именно в этих сооружениях за звеньями закрепляют самые большие площади огурцов и помидоров. Весенние остекленные теплицы используют для выращивания рассады и овощей с марта по октябрь. Строят их из облегченных конструкций ангарного типа.(меньше затрат труда и средств в расчете на единицу инвентарной площади при сравнительно высокой урожайности) Широкое распространение получили весенние пленочные теплицы. (удешевить строительство). В таких теплицах выше уровень механизации основных процессов, а при дополнительном техническом обогреве обеспечиваются высокие и устойчивые урожаи в ранние сроки. Существенный недостаток таких сооружений — короткий срок службы. Парники В них выращивают рассаду для открытого грунта и ранние овощи. (Пригородное, Ритза г.Завод,Ембаево, Мальково, картош -200ц\га). Оплата тр.основная -аккордно-премиальная-окончательный расчёт по опл. труда осуществл. по завершении сбора урожая. В течение периода опл. осуществл. согласно тарифных разрядов и тарифных ставок. –Сдельно-премиальная. По расценкам: за 1ц. продукции, за 1 га убранной площади. форма орг. труда: -произв. бригада, (специализированная(тепличные, парниковые бригады по обслуживанию утпелённого грунта) и смешанная(по обслуживанию теплиц и парников; по обслуживанию парников и плёночных укрытий)). –ручного труда и механизированные. *Специализированные овощеводческие бригады, *тракторно-овощеводческие бригады. *семейный подряд и аренда, * механизированный отряд для выполнения определённых комплексов работ: по зпщите растений, сорняков и болезней, по заготовке и вывозу на поля орг. удобрений, по эксплаутации оросительной сети и проведение поливов.
Б 24-3 Сущность и необходимость маркетинга. Эволюция маркетинговых концепций.Маркетинг был порожден рынком. Он возник как реакция на негативные проявления бурно развивающегося «дикого» рынка. Термин «маркетинг» впервые появился в экономической литературе США в 1902 году, а спустя 20 лет его уже использовали во многих странах мира. Marketing - условный перевод - деятельность в сфере рынка. Считается, что первыми термин стали использовать фермеры США. Тогда кризис перепроизводства вызвал затруднения в сбытовой деятельности и потребовал изучения конъюнктуры рынка. Первоначально фермеры понимали под маркетингом систему управленческих действий, направленных на приспособление к рынку, с целью извлечения максимальной коммерческой выгоды.В настоящее время среди специалистов нет единого определения маркетинга. Их насчитывается более 2000 Маркетинг - это наука, изучающая какие товары и в каком количестве следует производить, как выгоднее и быстрее сбыть товар с меньшим риском, оптимальными затратами и максимально возможной прибылью.Роль маркетинга заключается в том, что он призван привести производство в соответствие со спросом. Цели маркетинга: 1.Максимизация степени удовлетворенности потребителей; 2.Максимизация уровня занятости: 3 Максимизация потребительского выбора. 4.Максимизация качества жизни. Функции маркетинга:*Комплексное изучение потребителей, конкурентов, анализ окружающей среды и направлений маркетинговой деятельности.*Планирование товарного ассортимента.*Формирование спроса, организация рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта*Формирование ценовой политики.*Организация допродажного и послепродажного обслуживания покупателей. Концепции маркетинга представляют собой систему взглядов, определяющих ориентацию предпринимательской деятельности на различных этапах ее развития по взаимодействию с рынком для обеспечения прибыли.1.Производственная концепция (с 1900 года). Ее суть: потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, поэтому менеджеры (управляющие) должны концентрировать внимание на увеличении объема и повышении эффективности производства.2.Товарная концепция (с 1920 года). Ее суть: потребители желают иметь товары, обладающие максимально высоким качеством, наиболее полно удовлетворяющие их потребности, также они склонны платить более высокую цену за более высокое качество.3. Сбытовая концепция (Торговая) (с середины 30-х годов 20 века). Во время Великой депрессии 30-х годов многие компании США выявили: потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет особых мер в сфере сбыта и его стимулирования. Для этого периода характерна жесткая конкуренция, принимавшая нередко деструктивные формы: бурное развитие рекламы, мер стимулирования покупателей; улучшение торгового обслуживания.4Концепция Общего (Чистого) маркетинга: ориентация на потребителя (с середины 1950-х годов) -Основана на философии, согласно которой стратегии маркетинга должны базироваться на изученных потребностях потребителей. *В 50-х годах на рынке сложилась ситуация, когда предложение превысило спрос, при этом покупательная способность потребителей была достаточно высока. Т.о., сформировался рынок покупателя. Они (покупатели) стали более избирательно относиться к покупкам. Теперь, прежде чем начать производство, фирмы изучают потребности рынка. 5.Стратегическая концепция маркетинга: ориентация на конкуренцию (с середины 70-х годов 20 века).Согласно этой концепции, фирма должна удовлетворять потребности потребителей, в то же время, сохраняя преимущество перед конкурентами для обеспечения долговременной прибыльности.(Действительно, согласно предыдущей концепции, организация может быть ориентирована на потребителя, и тем не менее нести убытки, если деятельность ее конкурентов оказалась более успешной)
6. Концепция Соц-этического маркетинга (с 80-х годов) признает этическую ответственность маркетинговых организаций перед своими потребителями и перед обществом в целом.