Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации

Направления финансового менеджмента некоммерческой органи­зации.Система управления финансами в НКО связана с установлени­ем ее финансового и имущественного состояния, факторов его опреде­ляющих, сопоставлением расходов и доходов, эффективным (т. е. целе­вым) использованием материальных и финансовых средств. Объектами управления являются имущество, обязательства и хозяйственные опе­рации НКО, а ключевое значение имеют: а) определение организацион­но-правовой формы; б) разработка бюджета (сметы доходов и расхо­дов); в) фандрайзинг (сбор средств и привлечение ресурсов); г) оптими­зация финансово-хозяйственной деятельности.

Цели финансового менеджмента некоммерческой организации.Если цель и эффективность коммерческой организации выражаются нормой прибыли, то цель и эффективность НКО определяются рацио­нальным использованием средств, что включает в себя либо их целевое использование, либо минимизацию расходов на создание обществен­ных благ. Конкретные цели и задачи менеджмента, в том числе финан­сового, задаются собственником. Цели собственников НКО на закон­ных основаниях или по реальной ситуации должны умело сочетать ком­мерческие и некоммерческие интересы; кроме того, выстраивая систему управления финансами, приходится решать разнородные задачи. Так, на первый взгляд кажется, будто цели финансового менеджмента не­коммерческого и коммерческого образовательных учреждений в прин­ципе схожи. Однако отличия значительны. Коммерческая фирма долж­на часть прибыли перечислять собственникам и, таким образом, часть "Риекаемых финансовых средств в последующем выпадает из оборота. Некоммерческая организация должна осуществлять совместное ис­пользование всех привлеченных (бюджетных и коммерческих) финан­совых средств без ущерба каждой из участвующих в образовательном процессе сторон.

К изданию на русском языке книга с МСФООС подготовлена Международным

Центром

реформы системы бухгалтерского учета при участии экспертов Проекта тех-

ического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне.



Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций

19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций




Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Имущество некоммерческой организации и источники его форми­рования.НКО, пройдя государственную регистрацию и получив статус юридического лица, может иметь в собственности или оперативном управлении различное имущество. Законодательством предусмотрено что в ее собственности или оперативном управлении могут находиться: а) здания и сооружения; б) оборудование и инвентарь; в) жилищный фонд; г) денежные средства в рублях и иностранной валюте; д) ценные бумаги; е) земельные участки и иное имущество. Вместе с тем имущест­венные объекты НКО и отношения собственности, связанные с ними, исключительно индивидуальны и находятся в зависимости от организа­ционно-правовой и организационно-экономической форм. Источника­ми формирования имущества НКО могут являться: взносы учредите­лей, членские взносы (для благотворительных организаций, основан­ных на членстве), благотворительные пожертвования, в том числе нося­щие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной фор­ме, доходы от внереализационных операций, включая доходы от цен­ных бумаг и др. Некоммерческая организация отвечает по своим обяза­тельствам тем своим имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание. Одной из наиболее распространен­ных форм НКО в России является учреждение, которое по закону не является собственником имущества.

Порядок формирования финансовых ресурсов некоммерческой организации и отношения собственности.В Российской Федерации учредителями НКО могут быть государственные органы и органы мест­ного самоуправления (муниципалитеты), граждане и юридические ли­ца, резиденты и нерезиденты1. В зависимости от статуса учредителей складывается система правовых отношений собственности. Порядок формирования имущества и финансовых ресурсов НКО зависит от формы собственности, которой ее наделяют в соответствии с законода­тельством учредители. С этой точки зрения можно разделить: 1) госу­дарственные и муниципальные НКО (являются бюджетными, т.е. предполагается, что они финансируются за счет средств бюджета соот­ветствующего уровня); 2) некоммерческие организации граждан и юри­дических лиц резидентов (создаются в виде образовательных, медицин­ских, научных, культурных, благотворительных организаций; могут на­ходиться в индивидуальной или коллективной собственности); 3) ино­странные НКО (создаются на базе иностранной собственности и принадлежат нерезидентам); 4) смешанные НКО (основываются на сочетании различных форм собственности резидентов); 5) совместные НКО (функционируют на базе собственности резидентов и нерезиден­тов).

1 Трактовку понятий «резидент» и «нерезидент» можно найти в Федеральном за­коне от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном кон­троле».

Имущество и финансовые средства благотворительной организа­ции в случае ликвидации передаются для продолжения благотвори­тельной деятельности. В ряде случаев часть имущества в случае прекра­щения членства (участия) в нем передается выбывающему члену (уча­стнику). Так происходит, например, в некоммерческих пенсионных фондах. Его участники имеют право требовать от фонда выплаты или перевода в другой фонд выкупных сумм1.

Спектр отношений собственности, формирующихся в связи с не­коммерческими организациями, не только крайне широк, он в ряде слу­чаев не имеет определенности. Это только в правовых актах о неком­мерческих организациях все просто и предельно ясно. Но кто, напри­мер, разрешит многовековую дискуссию о субъекте монастырской соб­ственности? Монахи, церковные иерархи ею не распоряжаются в полной мере и по наследству не передают, Бог — не субъект нацио­нального и международного права. А кто является собственником стра­хового пенсионного пая, которым распоряжается пенсионный фонд? Здесь складываются мнимые и мифические отношения собственности, которые и дают весомые основания трактовать страховые пенсионные отчисления как налог в пользу третьих лиц.

Специфика функционирования основных и оборотных средств некоммерческой организации.Специфика функционирования акти­вов НКО предопределяется как принятыми решениями об их структу­ре, так и особенностями общественных благ, для воспроизводства кото­рых они используются. Структура активов определяется следующими факторами: 1) статусом, организационно-правовой формой; 2) уставом; 3) решениями учредителей; 4) условиями использования пожертвова­ний, выставляемыми спонсорами.

Поскольку активы НКО не предназначены для извлечения прибы­ли и их нельзя рассматривать в качестве капитала, постольку имеется существенное отличие в обращении средств, что способно оказать влия­ние на финансовое управление ими. В коммерческом секторе основной капитал, приносящий прибыль, характеризуется тремя чертами: 1) уча­ствует в нескольких производственно-коммерческих кругооборотах; 2) по частям переносит свою стоимость на создаваемый товар; 3) по час­тям возвращается фирме по мере реализации товарной массы. Если первые две черты свойственны также и основным средствам НКО, то третья черта сохраняет свое значение лишь в том случае, если имеет ме­сто реализация (при создании смешанных благ, в потребительских об­ществах). Такая трактовка основных средств позволяет научно пра­вильно подойти к решению вопроса об их амортизации и реновации. Оборотный капитал коммерческой фирмы характеризуются тремя чер­тами: 1) участвует в одном производственно-коммерческом кругообо-

1 Выкупная сумма — средства, выплачиваемые фондом вкладчику или участнику либо переводимые в другой фонд при расторжении пенсионного договора в соответст-Ьии с пенсионными правилами фонда.

                       
    Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru   Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru   Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru
  Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru
 
 
 
 
    Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru
 
    Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru

Раздел IV. Финансы некоммерческих организащ

роте; 2) полностью переносит свою стоимость на создаваемый товар-3) полностью возвращается фирме после реализации товарной массы' В приложении к НКО проявляются лишь две первые черты; что касает­ся третьей черты, то она проявляется не всегда. Так, НКО, занимающая­ся благотворительностью, не рассчитывает на эквивалентность отноше­ний благотворителя (донора) и благополучателя.

В результате трансферты (расходы) НКО могут превышать поступле­ния (доходы), а цены производства общественных благ быть ниже рыноч­ных. Целевые вложения средств некоммерческими организациями часто не могут рассматриваться как инвестиции, накопление капитала. Пробле­мы выгодных инвестиционных решений прямо и непосредственно стоят пожалуй, только перед их ограниченным кругом, а именно потребитель­ской кооперации и негосударственными пенсионными фондами.

Стоимость товара и цена платной услуги некоммерческой органи­зации: сравнительный анализ.Стоимость товара (W), произведенного коммерческой фирмой, может быть определена по формуле

W= с + v + т,

где с — затраты постоянного капитала;

v — затраты переменного капитала;

т — прибыль, прибавочная стоимость.

Если НКО создает аналогичную продукцию и при этом частный по­требитель должен покрывать произведенные затраты, то цена платных услуг может составить:

S = h + s,

где h — цена сырья;

s — жалованье, полученное работниками НКО.

Очевидно, что W > S, поскольку S исключает оплату труда волонте­ров и прибыль, а также может элиминировать амортизацию. Значение (h + s) способно достигать величины (с + v) при том условии, что вели­чина оплаты труда в коммерческом и некоммерческом секторах нахо­дится на одинаковом уровне и все материальные затраты включаются в стоимость продукции НКО. Поэтому в условиях рыночной конкурен­ции деятельность НКО способна подрывать основы экономической деятельности коммерческих фирм. Например, если бы платные поли­клиники пролоббировали закрытие (или приватизацию, формирую" щую механизм непрерывного роста цен) бесплатных медицинских уч­реждений, то доходы коммерческих структур возросли бы.

Удовлетворение всей массы потребностей отдельных людей, фирм и общества невозможно только за счет рынка, коммерческих предпри­ятий. В тех сферах, где прибыль не образуется или оказывается слиш­ком низкой, их деятельность невозможна. Однако потребность в опре­деленных видах благ не исчезает.

Сравнительный анализ стоимости товара коммерческой фирмы ицены платной услуги НКО показывает, что неправомерно говорить

г ава 19- Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций 619

0 рынке платных услуг некоммерческих организаций, например образо­вательных. Рыночные отношения предполагают, что спрос ограничен, удовлетворению подлежат не все, а только платежеспособные потреб­ности. В противоположность рыночному подходу деятельность НКО направлена на максимальное удовлетворение потребностей. Вместе с тем в финансово-хозяйственной деятельности НКО можно применять отдельные принципы и приемы, характерные для коммерческих фирм, например заимствованные из маркетинга. Однако нужно видеть и по­стоянно учитывать целевую направленность этих принципов и приемов в различной хозяйственной среде.

На поднявшейся волне либерализма вошло в моду все экономиче­ские достижения увязывать со свободой рынка, автоматически считать все государственное неэффективным. Появились исследования, в кото­рых всерьез пытаются доказать, что общественный сектор всегда с успе­хом можно заменить частными фирмами. В таких рассуждениях про­сматривается некоторая доля здравого смысла: понятие общественного блага, потенциал НКО по созданию благ не являются внеисторичными, они подвижны. Следует искать и аргументы, и контраргументы в пользу расширения круга общественных благ. Наглядный пример с акционер­ной компанией «Евротоннель», потерпевшей в 2003 г. убытки от экс­плуатации объекта в размере 1,3 млрд фунтов стерлингов. Выяснилось, что тоннель под Ла-Маншем, соединяющий Великобританию и Фран­цию, сможет функционировать только при государственной поддержке, т. е. при снижении цен за счет исключения прибыли и соответствующем расширении круга потребителей, но не свободная конкуренция снизит цены, а государственный монополизм и связанные с ним государственные дотации. Финансовая помощь придет не со свободного рынка, а от систе­мы государственного бюджетирования, ориентированного на результат.

Стоимость продукции коммерческой фирмы всегда выше стоимости аналогичной продукции, созданной в НКО, поскольку во втором случае исключается прибыль. Никакая свободная и совершенная конкурен­ция, никакой авторитет не способен отменить данного правила. Приве­денный пример с «Евротоннелем», опыт российской приватизации по­казывает: нельзя считать, будто рынок мог бы урегулировать ту или иную ситуацию с удовлетворением общественных потребностей, но по каким-то причинам недостаточно правильно это делает. На самом деле Рыночный хаос не всемогущ, у него просто отсутствуют некоторые системы, которые требуются для нормального функционирования об­щества и государства, удовлетворения общественных потребностей, хо-Тя бы на минимально достаточном уровне. Правильно говорить лишь 0 провалах государственного и социального регулирования в тех ситуа­циях, когда требуется эффективная система управления той или иной сферой общества, а она не создана или не работает в нужном для обще­ства направлении.



Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций

19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций




Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Специфика платежей (расходов) бюджетных учреждений.Плате­жи (расходы) бюджетных учреждений строго регламентированы. В со­ответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 70) бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: оплату труда в соот­ветствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные вне­бюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответ­ствии с правовыми актами и др.

Платежи (расходы) неправительственных некоммерческих орга­низаций.Разбиваются на две основные группы: а) осуществление ос­новной деятельности (платежи, связанные с целевыми мероприятиями, содержанием аппарата управления, потерями и списаниями); б) пред­принимательская деятельность (расходы по обычным видам деятельно­сти и прочие расходы). Законодательно в России уровень администра­тивных платежей (расходов) НКО не ограничен. Их правовая регла­ментация касается только благотворительных организаций. Они не вправе использовать на оплату труда административно-управленческо­го персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой органи­зацией за финансовый год1. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

В случае если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организа­цией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в нату­ральной форме направляются на благотворительные цели в течение од­ного года с момента их получения, если иное не установлено благотво­рителем или благотворительной программой. Имущество благотвори­тельной организации не может быть передано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других формах) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.

На финансирование благотворительных программ (включая расхо­ды на их материально-техническое, организационное и иное обеспече­ние, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворитель­ных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотвори­тельных программ) должно быть использовано не менее 80% поступив*

1 Во многих странах мира данный момент внимательно отслеживается. Ю. Бриг-хем и Л. Гапеиски приводят пример, когда председатель некоммерческой организации был вынужден расстаться со своей должностью, поскольку получал более 400 тыс долл. в год, что считается чересчур высоким (равняется годовой заработной плате и Iм" зидепта США) и рассматривается как извлечение персональной выгоды от доходов НКО [Бригхем, Ганенски, т. 2, с. 594—595].

jjjiix за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяй­ственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринима­тельской деятельности. При реализации долгосрочных благотворитель­ных программ поступившие средства используются в сроки, установ­ленные этими программами.

Значительные платежи НКО могут быть связаны с арендой поме­щений. По действующему законодательству неправительственные НКО не освобождаются от уплаты НДС при аренде помещения, в том числе предоставленного безвозмездно.

Источники поступлений (доходов) некоммерческой организации. Ктаковым относятся: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взно­сы и пожертвования; поступления из бюджетов всех уровней и внебюд­жетных фондов; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиден­ды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности не­коммерческой организации; доходы от целевого капитала; другие не за­прещенные законом поступления. Законами могут устанавливаться ог­раничения на источники поступлений (доходов) некоммерческих орга­низаций отдельных видов.

К единовременным поступлениям относятся взносы в уставный ка­питал (если он создается), взносы учредителей (фондов, автономных НКО). Размеры и порядок внесения таких взносов определяются ее уч­редителями. К регулярным поступлениям от учредителей относятся вступительные1, членские, паевые2 взносы, взимаемые в некоммерче­ских организациях, предусматривающих членство. Порядок таких регу­лярных поступлений определяется учредительными документами.

В зависимости от состава участников НКО подразделяются на два вида:

• имеющие членство (некоммерческое партнерство, потребитель­ский кооператив, нотариальная палата, коллегия адвокатов, садоводче­ское, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, торго­во-промышленная палата, ассоциация), документально оформляемое индивидуальными заявлениями от физических или юридических лиц. Такие организации имеют в качестве источника финансирования всту­пительные и членские взносы;

• не имеющие членства (автономная НКО, фонд, учреждение, него­сударственный пенсионный фонд и др.). Такие организации не облада-

1 Вступительный взнос — денежная сумма, направленная на покрытие расходов,
связанных со вступлением в некоммерческую организацию.

2 Паевой взнос — имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского
общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей,
Другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денеж-
нУю оценку.



Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций

19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций 623



Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru ют таким источником финансирования как вступительные и членские взносы.

Членские взносы предполагают право членов некоммерческой орга­низации на пользование ее имуществом, услугами.

Бюджетные учреждения финансируются в соответствии с Бюджет­ным кодексом РФ и специальными законами, регламентирующими данную отрасль. Так, согласно Основам законодательства РФ о культу­ре (ст. 45) на финансирование культуры и культурной деятельности должно ежегодно направляться не менее 2% средств федерального бюд­жета и не менее 6% средств бюджетов субъектов РФ и местных бюдже­тов.

Добровольные имущественные взносы и пожертвования неком­мерческим организациям включают целевые средства граждан и юри­дических лиц, поступающие в денежной и натуральной форме для вы­полнения основной миссии, в том числе спонсорские средства, кото­рые представляют собой особую форму оплаты рекламной деятельно­сти (см. ст. 19 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе»). Право на получение пожертвований предоставлено об­щественным организациям, учреждениям, фондам1. Не могут восполь­зоваться данным источником некоммерческие партнерства, ассоциа­ции, автономные некоммерческие организации. Применительно к от­дельным некоммерческим организациям источники и объемы полу­чаемых пожертвований ограничиваются законодателем. Например, ежегодные пожертвования в пользу политической партии не могут превышать 10 млн МРОТ; запрещено принимать пожертвования от организаций, капитал которых более чем на 30% иностранный. Добро­вольные взносы и пожертвования дают право юридическим и физиче­ским лицам на получение льгот.

Ассигнования из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов осуществляются путем: заключения государственных или муниципаль­ных контрактов2, государственных или муниципальных заказов3; полу-

1 Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям,
учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотвори­
тельным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям
культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим
субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ (ст. 582.1 ГК РФ).

2 Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственный или муниципальный
контракт — договор, заключенный органом государственной власти или органом ме­
стного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или
организацией от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального
образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государст­
венных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего
бюджета.

3 Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность
заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров,
производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

чения субвенций и субсидий, в том числе в виде грантов и оказания ма-териальной поддержки. В настоящее время все большее распростране­ние получают такие источники доходов НКО, как гранты. Грант — вид добровольного финансирования, представляющий собой целевые сред­ства для выполнения программ. Обычно они выдаются на конкурсной основе, предусматривают строгую финансовую отчетность перед гран-тодателем и налоговой службой. В конце 2006 г. Президент РФ В. В. Путин утвердил список из 1054 НКО, которые прошли конкурс на получение государственных грантов. В частности, в данном списке в полном составе фигурировали НКО, которые возглавляли члены Об­щественной палаты. В общей сложности объем средств, направленный НКО, составил свыше 470 млн руб.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг в некоммерческих ор­ганизациях может быть разделена на две части: 1) доход от платных форм основной деятельности (входная плата в музеях, средства от про­дажи театральных билетов, консалтинг и т. п.); 2) доход от самостоя­тельной предпринимательской деятельности (например, для музеев, те­атров — издание специальной литературы, изготовление и сбыт сувени­ров и пр.). Доходы (дивиденды, проценты) от акций, облигаций, иных ценных бумаг и вкладов некоммерческие организации могут получать в соответствии с Федеральным законом от 27 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Доходы от собственности некоммерческих организаций включают: 1) доходы от сдачи в аренду имущества (поме­щений, земельных участков, оборудования); 2) доходы от интеллекту­альной собственности (продажа товаров с символикой спортивного клуба, образовательного учреждения и др.). Достаточно новым видом доходов некоммерческой неправительственной организации может стать доход от целевого капитала (эндаумента).

К иным не запрещенным законом поступлениям относятся доходы от массовых мероприятий, организации и проведения семинаров, кон­курсов, аукционов, лотерей, привлекаемые кредиты и займы, имущест­во, переходящее по завещанию в порядке наследования и др. Например, муниципальное образование имеет право привлекать средства в свой бюджет путем выпуска муниципальных облигаций. При этом государ­ство не несет ответственности по обязательствам муниципального обра­зования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Исполнение обязательств по муниципаль­ным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соот­ветствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма Долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета. Кратко­срочные заимствования в любой форме не могут производиться до ут-ВеРждения местного бюджета на текущий финансовый год.



Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций

гпава 19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций 625



Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Таким образом, если в коммерческой организации расходы и дохо­ды качественно однородны и взаимосвязаны с целью деятельности (из­влечением прибыли), то в НКО такого явления не наблюдается. Дохо­ды служат покрытию расходов. На первый план в системе управления финансами НКО выступает оптимизация расходов.

Структура поступлений (доходов) бюджетных и небюджетных некоммерческих организаций.В целом в структуре поступлений (до­ходов) некоммерческих организаций общественного сектора можно выделить три составляющих: 1) бюджетное финансирование; 2) посту­пления от лицензионно-разрешительной деятельности; 3) доходы от разрешенных видов коммерческой деятельности. На первом месте сто­ит бюджетное финансирование. В структуре поступлений (доходов) небюджетных некоммерческих организаций можно выделить: 1) част­ные пожертвования; 2) доходы от разрешенных видов коммерческой деятельности; 3) бюджетное финансирование. Обычно на первом мес­те стоят частные пожертвования, являющиеся результатом фандрай-зинга.

Фандрайзинг.По своей форме доходы коммерческой организации и поступления некоммерческой идентичны, это — прирост средств в де­нежной и иных формах в результате всех видов деятельности. Однако их источники различается принципиально. Основа доходов коммерче­ской фирмы — реализация товаров, работ, услуг. Поступления многих небюджетных НКО предстают как результат фандрайзинга (fundrais-ing), под которым понимается целенаправленная деятельность НКО по сбору пожертвований для реализации социально значимых программ. Потенциальные возможности фандрайзинга связаны: а) с обращениями в отечественные фонды и организации; б) с организацией совместных международных программ и проектов; в) с подачей заявок на грант в международные и зарубежные фонды (грантмейкинг, англ. grantmaking); г) с подготовкой, изданием и продажей публикаций;

д) с изготовлением и продажей различных товаров с символикой;

е) с организацией выставок-продаж; ж) с выполнением работ по заказам
местного населения; з) с выполнением работ по заказам местных орга­
нов власти; и) с вовлечением добровольцев. К часто применяемым ме­
тодам сбора средств относятся: обращение к местным благотворителям
и спонсорам за индивидуальными пожертвованиями, периодически
проводимые среди населения компании по сбору частных пожертвова­
ний, шоу-сборы, благотворительные лотереи, установление ящиков-ко­
пилок и др.

Финансовое планирование в некоммерческой организации.В ком­мерческой организации доходы и расходы от обычных видов деятельно­сти непосредственно связаны с ее имуществом. В НКО движение средств по целевой деятельности может осуществляться независимо и даже при полном отсутствии имущества. Финансовое планирование в НКО основывается на важнейших ограничителях, с которыми она

сталкивается. В результате оказываются возможны три метода плани­рования: «расходный», «доходный» и комбинированный.

'При «расходном» методе на первом шаге определяются текущие задачи, составляется общая программа деятельности, связанные с ней проекты, и суммируются соответствующие обязательные предстоящие совокупные расходы по проектам. На втором шаге исходя из объема расходов устанавливаются размеры обязательных доходов: будущие доходы принимаются равными расходам по программе. На третьем шаге рассчитывается размер целевых средств, которые предстоит вне­сти донорам (паевые и членские взносы, пожертвования и т. д.). «Рас­ходный» метод рекомендуется применять в том случае, если организа­ция производит только чистые общественные блага. «Доходный» ме­тод применяется в том случае, если заранее известен объем финанси­рования организации в текущем году. Исходя из планируемого объема доходов определяются проекты, которые могут быть профинансирова­ны. «Доходный» метод рекомендуется применять в том случае, если условием существования некоммерческой организации является про­изводство частный благ. Чаще всего применяется комбинированный метод. В этом случае выделяются обязательные и возможные допол­нительные расходы и доходы. Получение дополнительных доходов создает условия для увеличения финансирования проектов. Комбини­рованный метод рекомендуется применять в том случае, если органи­зация производит смешанные блага, ведет разрешенную законодате­лем коммерческую деятельность.

Особенности финансового планирования в НКО определяются ее организационно-правовой формой, возможностями образования раз­личных фондов. Так, потребительские кооперативы пользуются правом образовывать: а) паевой фонд (т. е. фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него); б) резервный фонд (т. е. фонд, предназначенный для покрытия убытков от чрезвычайных обстоятельств); в) неделимый фонд (часть имущества потребительского общества или союза, которая не подлежит распределению между пайщиками).

Итогом планирования финансовой деятельности НКО выступает смета предстоящих поступлений и платежей, на основе которой фор­мируется структура ее фондов.

Принятие решений о формировании бюджета инвестиций.Неком­мерческие организации, занимающиеся производством общественных благ, не располагают капиталом и реализуют такие проекты, примени­тельно к которым не ставится вопрос об экономическом эффекте и о Рентабельности, поскольку производство общественных благ себя в де­нежном отношении обычно не окупает и обладает социальным эффек­том. Вместе с тем ряд авторов, например Ю. Бригхем и Л. Гапенски, по­лагают, что те же самые методы анализа проектов, что используются Для акционерных корпораций, приложимы к некоммерческим органи-



Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций

19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций 627



Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru зациям. Они предлагают рассчитывать общий чистый дисконтирован­ный эффект социального проекта (TNPV) по формуле

TNPV = NPV + NPSV,

где NPV — стандартная NPV денежного потока по проекту; NPSV (Дге^ Present Social Value) — чистый дисконтированный социальный эффект. NPSV рассчитывается по формуле:

*,ъ„-г ^социальная ценность,
NPSV = > —: -.

Проект считается приемлемым, если TNPV > 0.

Самым уязвимым моментом расчетов является понятие социальной ценности, тем более что при ее определении авторы апеллируют «к на­шей интуиции» (см. [Бригхем, Гапенски, т. 2, с. 606]. Тем не менее, хотя бы одна методика формирования инвестиционного бюджета некоммер­ческой организации предложена.

Учет рисков при реализации проектов.Формирование бюджета ин­вестиций и программа инвестиционной деятельности НКО — в опреде­ленной мере дело менее рисковое, чем у коммерческих фирм. Специаль­но анализировать влияние рисков на финансовые показатели НКО неце­лесообразно. В случае, если бюджет НКО не удается сформировать в не­обходимом объеме, реализацию того или иного проекта откладывают. Финансы некоммерческих организаций муниципальных образований в определенной мере защищены следующей законодательной нормой: «Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, воз­никшие в результате решений, принятых органами государственной вла­сти Российской Федерации или органами государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения» (п. 3 ст. 4 Федерального закона «О финансовых ос­новах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Законодательство о структуре инвестиционного портфеля.Приме­нительно к отдельным НКО при принятии решений о формировании бюджета инвестиций необходимо четко следовать нормативным актам. Так, структура инвестиционного портфеля негосударственного пенсион­ного фонда должна удовлетворять следующим основным требованиям:

• максимальная доля одного эмитента или группы связанных эми­тентов в инвестиционном портфеле фонда не должна превышать 5%, за исключением государственных ценных бумаг РФ;

• депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входяшИ' ми в одну банковскую группу), не должны в сумме превышать 10% ин­вестиционного портфеля фонда;

• максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг, эмитированных аффилированными лицами фонда, управляю-

щей компании, специализированного депозитария и актуария, не должна превышать 5%;

• максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда акций од-лого эмитента не должна превышать 10% его капитализации;

• максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда облига­ций одного эмитента не должна превышать 10% совокупного объема на­ходящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ;

• максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 15% капитализации дан­ного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ, а также не должна превышать 15% выпуска ценных бумаг субъекта РФ.

Максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредит­ных организациях не должна превышать 20%. Максимальная доля в ин­вестиционном портфеле фонда средств, размещенных в ценные бумаги иностранных эмитентов, не должна превышать 20%. Максимальная до­ля в инвестиционном портфеле фонда прочих видов разрешенных акти­вов определяется Правительством РФ.

В случае нарушения требований к максимальной доле определенно­го класса активов в структуре инвестиционного портфеля из-за измене­ния рыночной или оценочной стоимости активов и (или) изменения в структуре имущества эмитента управляющие компании обязаны скорректировать структуру активов в соответствии с требованиями к структуре инвестиционного портфеля фонда в течение шести месяцев с даты обнаружения указанного нарушения. В случае нарушения требо­ваний к максимальной доле определенного класса активов в структуре инвестиционного портфеля фонда в результате умышленных действий управляющей компании она обязана устранить это нарушение в тече­ние 30 дней с даты обнаружения указанного нарушения. Кроме того, она обязана возместить фонду ущерб, являющийся следствием откло­нения от установленной структуры активов, и ущерб от сделок, произ­веденных для корректировки структуры активов.

Расчет величины инвестиционного портфеля фонда проводится по рыночной стоимости. Порядок и методика расчета показателей в целях контроля за соблюдением требований к структуре инвестиционного портфеля фонда определяются Правительством РФ.

Особенности налогового планирования в некоммерческих органи­зациях.Налоговое планирование в НКО имеет качественные различия в зависимости от того, являются ли они бюджетными или небюджетны-Ми. Финансовое благополучие бюджетных НКО напрямую зависит от Поступлений в виде налогов и сборов. В процессе налогового планиро-вания следует учесть, что небюджетные НКО в России в принципе не освобождены от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Налоговое законодательство построено так, чтобы деятель-



Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций

19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций




Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации - student2.ru ность небюджетных некоммерческих организаций была максимально сориентирована на производство общественных благ и благотворитель­ность. В соответствии с законодательством небюджетные НКО уплачи­вают федеральные, региональные и местные налоги.

Некоммерческие организации и экономические льготы.Экономиче­ские льготы, которыми могут воспользоваться члены и участники НКО предоставляются самой НКО или органами государственной власти и ор­ганами местного самоуправления в зависимости от организационно-пра­вовой формы НКО. Так, пайщик потребительского общества имеет право на льготы, предоставляемые той организацией, в которой он состоит. Он может приобретать (получать) преимущественно перед другими гражда­нами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантиро­ванный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и про­мысла через организации потребительского общества и др.

Органами государственной власти и органами местного самоуправ­ления осуществляются: а) предоставление льгот по уплате налогов, та­моженных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и науч­ных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях с учетом организационно-правовых форм НКО; б) предоставление не­коммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или час­тичное освобождение от уплаты за пользование государственным и му­ниципальным имуществом; в) размещение среди НКО на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов; г) пре­доставление льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку НКО. В частности, льготой по налогу на имущество при отсутствии предпринимательской деятельно­сти могут воспользоваться общественные организации и ассоциации.

Особый перечень льгот применяется при налогообложении общест­венных объединений инвалидов. Вместе с тем в том случае, если НКО занимается некоторой коммерческой деятельностью, она не пользуется льготами малого предприятия.

Наши рекомендации