Эффект операционного рычага

Эффект операционного рычагапоказывает, на сколько % может быть увеличена прибыль предприятия при росте объема сбыта (выручка) на 1% (при неизменных ценах реализации и уровне постоянных затрат).

Эффект операционного рычага - student2.ru где P(%) – прирост прибыли, %; N(%) – прирост объема продукции, %.

Экономический смысл показателя операционного рычага довольно прост – он показывает степень чувствительности прибыли организации к изменению объема производства. В организации с высоким уровнем эффекта операционного рычага незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению прибыли.

Эффект операционного рычага можно определять как отношение маржинального дохода (разницы между объемом продукции и переменными затратами) к прибыли. СОР = МД/П (МД – маржинальный доход, П – прибыль). Значение этого показателя зависит от базового уровня объема производства, от которого идет отсчет. В частности, наибольшие значения показатель имеет в случаях, когда изменение объема производства происходит с уровней, незначительно превышающих критический объем продаж. Тогда даже незначительное изменение объема производства приводит к существенному относительному изменению прибыли. Причина подобного положения состоит в том, что базовое значение прибыли при этом близко к нулю. Пространственные сравнения уровней эффекта операционного рычага (левериджа) возможны лишь для организаций, имеющих одинаковый базовый уровень выпуска. Более высокое значение этого показателя обычно характерно для организаций с более высоким уровнем технической оснащенности. Точнее, чем выше уровень условно-постоянных расходов по отношению к уровню переменных расходов, тем выше эффект операционного рычага. Таким образом, организация (предприятие), повышающая свой технический уровень с целью снижения удельных переменных расходов, одновременно увеличивает и эффект операционного рычага.

DOL = (S-VC)/(S-VC-FC) = (EBIT+FC)/EBIT, где S - выручка от реализации; VC - переменные издержки.

На практике большим операционным рычагом обладают те компании, которые имеют большую долю основных фондов и НМА (нематериальных активов) в структуре баланса и большие управленческие расходы. И наоборот, минимальный уровень операционного рычага присущ компаниям, у которых велика доля переменных затрат.

18. Структура и содержание аналитического отчёта о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках — одна из основных форм бухгалтерской отчетности (форма № 2), которая характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

При составлении отчета расчет выручки и других доходов, а также расходов, производится по методу начисления, т.е. выручка начисляется тогда, когда у потребителей возникают обязательства по оплате продукции или услуг предприятия. Чаще всего это происходит в момент отгрузки потребителю продукции или предоставления услуг, и сопровождается предъявлением покупателем (заказчиком) соответствующих расчетных документов.

Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, для определения величины чистой прибыли.

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг
 
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
Валовая прибыль
 
Коммерческие расходы
Управленческие расходы
Прибыль (убыток) от продаж
II. Прочие доходы и расходы
 
Проценты к уплате
 
Проценты к получению
Доходы от участия в других организациях
 
Прочие доходы
 
Прочие расходы
Прибыль (убыток) до налогообложения
 
Отложенные налоговые активы
 
Отложенные налоговые обязательства
Текущий налог на прибыль
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

В аналитическом ОПУ содержатся:

· анализ изменений выручки, прибыли и себестоимости;

· структура и динамика доходов и расходов по видам деятельности;

· анализ формирования чистой прибыли;

· расчет рентабельности.

Используем данную информацию для:

· оценки эффективности деятельности;

· сопоставления изменений в доходах предприятия и собственников;

· определения наиболее и наименее прибыльных направлений.

Наши рекомендации