Состав внемашинного информационного обеспечения
Внемашинное ИО включает систему экономических показателей потоки информации, систему классификации и кодирования, документацию.
Система показателей служит основой для построения элементов внемашинного и внутримашинного информационного обеспечения и представляет собой совокупность взаимосвязанных социальных экономических и технико-экономических показателей, используемых для решения задач ИС. Она определяет содержание управленческих
документов и массивов. Например, система экономических показателей, представленная в балансе предприятия, в наряде на сдельную оплату труда и пр.
Система показателей менеджмента предназначена для отражения ых функций управления, связанных с прогнозированием, плаванием, организацией, оперативным управлением, учетом и анализом, контролем и регулированием, принятием управленческих решений.
Система показателей устанавливается также в зависимости от уровня управления: корпорация, концерн, фирма, предприятие, организация, подразделение.
На уровне корпорации, концерна осуществляется стратегический менеджмент, обеспечивающий стратегию конкурентного предприятия разработку долгосрочных планов. С этой целью используются, например, системы показателей рынка ценных бумаг, биржевого дела. Фирмы, входящие в корпорацию, осуществляют свою деловую стратегию. Ее задача — обеспечить долгосрочное конкурентное уродство. Для этого нужны показатели о выпускаемых товарах, изучение показателей конкурентных компаний, рынка.
Для осуществления функции планирования каждому уровню управления присуща своя система показателей. Так, например, на не предприятия используются показатели бизнес-плана, объема реализуемой продукции, платежей в бюджет, объема капитальных вложений, ввода в действие основных фондов, объемов поставок и Внутрифирменная информация в основном решает задачи opгaнизации технологического процесса и носит производственный характер. Принятие управленческих решений базируется на отборе, обработке и анализе данных хозяйственного учета: оперативного, финансового (бухгалтерского) и статистического, каждый из которых выполняет свои специфические функции и имеет определенный состав взаимосвязанных показателей. Так, данные оперативного учета содержат различные показатели в первичных учетных документах (о выработке, поступлении материалов, отгрузке продукции и др.). Данные финансового учета отражаются системой показателей, предусмотренных планом счетов бухгалтерского учета и утвержденной сеансовой отчетности. Система статистических показателей, сформированная на основании данных бухгалтерского учета, содержится единых формах статистической отчетности. Показатели бухгалтерской и статистической отчетности отражают состояние предприятия, мы на определенную дату (месяц, квартал, год). Основная цель отчетности — предоставление заинтересованным сторонам информации о финансовом положении, результатах хозяйственной деятельности, прибыльности (убыточности), перспективе развития. Баланс является одним из важнейших отчетных документов и отражает ие финансовых средств у предприятия на определенную дату. Показатели баланса делятся на две части: актив и пассив. В активе показатели группируются по составу и размещению финансовых средств предприятия, в пассиве — по источникам их формирования.
Функция анализа осуществляется в процессе исследования и изучения системы управления на базе данных отчетности. Анализ хозяйственной деятельности играет важную роль в системе управления предприятием (фирмой) и тесно связан со всеми функциями управления. Анализ призван определить экономическую эффективность производственно-сбытовой деятельности фирмы за отчетный период а также направления дальнейшего развития. Выделяют системы аналитических показателей внешнего и внутреннего анализа. Показатели внешнего анализа дают сведения об имущественном состоя фирмы, его финансовой устойчивости и платежеспособности, пользовании капитала и рентабельности, изменении финансового состояния за отчетный период, о распределении прибыли, информацию о связях предприятия с денежными рынками, банками, поставщиками и потребителями, взаимоотношениях с акционерами, кредиторами, налоговыми ведомствами. Внутренний анализ содержит показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы, показатели эффективности деятельности фирмы (прибыль, оборачиваем капитала, анализ структуры капитала, показатели ликвидности, конкурентоспособность, анализ издержек обращения и др.).
Финансовый контроль охватывает все стороны деятельности фи (предприятия) и осуществляется на основании сравнения планов фактических показателей, выявления отклонений по трудовым ресурсам, продукции, производству. Контроль выполняется различи структурными подразделениями: планово-финансовым управлением бухгалтерией, экономистами подразделений. Автоматизированная обработка экономических задач значительно усиливает функции контроля.
Регулирование охватывает все сферы деятельности фирмы и заключается в принятии решений по ликвидации отклонений, в ленных на стадии контроля.
Принятие управленческих решений — это выбор альтернатив осуществляемый руководителем в рамках его должностных полно чий и компетенции, направленной на достижение конкретных цел Управленческие решения могут оформляться документом (при распоряжение, письмо) или носить устную форму. Принятие управленческих решений происходит на основе обработки различной и формации о положении дел на предприятии, состоянии внутренней и внешней среды. Используются показатели прибыли, объема продаж, производительности труда, качества товаров и услуг, кадров др. В ходе обработки показатели анализируются, сравниваются реальные значения с запланированными.
При принятии решения руководитель пользуется критерия выбора, в качестве которых служат различные показатели. Напри и приобретении нового оборудования учитываются его цена и производительность. Система показателей, связанная с управлением производством, занимает значительное место в менеджменте. Например, для управления технологической подготовкой производства используются различные показателей, связанные с нормами расхода материалов, нормами времени и расценками на деталь (соединения), трудоемкостью на изготавливаемую продукцию, применяемости деталей и т. д. Для оперативного управления основным и вспомогательным производством разрабатывается система показателей бизнес-плана, например планируемое количество выпускаемых изделий, трудоемкость программ, плановая ость работающих, потребное количество оборудования, расчет плановой себестоимости выпускаемой продукции и т. д.
Функция управления качеством продукции осуществляется за счет использования показателей стандартов качества на выпускаемую продукцию и ее конкурентоспособности, показателей материального стимулирования за высококачественную продукцию.
Функция управления трудовыми ресурсами выполняется на основании показателей учета и анализа численности состава и использования кадров, выполнения норм выработки, использования рабочего времени, текучести кадров и др.
Широкое использование имеют общесистемные массивы нормативно-справочной информации (словарь профессий, специально- разрядов и т. д.). Особое место в системе показателей, осуществляющих функции управления, занимает маркетинговая служба предприятия, деятельность которой направлена на максимальное приспособление производства продукции к требованиям рынка, запросам потребителей и выполнение установленных показателей прибыли. Разработка программы маркетинга по продукту составляет ядро маркетинговой деятельности. Целью этой программы является разработка на основе полученной информации системы оптимальных технико-экономических показателей продукции, определение их рентабельности и проверки многовариантных расчетов эффективности ее производства и сбыта для принятия управленческих решений и планирования производства.
Главными показателями программы маркетинга являются: объем выпуска продукции (новой и усовершенствованной) в натуральном и стоимостном выражении, выбор потребителя, сопоставление издержек производства, цены, прибыли по каждому продукту, финансовые затраты и оценка рентабельности производства.
Приведенный состав показателей, относящихся к различным фикциям управления, является основной частью информационного печения автоматизированных рабочих мест пользователей, которые организованы на различных уровнях управления и входят в локальную вычислительную сеть предприятия.
Предусматривается организация автоматизированных рабочих мест в планово-экономических службах предприятия, в бухгалтера подразделении, осуществляющем техническую подготовку производства, на складах, в маркетинговых службах, в производственных п разделениях, торговых залах, а также в подразделениях предприятия осуществляющих закупку материалов и продажу готовой продукции.
В особую группу можно отнести показатели, связанные с рас том эффективности менеджмента организации, где используются обобщающие показатели, характеризующие конечный результат боты предприятия: объем производства, прибыль, рентабельность частные показатели использования отдельных видов ресурсов: тру основных фондов, инвестиций. Все показатели экономической эффективности делятся на количественные (экономия трудоемкости стоимости) и качественные, отражающие достижения социален эффективности (повышение научно-технического уровня, интеграция производственных процессов, повышение квалификации).
4.Основные понятия классификации информации. Назначение классификатора.