Функциональные задачи и модули банковских систем

Расширение потребительских (функциональных) свойств АБС связано с особенностями развития банковского дела.

Деление на модули в основном происходит в соответствии с типами банковских операций (например, для кредитно-депозитных операций – кредитно-депозитный модуль, для отчетности – модуль отчетности). В большинстве АБС деление на модули имеет следующую структуру.

Ø модуль администрирования (разграничение прав доступа, администрирование базы данных);

Ø базовый модуль (операционный день) – ведение счетов и справочников; осуществление проводок; составление отчетов (выписки, балансы, движение по счетам); импорт данных для осуществления проводок из других модулей;

Ø кредитно-депозитный модуль – ведение картотек договоров; расчет сумм процентов; составление отчетов по договорам; мониторинг договоров;

Ø модули частных вкладов и МБК;

Ø модуль по работе с ценными бумагами;

Ø модуль депозитарных операций;

Ø модуль отчетности;

Ø модули внутренней бухгалтерии;

Ø модули учета основных средств и нематериальных активов;

Ø модуль расчета заработной платы;

Ø модуль обменного пункта;

Ø модули фронт-офиса (модули подразделения, управляющего ресурсами);

Ø модуль пластиковых карточек;

Ø модуль коммунальных платежей и др.

АБС последнего поколения основаны на сетевой технологии в архитектуре «клиент-сервер» и опираются на единые принципы построения и функционирования.

Как отмечалось, первоначально банковские системы создавались лишь для автоматизации бухгалтерского учета, поэтому основными логическими единицами АБС являлись счета и бухгалтерские проводки. Однако при развитии АБС (на едином информационном поле банка), такой подход является устаревшим. Необходимо выделить новую основную логическую единицу, с которой работали бы все отделы банка и, на основе которой был бы построен электронный документооборот. Такой единицей является первичный (операционный) документ.

Основные правила построения современной комплексной системы автоматизации банка состоят в следующем.

1. Все модули банковской системы должны работать с единой базой данных.

2. Для организации электронного документооборота АБС должна делится на модули в соответствии с организационной структурой банка, а не в соответствии с типом банковской операции.

3. Бумажный документооборот осуществляется в минимально допустимом объеме.

4. Структурному подразделению при обработке одной банковской операции следует работать с одним модулем системы.

5. Технологические операции должны осуществляться в автоматическом режиме.

6. Основной логической единицей АБС является первичный документ.

7. В базе данных должны сохраняться все реквизиты первичных документов для последующего формирования отчетности.

8. Учет операций происходит автоматически на основании реквизитов первичных документов и шаблонов типовых операций.

9. Ход обработки банковской операции в АБС должен дублировать порядок внутреннего документооборота банка.

Ниже показана структурная схема комплексной автоматизации банка для АБС фирмы-разработчика «Диасофт». Ядро включает в себя базовые функции, необходимые для функционирования каждого из программных модулей.

Состав функциональных модулей операционного дня (разработка фирмы «Инверсия») показан на второй схеме. Операционный день банка как программно-технологический комплекс автоматизирует наиболее трудоемкие операции банковского учета.

 
  Функциональные задачи и модули банковских систем - student2.ru

Рис. 4.2. Структурная схема комплексной автоматизации банка («Диасофт»).

 
  Функциональные задачи и модули банковских систем - student2.ru

Рис. 4.3. Состав модулей операционного дня («Инверсия»).

При построении модели АБС учитываются этапы совершения банковской операции:

Ø Анализ документов по предполагаемому контрагенту;

Ø Заключение сделки (прием распоряжения клиента, заключение договора);

Ø Постановка сделки (распоряжения, договора) на позицию по корсчету, проверка лимитов;

Ø Оформление платежных документов;

Ø Перечисление (получение средств) по сделке, договору, поручению;

Ø Бухгалтерское оформление и контроль прохождения сделки;

Ø Оформление документов дня;

Ø Составление отчетности;

Ø Проверка операции службой внутреннего контроля.

Наши рекомендации